Евросоюз предложил еревану и минску «недоассоциацию» / росбалт / 24. 09

Программу Евросоюза «Восточное партнерство» вряд ли можно считать настолько жизнеспособной, как того желали на Западе. Правда, Грузия, Молдавия и Украина подписали с ЕС Соглашения об Ассоциации, однако на Украине в итоге дело дошло до войны. Армения же накануне официального оформления документа отказалась от ассоциированного членства в пользу вступления в ЕАЭС. Беларусь к нему не особенно стремится, а Азербайджан от ассоциации вообще категорически отказался, чем навлек на себя сильнейшие нападки со стороны европейских структур.

По всей вероятности, Европа поняла, что ставить страны «Восточного партнерства» перед выбором - либо ЕАЭС, либо ассоциированное членство - контрпродуктивно, и решила подойти к вопросу иначе: привязать к себе членов Евразийского союза - Армению и Белоруссию - новым соглашением, в котором пугающее Россию слово «ассоциация» фигурировать не будет. Ереван, стремящийся к многовекторности во внешней политике, весьма благосклонно отнесся к такому решению Европы. Минск внешне пока индифферентен. Вероятно, Лукашенко, у которого Европа выпила немало крови по поводу отсутствия демократии в Беларуси, взвешивает все «за» и «против» и ждет реакции Москвы, не желающей политико-экономического сближения постсоветских государств с Западом в каком бы то ни было виде.

На сей раз «вид», по официальной информации, носит следующий характер. По словам главы председательствующего в ЕС министра иностранных дел Люксембурга Жана Ассельборна, готовящийся договор будет связывать Армению и Белоруссию с Евросоюзом в гораздо меньшей степени, чем Соглашение об Ассоциации. То есть, фактически ЕС предлагает этим двум государствам «вторую лигу» в программе «Восточное партнерство» - в первой «играют» Грузия, Украина и Молдавия.

Как пояснил Ассельборн, ЕС «ищет систему, при которой не рушились бы все мосты». «Мы понимаем, что Соглашение об Ассоциации невозможно, и все готовы найти в отношении этих двух стран более легкий вариант, менее настойчивый и фундаментальный. Это будет что-то на уровень ниже Соглашения об Ассоциации», - пояснил он.

Еврочиновник также сообщил, что в новом документе «будет многое», но что именно - не уточнил. Одно он сказал, что соглашение не предусматривает таможенных льгот для Армении и Беларуси. Получается, что в нем отсутствует главный стимул для армянского и белорусского бизнеса. Так что на данном этапе можно предположить, что в рамках будущего соглашения Евросоюз продолжит требовать от Белоруссии демократических реформ в том виде, в каком это ему нужно, а взамен подкинет незначительные «целевые» гранты, кредиты и совместные экономические и логистические проекты. Но если реформы не состоятся, Брюссель будет еще больше давить на Минск, чего Лукашенко не выносит, а значит, с ЕС он «разбежится в разные стороны», и часть программы «Восточного партнерства» отвалится сама собой.

В то же время инициирование нового соглашения говорит в пользу того, что ЕС, с учетом прошлых ошибок (категоричность, санкции, излишний напор и прочее), заинтересован в таком формате сотрудничества с Беларусью, который не отпугнет Минск от Брюсселя и хотя бы на первых порах не столкнет его с Москвой. Задача эта нелегкая, причем как в контексте Беларуси, так и Армении, учитывая острый конфронтационный фон между Россией и Западом. И неизвестно, как предпочтет действовать ЕС: активно перетягивать две бывшие республики СССР в западный лагерь или предложит взаимовыгодное сотрудничество без истерик и угроз. Собственно, от последнего обстоятельства и зависит реакция России на готовящееся соглашение с Евросоюзом и его подписание Минском и Ереваном.

Словом, на данном этапе не раскрытие Брюсселем хотя бы части содержания документа наводит на мысль, что козырную карту, содержащуюся в проекте соглашения, ЕС пока придерживает в рукаве, а попросту говоря, занимается политическим шулерством.

Говоря о Ереване. Здесь всегда старались не упустить шанс тесного сотрудничества с Евросоюзом, и если бы он, то есть ЕС, не поставил Армении условие - либо Соглашение об Ассоциации, либо членство в ЕАЭС, - армяно-европейские отношения были бы довольно активными. И Армения в последний момент вынужденно предпочла ЕАЭС, что, в принципе, логично и закономерно. Но заинтересованность в сотрудничестве с серьезными международными игроками - ЕС, США, Ираном - у нее была и остается. Впрочем, Армении, так же как и Беларуси, необходимо увидеть от ЕС встречное движение, а не одни только требования и критику.

К примеру, Армении кое-что удалось получить от США - недавно стороны подписали договор о торговле и инвестициях, и одна из американских компаний купила «Воротанский каскад ГЭС». Себестоимость вырабатываемой здесь электроэнергии низкая, что привлекло инвестора, несмотря на необходимость солидных финансовых вливаний в этот объект. В данном случае получилось удачно - в стране, где почти все стратегически важные предприятия принадлежат российскому капиталу, включая государственный, параллельно и без проблем работает и западный бизнес.

То есть, соблюдение Арменией баланса интересов между Россией и США возможно в «разумных» пределах, что может распространиться и на Евросоюз, если он всерьез позаботится о трансформации «Восточного партнерства», которое в нынешнем своем виде привело к кризису на Украине. О необходимости реформирования программы говорит и тот факт, что страны-участницы ВП проводят совершенно разную внешнюю политику. Так, три страны «Восточного партнерства» - Грузия, Молдова и Украина - являются носителями прозападного курса и стремятся интегрироваться с НАТО и ЕС; Армения и Белоруссия находятся в составе ЕАЭС, а Азербайджан «гуляет сам по себе».

Это, естественно, мешает продвижению программы. Но в большей степени она буксует из-за игнорирования Евросоюзом интересов России, что делает ее враждебной для последней со всеми вытекающими отсюда последствиями. Во-вторых, Европа не дает членам «Восточного партнерства» никаких гарантий вступления в ЕС, и это сильно снижает привлекательность программы. Параллельно снижается привлекательность собственно Евросоюза, из которого, не ровен час, могут выйти несколько государств, включая такие серьезные, как Великобритания и Франция. Так что, как сложится судьба ЕС в среднесрочной перспективе - большой вопрос.

Соответственно, под большим вопросом и существование «Восточного партнерства», не говоря уже о целесообразности деления его на «лиги». Возможно, было бы правильнее, если бы Евросоюз установил индивидуальные отношения с каждой из стран, в сотрудничестве с которой он заинтересован.

Но вот что сказал агентству «Новости - Армения» старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа МГИМО Николай Силаев: «Думаю, Брюссель исходит из того, что шоу должно продолжаться. Неудобно просто закрыть «Восточное партнерство», поэтому нужно придумать какие-то форматы взаимодействия со странами, не подписавшими ассоциацию».

Что же до реакции России на инициативу ЕС, эксперт заявил, что она будет зависеть от содержания соглашений с Арменией и Беларусью: «Главное, чтобы европейские дипломаты не пытались игнорировать действующие интеграционные объединения, как они это делали при подготовке ассоциации».

МАКРОЭКОНОМИКА

Показатели торговли Кыргызстана со странами ЕАЭС

За год торговля КР со странами ЕАЭС сократилась на 14% и составила $1,3 млрд / АКИПРЕСС / 25.09

За год объем внешнеторгового оборота Кыргызстана со странами Евразийского экономического союза уменьшился на 14% и составил за 7 месяцев 2015 года 1 млрд 360,8 млн долларов или 86% к показателю января-июля 2014 года. Об этом говорится в материалах Национального статистического комитета.

За данный период экспорт товаров в страны ЕАЭС из республики были осуществлен на 198,6 млн долларов, что составило 72,3% к показателю 7 месяцев 2015 года.

Импорт из стран союза в Кыргызстан, в свою очередь, составил 1 млрд 162,1 млн долларов или 88,9% к январю-июлю 2014 года.

Общий удельный вес стран ЕАЭС во внешнеторговом обороте Кыргызстана составил 42,9%.

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Возможный отказ от доллара во взаимной торговле стран ЕАЭС

«Армении очень выгодна торговля в рублях» / ДЕЛОВОЙ ЭКСПРЕСС / 24.09

Предполагаю, что нынешний владелец «Электросетей Армении», избегая дальнейших неприятностей, сам инициировал процесс продажи «Электрических сетей» Армении. Об этом на пресс-конференции заявил руководитель исследовательского центра «Альтернатива», экономист Татул Манасерян.

При этом экономист отметил, что есть реальный ресурс для понижения тарифов на электроэнергию в Армении. По его словам, для общеотраслевой санации должны были быть проведены проверки, которые обнаружили бы ущерб, причиненный не только в сфере энергетики, но и экономике страны в целом. «Неприемлемо, что правительство Тиграна Саркисяна согласилось компенсировать потери компании. На этом фоне уже имели место два повышения тарифов на электроэнергию. На деле, в Армении существует реальный ресурс для понижения тарифов на электроэнергию», -- заявил эксперт. Как считает экономист, после проверок надо осуществить национализацию, после чего Армения объявила бы конкурс и продала бы ее. Далее предлагается создать акционерную компанию, где в качестве держателей акций будет выступать народ. «В этом случае, мы смогли в качестве потребителя электроэнергии также контролировать все процессы», -- отметил экономист.

Татул Манасерян убежден, что предложение премьер-министра Армении о переходе стран Евразийского экономического союза на расчеты в рублях вполне обоснованно и созвучно национальным интересам Армении. Создание общей валюты в странах ЕАЭС является высшей формой экономической интеграции, и по словам Манасеряна, Армении очень выгодна торговля в рублях. «В условиях падающего рубля Армении будет выгодно от стран рублевой зоны -- России и других постсоветских стран, покупать сырье, а также выплачивать кредиты в рублях», -- заявил он. Экономист считает, что интеграция чрезвычайно сложный процесс, и со временем в странах-партнерах по ЕАЭС должна быть гармонизирована не только в валюта, но и налоговая и кредитная политика.

Несмотря на пессимистические прогнозы относительно экономического роста Армении, уже по итогам первого полугодия армянская экономика зафиксировала 4%-й рост. Татул Манасерян подчеркнул, что это стало возможным за счет сферы сельского хозяйства. Как отметил Манасерян, являясь ярым критиком проводимой экономической политики государства, тем не менее он не может не отметить также достижения текущего года. И даже до завершения сельскохозяйственного сезона можно заявить, что динамика отрасли превысила все ожидания -- это стало возможным не только благодаря высокой урожайности в этом году, но и правильно организованной работе по сбыту и экспорту сельскохозяйственных продуктов. Как отметил Манасерян, объем экспорта сельскохозяйственных продуктов в 2015 году в два раза превысил показатель прошлого года, составив более 80%-ов от всего эскорта на российский рынок. По мнению экономиста, потенциал роста армянской экономики существенно превышает зафиксированные результаты. «Армения могла бы достичь и двузначных показателей роста, если бы международные рейтинговые агентства не оказали нам медвежью услугу, выступая с пессимистическими прогнозами относительно роста армянской экономики. Какой серьезный инвестор станет вкладывать средства в экономику, которой международные авторитетные агентства предвещают стагнацию и рецессию», -- спрашивает Манасерян. Экономист призывает отказаться от пессимизма и работать в сторону диверсификации армянской экономики и внешних рынков сбыта.

Форум Retail Business Russia


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: