Семинар. Тема 7. Специфика научного психологического знания

Цель: Проанализировать особенности и типы научного психологического знания. Определить роль учёного в формировании психологического знания.

Вопросы для обсуждения:

1. Ненаучное и научное психологическое знание.

2. Проблема истинности знания в психологии.

3. Особенности и структура психологического знания.

4. Теоретическое и эмпирическое знание.

5. Типы психологического знания (Я.А. Пономарев).

6. Роль личности учёного в формировании научного знания. Великие психологи: их жизненный путь и вклад в науку.

Темы рефератов:

1. Теория Л.С. Выготского и деятельностный подход в психологии.

2. С.Л. Рубинштейн и его вклад в развитие психологической науки.

3. Антропологическая психология Б.Г. Ананьева.

4. А.Н. Леонтьев и его роль в развитии отечественной психологии.

5. Психология межличностных отношений В.Н. Мясищева.

6. Системный подход в психологии Б.Ф. Ломова.

7. Развитие П.Я. Гальпериным деятельностного подхода в психологии.

8. О развитии В.В. Давыдовым теории психического развития.

9. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина.

10. А.В. Запорожец и его вклад в советскую психологию.

11. Деятельностная парадигма и проблема памяти в трудах П.И. Зинченко.

12. Л.И. Божович: вехи биографии и основные понятия концепции формирования личности.

13. Общение, деятельность и межличностные отношения в концепции М.И. Лисиной.

14. О месте учения И.П. Павлова в современной психологии.

15. Вклад И.М. Сеченова в развитие мировой и отечественной физиологии.

16. В.М. Бехтерев – родоначальник комплексного изучения человека.

17. Формирование школы Б.М. Теплова как исследовательского коллектива.

18. Понятие установки в концепции Д.Н. Узнадзе.

19. Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А.Р. Лурия.

20. Психоаналитическая теория З. Фрейда.

21. Индивидуальная психология А. Адлера.

22. Аналитическая психология К.Г. Юнга.

23. Проблема речи и мышления ребёнка в учении Ж. Пиаже.

24. Природа человека в концепции А. Маслоу.

25. Психолого-исторические особенности понимания человека в теоретическом наследии Леонардо да Винчи.

Литература:

1. *50 выдающихся психологов мира: учеб. пособие для студентов / Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский. – М.: Межд. пед. акад., 1995. – 192 с.

2. Дорфман, Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологиям: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Я. Дорфман. – М.: Смысл, 2005. – 288 с.

3. Карандашев, В.Н. Методологические основы психологии: пособие к учебному курсу / В.Н. Карандашев. – 2-е изд. – Екатеринбург: Уральский институт практической психологии, 2005. – 185 с.

4. Корнилова, Т.В. Методологические основы психологии / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.

5. Лубовский, Д.В. Введение в методологические основы психологии: Учеб. пособие / Д.В. Лубовский. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. – 224 с.

6. Никандров, В.В. Методологические основы психологии: Учебное пособие / В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2008. – 234 с.

7. Пономарёв, Я.А. Методологическое введение в психологию / Я.А. Пономарёв. – М.: Наука, 1983. – 205 с.

8. *Рубрика «Персоналии (анализ творчества отдельных ученых; юбилейные материалы)» журнала «Вопросы психологии». – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/rubr/0600.htm. – Дата доступа: 25.08.2013.

9. *Соколова, Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студентов вузов. – Т. 1 / Е.Е. Соколова // Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 352 с.

10. Юревич, А.В. Психология и методология / А.В. Юревич. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 312 с.

Образовательные технологии: дискуссия.

Задание для самостоятельной работы:

ü Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика ненаучного и научного психологического знания» (критерии для сравнения: источник, методы получения знаний, характер репрезентации знаний, способ передачи знаний, доказанность, систематизированность и доступность знаний).

ü Проанализировать основные биографические данные любого известного психолога и сопоставить их с теми психологическими идеями (теориями, концепциями), которые он выдвигал.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос (групповой или индивидуальный), доклад, реферат, участие в дискуссии, контроль самостоятельной работы студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: