Проблемные ситуации к экзамену

Педагогическая психология

Вопросы к экзамену

1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими психологическими дисциплинами и педагогикой

2. Проблема соотношения обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии

3. Педагогическая психология как прикладная отрасль

4. Знания как результат процесса учения. Состав знаний: содержание и форма

5. Умения как результат процесса учения. Состав действий и умений

6. Структура процесса учения: процесс и результат

7. Педагогические факторы успешности обучения

8. Психологические факторы успешности обучения

9. Подходы к формированию учебной мотивации

10. Теории учебной мотивации (теория самодетерминации, атрибутивный подход)

11. Бихевиористские подходы к учению

12. Теория социального научения

13. Когнитивные подходы к учению

14. Культурно-деятельностная теория учения

15. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина: первичные и вторичные свойства действий

16. Типы ориентировочной основы действий и типы учения

17. Этапы процесса формирования по П.Я.Гальперину

18. Современное состояние теории П.Я.Гальперина

19. Формирование теоретического мышления в учебной деятельности

20. Основные положения теории развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова

21. Современное состояние теории развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова

22. Психология воспитания: предмет, задачи и методы. Стили воспитания

23. Гуманистический подход к воспитанию

24. Психоаналитические подходы к воспитанию

25. Теория нравственного развития Л. Кольберга

Проблемные ситуации к экзамену

1. Опишите структуру любого умения на материале учебной деятельности школьников или студентов

2. Приведите пример обучения какому-либо умственному действию с помощью трех разных типов ООД.

3. Продемонстрируйте достоинства и недостатки разных типов ориентировки при обучении одному и тому же умению.

4. Приведите пример влияния такого педагогического фактора как организация содержания обучения на эффективность процесса учения.

5. Вам предложили дать экспертную оценку эффективности обучения одному и тому же предмету по двум учебным программам. Опишите алгоритм ваших действий. Обоснуйте свои выводы.

6. При подготовке педсовета по теме «Как наши старшеклассники умеют учиться» завуч школы обратился к Вам с просьбой помочь в организации сбора необходимых данных. Опишите свои действия.

7. К вам как к психологу обратились родители, детям которых не ставят отметок, с просьбой объяснить, в чем положительные и отрицательные последствия этого факта.

8. К вам, как к психологу, обратилась молодая учительница начальных классов с проблемой: ее ученики-первоклассники с большим трудом учатся писать прописные буквы. Используемая пропись, с точки зрения учительницы, соответствует известным ей принципам теории П.Я.Гальперина - после образца каждой буквы в ней приводятся опорные точки, которые ребенок должен обвести, чтобы написать букву. Проблема состоит в том, что, обводя букву правильно, дети затрудняются при письме без опорных точек. Что вы ей посоветуете?

9. К вам на психологическую консультацию пришла мама дошкольника с просьбой порекомендовать школу, которая бы подошла ребенку, уже в 6 лет умеющему бегло читать, писать прописными буквами и свободно осуществлять операции с числами. Также мама думает перевести ребенка сразу в 3 класс. Что вы ей порекомендуете?

10. Вас попросили проанализировать урок по теме «Склонения существительных», на котором учитель организовал усвоение новой темы третьеклассниками следующим образом: дети были распределены на группы по четыре человека, и каждой группе было дано задание. Задание заключалось в следующем: каждый в своей тетради должен прочитать слова и разделить их на три группы по типу склонения. Во время выполнения задания учитель подходил к каждой группе и побуждал их работать совместно, но лишь одна группа из пяти действительно работала так, как он хотел. Что вы посоветуете учителю после урока?

11. К вам за консультацией обратилась мама мальчика, который, по ее словам, не умеет учиться. Что и в какой последовательности вы будете диагностировать и какие рекомендации вы дадите маме?

12. Опишите любую проблемную ситуацию с позиций разных теорий воспитания.

13. Придумайте примеры, демонстрирующие стадии морального развития по Л.Колбергу.

14. Учитель обратился к вам с просьбой. В его классе есть два постоянно дерущихся ребенка. Предложите, как нужно работать с этими детьми с точки зрения разных подходов.

15. На родительском собрании во втором классе учительница дала следующие советы по организации выполнения домашних заданий: начинать работу с письменных уроков (решение задач, выполнение упражнений), потом учить правила, добиваясь их буквального воспроизведения путем повторения. Заданные тексты, например, по чтению и природоведению, читать 2-3 раза вслух, а затем пересказывать. После этого надо ответить на вопросы, которые даны к тексту. Оцените эти советы с точки зрения развития учебных умений школьников.

16. Несколько учеников 11 класса школы, где Вы работаете психологом, решили записаться на платные курсы по скорочтению, чтобы лучше подготовиться к экзаменам. Они пришли к Вам за советом. Каким будет Ваше мнение?

17. Разработайте схему ориентировочной основы действия подведения под понятие для использования ее при усвоении одного из научных понятий.

18. Вы – школьный психолог. Учительница математики говорит Вам, что Петя Иванов из 6 «б», сидящий на последней парте, – отпетый двоечник, его ничего не интересует, и он тянет класс назад. Она просит обследовать ребенка, чтобы дать рекомендации для перевода ребенка в другую школу. Какие характеристики психической сферы Пети Вы будете анализировать? Какие вопросы зададите учительнице Пети?

19. К Вам за консультацией обратилась мама девочки (8,5 лет), ученицы третьего класса. Маму волнуют проблемы дочери в обучении. Основные оценки по всем предметам – тройки. Особое беспокойство у мамы вызывает плохая память девочки, то, что она не может пересказать ни один текст, который читает. Ваши действия и советы?

20. Приведите пример обучения одному и тому же с точки зрения традиционного обучения и теории развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова

21. Приведите пример обучения одному и тому же с точки зрения традиционного обучения и теории П.Я.Гальперина

22. Приведите пример обучения одному и тому же с точки зрения бихевиористского и когнитивного подходов.

23. Сформируйте одно из понятий на выбор: прямой угол, биссектриса, млекопитающее (разработайте ориентировочную основу действия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: