Часа.
Тема 3.1. «Внутрибанковский аудит»
Часа.
Вопросы к теме:
1. Понятие внутреннего аудита и причины его возникновения.
2. Организация работы службы внутреннего аудита в банке.
3. Методы проведения внутрибанковского аудита.
Вопрос 1.
Внутренний аудит — это организованный в банке в интересах его собственников и регламентированный внутренними документами контроль соблюдения установленного порядка, законности и эффективности проведения банковских операций, а также рационального функционирования системы внутреннего контроля.
Внутренний аудит помогает банку в достижении его целей, обеспечивая систематическую оценку и повышение качества процесса управления путем проведения независимой, объективной проверки и консультирования.
Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. В связи с этим его иногда называют управленческим или производственным аудитом. В Республике Беларусь служба внутреннего аудита подчиняется непосредственно руководителю исполнительного органа банка, как правило, Председателю Правления банка.
|
|
Внутренний аудит — составная часть системы внутреннего контроля, направленная на осуществление постоянного контроля всех сфер работы банка.
Собственники (акционеры) и руководители коммерческого банка либо его подразделения хотят знать о действительном положении дел. Именно для этого в банках создаются специализированные подразделения, работники, которых занимаются анализом каждого технологического цикла. При этом анализируется как функционирование и рациональность системы в целом, так и каждого элемента системы. Выявляются слабые места в работе банка и его отдельных структурных подразделений, филиалов, изучается уровень и надежно связей между функциональными подразделениям. Работа аудиторов завершается рекомендациями по устранению имеющихся недостатков. При этом основной целью внутреннего аудита является подготовка полной и по достоверной информации для собственников и руководства о состоянии дел в реальном режиме времени.
Необходимость (потребность) во внутреннем аудите в банках обусловлена следующими причинами:
1) возникновением больших структурных подразделений;
2) тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности банка и низших управленческих структур;
3) усложнением организационной структуры банков;
4) разнообразием видов деятельности;
5) удаленностью подразделений;
6) необходимостью руководства получить достаточно объективную и независимую оценку работы подразделения (филиала, департамента, отдела и т. д.);
7) экономией средств по проведению внешней аудиторской проверки.