Тема 2. Философия и естествознание (4 часа)

1. Научные программы Демокрита, Платона и Аристотеля.

2. Знание и технэ в античности и Средневековье. Великие алхимики.

3. Натурфилософия и естествознание в Новое Время. Галилей и Кеплер.

4. Роль промышленно-технологической революции в развитии науки Нового Времени.

5. Логико-философские основания естественных наук. Лейбниц.

6. Роль естествознания в развитии философской мысли.

Методические рекомендации к самостоятельной работе:

Вопрос 1. Указанные 3 программы познания мира в своих основных чертах сохраняют актуальность и сегодня, а их взаимодействие в современной науке гораздо богаче, чем просто конкуренция. Атомистика Демокрита – фундамент естествознания, начиная с XVII в. Пифагорейско-платоновская программа идеальных объектов не только сильно повлияла на становление теоретического мышления, но и по сей день фундаментально важна в математике и математической физике. Что же касается Аристотеля, то не будет преувеличением сказать, что он является духовным отцом всех мыслящих людей; даже те люди, которые никогда не слышали этого великого имени, следуют в своем мышлении установленным им законам.

Вопрос 2. В античности отношение между знанием и умением было иным, в чем-то даже прямо противоположным современному. Союз знания и техники, знания и ремесла начинает складываться в Средние века; алхимики сыграли важнейшую роль в этом. Алхимик не занят исключительно чистым созерцанием; напротив, его мистико-теоретические конструкции преследуют вполне практичную цель – лечение и совершенствование природы, превращение неблагородного в благородное. И совершенно не случайно, что алхимики не просто совершили длинный ряд вполне конкретных открытий, но и разработали множество исследовательских процедур и технических приспособлений, некоторые из которых используются по сей день.

Вопрос 3. Что такое натурфилософия? Чем отличается натурфилософия от метафизики? Является ли она заменой естествознанию? Какую роль играла натурфилософия в эпоху классического естествознания? Имеет ли она право на существование сегодня? Конец натурфилософии был провозглашен О. Контом – основоположником позитивизма. Стал ли крах позитивизма предпосылкой возрождения натурфилософии?

Вопрос 4. Как связан промышленный переворот, переход к индустриальному обществу, происходивший в XVII– XVIII вв., с научной революцией Нового Времени? Почему Ф. Бэкон решил, что знание – сила? Можно ли говорить о социально-экономическом заказе науке в эту эпоху? Есть ли связь между характером промышленного производства и экспериментальным методом?

Вопрос 5. Случайно ли, что период становления классической науки был одновременно периодом жарких споров в теории познания? Ответ очевиден, если учесть, что спорили мыслители, бывшие одновременно математиками, физиками и философами (Декарт, Лейбниц, Ньютон и другие). Даже те ученые, которые декларировали отход от метафизики, создавали свою, новую метафизику. Причина в том, что новая наука нуждалась в новой философии.

Вопрос 6. Также и философия могла развиваться только на основе нового естествознания. Новые философские идеи в онтологии и теории познания возникают в результате осмысления достижений естественных наук. Квантовая революция оказала огромное влияние на развитие философской мысли, что особенно выпукло подчеркнуло роль наук о природе в развитии философии.

Вопросы для размышления:

1. Нужна ли философия естествоиспытателю?

2. Философия – наука наук?

3. Возможна ли в наше время философия без естествознания или в оппозиции естествознанию?

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1999.

2. Асмус В.Ф. Декарт. – М., 2006.

3. Ахутин А.В. Понятие “природа” в античности и в Новое время. – М., 1988.

4. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985.

5. Вавилов С.И. Исаак Ньютон. – М., 1987.

6. Возникновение и развитие химии с древних времен до XVII века. – М., 1980.

7. Всеобщая история химии. Становление химии как науки. – М., 1983.

8. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М., 1980.

9. Галилео Галилей. Диалог о двух системах мира. – М.-Л., 1948.

10. Джуа М. История химии. – М., 1966.

11. Зубов В. П. Развитие атомистических представлений до начала XIX века. – М., 1965.

12. Койре А. Очерки истории философской мысли. – М., 1985.

13. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. – М., 1979.

14. Лурье С.Я. Очерки истории античной науки. – М.;Л., 1947.

15. Льоцци М. История физики. – М., 1970.

16. Очерки развития основных физических идей. – М., 1959.

17. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. – М., 1979.

18. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. – М., 1980.

19. Рожанский И.Д. Античная наука. – М., 1980.

20. Рожицын В.С. Джордано Бруно и инквизиция. – М., 1955.

21. Соколов В. В. Средневековая философия. – М., 1979.

22. Соловьев Ю.И. История химии. – М., 1983.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: