Семинар-практикум. Тема 10. Организация и структура психологического исследования

Цель: Обсудить методологию построения психологического исследования. Разобрать структуру: актуальность, цель, гипотеза, задачи исследования. Познакомиться в современных изданиях с примерами оформления результатов психологических исследований.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные характеристики психологического исследования.

2. Виды психологических исследований.

3. Уровни психологических исследований.

4. Общая схема исследования.

5. Актуальность, проблема, объект и предмет исследования.

6. Цели и задачи исследования.

7. Концепция исследования. Этапы построения и развития гипотезы.

8. Определение выборки экспериментального исследования.

9. Система методов и средств исследования.

10. Сбор и обработка эмпирических данных.

11. Обобщение и интерпретация результатов исследования.

12. Варианты оформления научного исследования.

Темы рефератов:

1. Реализация номотетического и идеографического подходов в психологическом исследовании.

2. Этические принципы деятельности психолога.

3. Типичные ошибки в планировании и организации психологических исследований.

4. Способы повышения объективности психологических исследований.

Литература:

1. *Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследованиия: Учеб. пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2005. – 352 с.

2. Гормин, А.С. Методология и методы психологии: учебно-методическое пособие / А.С. Гормин. – Великий Новгород: НИРО, 2010. – 23 с.

3. *Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 558 с.

4. *Дорфман, Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологиям: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Смысл, 2005. – 288 с.

5. *Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2000. – 320 с.

6. *Дьяков, Д.Г. Методология, теория и методы психологических исследований. Учебно-методическое пособие. – Режим доступа: http://psy.bspu.unibel.by/psy_pozn/docs/3-2.htm. – Дата доступа: 25.08.2013.

7. *Забродин, Ю.М. Модель личности в психодиагностике / Ю.М. Забродин. – М.: Прогресс, 1994. – 182 с.

8. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 208 с.

9. *Занковский, А.Н. Этапы научного исследования // Методологичекие основы психологии: хрестоматия; учебно-методический комплекс / С.Ю. Манухина, А.Н. Занковский. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. – С. 118-122.

10. *Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования / Ф.И. Иващенко. – Мн.: «ФУАинформ», 2003. – 138 с.

11. Константинов, В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога / В.В. Константинов. – СПб.: Питер, 2006. – 272 с.

12. Куликов, Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению / Л.В. Куликов. – Спб.: Речь, 2001 – 184 с.

13. Лекции по курсу «Методология и методы психологического исследования»: В 2-х ч. / С.В. Голев, О.С. Голева. – Херсон: ОМУРЧ «Украина» ХФ, 2010. – 213 с.

14. Тютюнник, В.И. Основы психологических исследований: Учеб. пособие / В.И. Тютюнник. – М.: УМК «Психология», 2002. – 208 с.

Образовательные технологии: презентация, кейс-метод (решение практических ситуаций), метод группового решения творческих задач, работа с авторефератами диссертаций.

Задание для самостоятельной работы:

ü Определить объект и предмет исследования в научном тексте (курсовой работе, статье, автореферате диссертации; ксерокопию научного текста приложить к выполненному заданию).

ü Сформулировать гипотезу исследования (в курсовой работе, статье, автореферате диссертации; ксерокопию научного текста приложить к выполненному заданию).

ü Выделить независимую и зависимую переменные в исследовании (в курсовой работе, статье, автореферате диссертации; ксерокопию научного текста приложить к выполненному заданию).

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: доклад, реферат, решение практических ситуаций, решение творческих задач, работа с авторефератами диссертаций, тестирование (письменное или компьютерное).




double arrow
Сейчас читают про: