Василий Иванович Шуйский

I. Правители Смутного времени.

Борис Годунов

Из труда историка Н.М. Карамзина:«В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошёл всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, что­бы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоанна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профес­соров и докторов... Сие важное намерение не исполни­лось, как пишут, от сильных возражений духовенства... Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому....он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.»...«Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил её во мнении Европы, то не он ли и ввергнул Россию в бездну злопо­лучия почти неслыханного — предал в добычу ляхам и бродягам, вызвал сонм мстителей и самозванцев истре­блением древнего племени царского? Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на нём святоубийцею?»

Н.М. Карамзин. История государства Российского. Том 11,глава 2.

Василий Иванович Шуйский.

Иван Тимофеев. О Василии Шуйском.

(Иван Тимофеев - дьяк, служивший в нескольких приказах Москвы, Новгорода и других городов; автор Временника - своеобразной летописи начала XVII в.)

«В последние годы текущего времени Шуйский, по имени Василий, называемый царем всей Руси, сам себя избрав, сел на престол имевших верховную власть первых самодержцев, думаю, без Божия избрания и без его воли и не по общему из всех городов Руси собранному народному совету, но по своей воле [это свершилось].

Этот вышеупомянутый Василий, без соизволения людей всей земли, случайно и спешно, насколько возможна была в этом деле скорость, людьми, находящимися только тут, в царствующем городе, без всякого его сопротивления, сначала в собственном его дворе был наречен, а потом и поставлен царем всей великой России.

В годы, когда прекратился со смертью предел жизни царствующего над нами Бориса и когда поражен был гневом ярости Господней и убит рукою народа Расстрига, зависть к царствованию возникла и у царя Василия, и, как стрелою подстреленный властолюбием: первых, он поступил еще более дерзко, чем те двое: весьма неосмотрительно и спешно сел на престол, так как не был искусен в этом. Он создал себе дом и не углубил его в землю, но основал его только на песке. Без согласия всей земли сам себя поставил царем, и все люди были смущены этим скорым его помазанием [на царство]; этим он возбудил к себе ненависть всех городов своего государства. Отсюда, после первых [захватчиков], началось все зло на Руси и стали происходить в земле многие нестроения; именно - [началось] непослушание и самовластие рабов и осада городов, так что свои, одной с нами веры рабы, придя войском к матери городов [Москве], этим своим приближением к стенам города изменнически оказывали презрение самой главе царства, а нововоцарившийся [Василий Шуйский] со всем своим родом был ими заперт, как птица в клетке.

Среди отступников, соединившихся с чужими силами, помогающих мудровать против нас нашим противникам, были не только одни мелкие наши воины, но немало было и из вельмож и других близких к царю сановников. Вместе с ними каждый из тех, которые по чину принадлежали к царскому двору, - переезжал вон из города в стан противников, прельстившись неподтвержденным обманом и соблазняя прочих, показывая всем образец своей слабости и немужества, как будто можно было всех людей привести в подобную им погибель. И эти так делали, и другие, из соседних городов, которые клялись телесному врагу [самозванцу] крестной клятвой, пачкая ложью не столько уста, сколько души свои, -одни, не любя царя, в городе, другие - из-за недостатка необходимого для жизни, так как в городе тогда был сильный голод. Коротко говоря, не столько осталось людей в городе с царем, сколько было перебежчиков, которые перешли к ложному царю. Если даже перебежавшие туда и знали, что он ложный царь, поклонялись ему, как кумиру,: представленному в телесном образе, досаждая таким образом настоящему царю, который находился в городе, и городу, как чужому, вместе с врагами все время творя всякие пакости. Они же, незадолго перед этим в концы земли всего нашего царства, как саранча, расходились безбоязненно, не находя нигде сопротивляющихся им, а, наоборот, [находя] способствующих им: все города и села они пленили, жителей и верных подвергая мукам, а имения их расхищая. И невозможно кому-нибудь счесть или описать многочисленные беды русского народа.»

«Царем Василием Шуйским мало кто был доволен. Главными причинами недовольства был некорректный (незаконный)путь В.Шуйского к престолу и его зависимость от кружка бояр, его избравших и игравших им как ребенком, по выражению современника.»

Литература: Ключевский В.О. Русская история.Полный курс лекций, лекция 42.

Н.М.Карамзин писал: «Василий Шуйский был тогда идолом народа, прославив себя неустрашимою твердостью в обличении Самозванца: пытки и плаха дали ему в глазах россиян блистательный венец героя-мученика, и никто из бояр не мог, в случае народного движения, иметь столько власти над умами, как сей князь, равно честолюбивый, лукавый и смелый...»

Карамзин Н.М. Об истории государства Российского / Сост. А.И.Уткин. — М., 1990. — С. 229—300.

ЛжедмитрийI В.О.Ключевский писал о Лжедмитрии I: «На престоле московских государей он был небывалым явлением. Он совершенно изменил чопорный порядок жизни старых государей и их тяжелое, угнетательное отношение к людям со всеми обращался просто, обходительно, не по-царски... своим образом действий он приобрел широкую и сильную привя­занность в народе...»

Ключевский В.О. Цит. по кн.: Клеменкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных. Задачник. В 2 кн. — М., 1996. — Кн. 2. — С. 17.

"Он [Лжедмитрий I] не оправдал тех надежд, которые возлагали на него в Речи Посполитой. Чтобы заручиться поддержкой дворянства, царь щедро раздавал земли и деньги. Деньги Лжедмитрий занимал у монастырей. Вместе с просочившейся информацией о католичестве царя, займы тревожили духовенство. Крестьяне надеялись, что добрый царь Дмитрий восстановит право перехода в Юрьев день. Но, не вступив в конфликт с дворянством, Лжедмитрий не мог этого сделать. Крестьянам, ушедшим от своих господ в голодные годы, лишь дано было разрешение оставаться на новых местах. Эта мизерная уступка не удовлетворила крестьян, но вызвала недовольство дворян. Ни один социальный слой внутри страны, ни одна сила за ее рубежами не имели оснований поддерживать царя. Потому-то так легко и был свергнут он с престола.

Кобрин В.Б. Смута. – М.: Наука, 1987

К.Ф.Рылеев так описал последний момент жизни Лжедмитрия I:

Все погибло! нет спасенья,

Смерть прибежище одно!

Рек тиран... еще мгновенье

И бросается в окно!

Сабель, копий и мечей,

Жизнь окончил в страшных муках

Нераскаянный злодей...

Рылеев К.Ф. Думы. Поэмы. Стихотворения. Проза. — М., 1989. — С 70.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: