Темы контрольной работы

Теоретическая часть

1. Религия и наука: возможности и границы диалога.

2. Философия и наука: формы диалога и опосредования в истории культуры.

3. Искусство и наука: общее и различное в духовном понимании мира.

4. Наука как форма осмысления и объяснения реальности.

5. Ненаучное и научное знание. Критерии истинности знания.

6. Специфика и структура научного познания.

7. Факторы, определяющие развитие психологии как науки.

8. Логика развития психологической науки.

9. Научные революции как смена парадигм научного знания в психологической науке.

10. Доклассический (допарадигмальный) период развития науки и его влияние на методологию психологических исследований.

11. Классический тип рациональности и психологическая методология.

12. Неклассический тип рациональности и новая методология психологических исследований.

13. Постнеклассический тип рациональности и методология психологии.

14. Позитивизм в методологии науки (О. Конт). Методологические исследования в постпозитивизме (Т. Кун, И. Лакатос и др.).

15. Вклад К. Поппера в развитие методологического знания.

16. Методологические исследования в отечественной философии (Б.М. Кедров, П.В. Копнин, В.С. Стёпин, М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий).

17. Развитие методологии науки как вида научной рефлексии: онтологизм, гносеологизм, методологизм.

18. Рефлексивная функция методологического знания и значение методологического знания для психологии.

19. Структурная четырехуровневая модель методологического знания (Э.Г. Юдин, В.П. Зинченко, С.Д. Смирнов).

20. Подход В.А. Ядова, Г.М. Андреевой, В.Н. Дружинина к структуре методологического знания.

21. Взгляд Л.С. Выготского, Н.И. Шевандрина на проблему выделения уровней методологического знания.

22. Подход Ю.Н. Карандашева к выделению уровней методологического знания.

23. Структура психологических теорий (И. Лакатос, В.С. Стёпин, А.В. Юревич) и их специфика.

24. Парадигмы в психологии по А.В. Юревичу, Б. Баарсу, В.А. Янчуку.

25. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии.

26. Сравнительная характеристика основных методологических принципов ассоцианизма, психоанализа и бихевиоризма.

27. Развитие методологических принципов культурно-исторической теории Л.С. Выготского в отечественной психологии.

28. Основные методологические принципы и особенности экспериментального исследования мышления в концепции Ж. Пиаже.

29. Системный подход в структуре психологического познания (Б.Ф. Ломов).

30. Ненаучное и научное психологическое знание, их сравнительная характеристика.

31. Роль личности учёного в формировании научного знания.

32. Характеристика подходов к исследованию категорий мотива, действия, отношения и переживания в основных психологических школах.

33. Категория отражения в психологии.

34. Категория деятельности. Основные содержательные характеристики деятельности человека.

35. Категория общения в гуманитарных науках и в психологии.

36. Методологические принципы определения личности в психологии.

37. Принцип детерминизма, развитие детерминизма в истории науки.

38. Гносеологические принципы в психологии: объективность, научность, единства логического и исторического, концептуального единства, познаваемости, единства исследовательской и практической деятельности.

39. Принцип активности в психологии.

40. Принцип системности, основные виды объяснительной связи.

41. Принцип развития, виды развития в психологической науке.

42. Качественная и количественная методология психологического исследования.

43. Наблюдение и эксперимент как основные методы психологического исследования.

44. Методы беседы, опроса, интервью и анкетирования в психологии.

45. Особенности проведения психологического тестирования.

46. Использование проективных методик в психологическом исследовании.

47. Виды и уровни психологического исследования. Общая схема исследования.

48. Типичные ошибки в планировании и организации психологических исследований.

49. Способы повышения объективности психологических исследований.

50. Варианты оформления научного исследования.

51. Требования к устной и письменной речи в науке.

52. Место и роль терминов в языке науки.

53. Стилевые различия жанров научной литературы (эссе, тезисы, статья, монография, справочная, учебная, научная и научно-популярная литература).

54. Исторический смысл психологического кризиса.

55. Психофизическая и психофизиологическая проблемы, основные варианты ее разрешения – параллелизм, взаимодействие, идентичность.

56. Методологическое значение работ А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина для разрешения психофизиологической проблемы.

57. Проблема объективного метода в психологии: исторический аспект и современные подходы.

58. Проблема единиц анализа психики: методологические требования и варианты ее решения.

59. Проблема критериев нормы в психологии.

60. Проблема биологического и социального в человеке.

Практическая часть

1. Составить словарь терминов по вопросу «Типология методологий в историческом контексте»: натурфилософия, метафизика (эмпиризм, рационализм, скептицизм, сенсуализм), диалектика (материализм, идеализм, дуализм), в философии (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, модернизм, постмодернизм) и психологии (структурализм, динамизм, функционализм, психологизм, феноменологизм).

2. Составить таблицу-схему «“Постулат непосредственности” и способы его преодоления в различных психологических школах» (сравнительная характеристика основных методологических принципов ассоцианизма, психоанализа, бихевиоризма, культурно-исторической теории Л.С. Выготского и концепции Ж. Пиаже).

3. Провести информационный поиск статей по методологии психологии в любом психологическом журнале за последние пять лет, оформить список статей в соответствии с требованиями ВАК к библиографическому описанию литературы, выбрать из списка одну статью и проанализировать ее (решению какой методологической проблемы посвящена данная статья, какие основные вопросы в ней раскрываются; ксерокопию статьи приложить к выполненному заданию).

4. Выделить проблему в научном тексте (курсовой работе, статье, автореферате диссертации или монографии), сформулировать в виде вопроса (ксерокопию научного текста приложить к выполненному заданию).

5. Определить теории или концепции, которые выступили в курсовой работе (или другой научной работе) в качестве философской, общенаучной и конкретно-научной методологии.

6. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика ненаучного и научного психологического знания» (критерии для сравнения: источник, методы получения знаний, характер репрезентации знаний, способ передачи знаний, доказанность, систематизированность и доступность знаний).

7. Заполнить таблицу «Изменение представлений о предмете психологии в разных психологических школах».

8. Определить объект и предмет исследования в научном тексте (курсовой работе, статье, автореферате диссертации; ксерокопию научного текста приложить к выполненному заданию).

9. Сформулировать гипотезу исследования (в курсовой работе, статье, автореферате диссертации; ксерокопию научного текста приложить к выполненному заданию).

10. Выделить независимую и зависимую переменные в исследовании (в курсовой работе, статье, автореферате диссертации; ксерокопию научного текста приложить к выполненному заданию).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: