Продавцы | |||
Покупатели | Много | Несколько | Один |
Много | Двухсторонняя полиполия | Олигополия | Монополия |
Несколько | Олигополия | Двухсторонняя олигополия | Монополия, ограниченная олигополией |
Один | Монополия | Монополия, ограниченная олигополией | Двухсторонняя монополия |
Типы строения товарных рынков по Чемберлину-Блейну
Типы строения товарных рынков по Чемберлину-Блейну - классификация товарных рынков, критериями которой являются:
- (по Э.Чемберлину) взаимозаменяемость товаров, представленная коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса;
- (по Э.Чемберлину) взаимозависимость предприятий, предлагающих товары, представленная коэффициентом объемной перекрестной эластичности;
+ (по Дж.Блейну) условие выхода на рынок.
Согласно этой классификации основными типами строения рынков являются:
- совершенная конкуренция;
- монополистическая конкуренция;
- однородная олигополия;
- неоднородная олигополия;
- монополия.
Совершенная конкуренции – состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни один из них не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы оказать влияние на цену продукции.
Несовершенная конкуренция – характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурирует между собой за продажи.
Монополия – рынок одного продавца, реализующего уникальную продукцию
Монопсония – рынок одного покупателя
Олигополия – рынок, на котором действует несколько крупных продавцов и существуют значительные барьеры входа и выхода.
Олигопсония - рынок, на котором действует несколько крупных покупателей и существуют значительные барьеры входа и выхода.
Дуополия – рынок, состоящий из двух фирм
Двустороння монополия – это рыночная структура, когда монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем.
Квазимонопольные рынки – рынки, на которых при относительно низкой концентрации продавцов существует монопольная власть.