double arrow

I. Задания для самостоятельной работы

1. Подготовка инициативного устного доклада (сообщения) или письменного эссе по проблемным вопросам уголовного права на одну из следующих тем (по выбору студента):

1.1. «Проблемы разграничения косвенного умысла и легкомыслия».

1.2. «Невиновное причинение вреда – законодательная регламентация и проблемы практического определения».

1.3. «Особенности аффекта как уголовно значимого эмоционального состояния. Проблемы установления».

2*. Логические схемы:

2.1.

  Субъективная сторона преступления  
     
1. …   2. …   3. …   4. …

2.2.

  Формы и виды вины в уголовном праве  
     
  1. …   2. …  
         
  1.1. …   1.2. …   2.1. …   2.2. …  
                 

3. Тестовые задания.

3.1. Обязательным признаком субъективной стороны и любого состава преступления является

1) цель;

2) мотив;

3) вина;

4) умысел;

5) эмоции;

6) аффект.

3.2. Факультативными признаками субъективной стороны являются

1) цель;

2) мотив;

3) вина;

4) умысел;

5) эмоции;

6) неосторожность.

3.3. В соответствии с УК РФ формами вины являются

1) вменяемость;

2) невменяемость;

3) умысел;

4) ошибка;

5) воля;

6) халатность;

7) неосторожность.

3.4. Видами умысла являются

1) простой и сложный;

2) конкретизированный и неконкретизированный;

3) общий и специальный;

4) общий и частный;

5) прямой и косвенный;

6) прямой и кривой;

7) заранее обдуманный и внезапно возникший.

3.5. В зависимости от особенностей психологического содержания умысел подразделяется на

1) простой и сложный;

2) конкретизированный и неконкретизированный;

3) общий и специальный;

4) общий и частный;

5) прямой и косвенный;

6) прямой и кривой;

7) заранее обдуманный и внезапно возникший.

3.6. В зависимости от момента возникновения преступного намерения умысел подразделяется на

1) простой и сложный;

2) конкретизированный и неконкретизированный;

3) общий и специальный;

4) ранний и поздний;

5) прямой и косвенный;

6) прямой и кривой;

7) заранее обдуманный и внезапно возникший.

3.7. В зависимости от степени определенности представлений субъекта о важнейших фактических и социальных свойствах совершаемого им деяния умысел подразделяется на

1) простой и сложный;

2) конкретизированный и неконкретизированный;

3) общий и специальный;

4) общий и частный;

5) прямой и косвенный;

6) заранее обдуманный и внезапно возникший.

3.8. Обусловленные определенными потребностями и интересами внутренние побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление и которыми оно руководствовалось при его совершении, называются

1) целями преступления;

2) мотивами преступления;

3) причинами преступления;

4) условиями преступления;

5) эмоциональным состоянием.

3.9. Неправильное представление лица о преступности или неприступности совершенного деяния и его последствий называется

1) судебной ошибкой;

2) юридической ошибкой;

3) фактической ошибкой;

4) добросовестным заблуждением.

3.10. Неправильное представление лица об обстоятельствах, относящихся к объекту и объективной стороне совершенного им преступления, называется

1) судебной ошибкой;

2) юридической ошибкой;

3) фактической ошибкой;

4) добросовестным заблуждением;

5) объективной ошибкой.

3.11. Действия лица, который тайно похитил со склада вооружения ящик, рассчитывая, что в нем находятся боеприпасы, однако в действительности похитил форменную обувь, надлежит квалифицировать как

1) кража чужого имущества (ст. 158 УК РФ);

2) хищение боеприпасов (ст. 226 УК РФ);

3) кража чужого имущества (ст. 158 УК РФ) и хищение боеприпасов (ст. 226 УК РФ) – по совокупности;

4) покушение на хищение боеприпасов (ч. 3 ст. 30, ст. 226 УК);

5) кража чужого имущества (ст. 158 УК РФ) и покушение на хищение боеприпасов (ч. ст. 30, ст. 226 УК РФ) – по совокупности.

3.12. Действия Иванова, желавшего убить Петрова, но вместо него по ошибке убившего похожего на него Сидорова, надлежит квалифицировать как

1) убийство Петрова (ч. 1 ст. 105 УК РФ);

2) убийство Сидорова (ч. 1 ст. 105 УК РФ);

3) убийство Сидорова (ч. 1 ст. 105 УК РФ) и покушение на убийство Петрова (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ) – по совокупности;

4) покушение на убийство Петрова (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ).

3.13. На квалификацию преступлений не влияют ошибки в

1) объекте преступления;

2) предмете преступления;

3) преступности деяния;

4) наказуемости деяния;

5) общественной опасности деяния;

6) развитии причинной связи;

7) правовой оценке деяния.

3.14. Юридическими ошибками являются ошибки в

1) объекте преступления;

2) преступности деяния;

3) наказуемости деяния;

4) общественной опасности деяния;

5) правовой оценке деяния.

4*. Таблицы соответствий.

4.1. Соотношение между формами (видами) и элементами вины:

  1) умысел
  2) осознание
I) формы (виды) вины 3) воля
  4) неосторожность
  5) прямой умысел
  6) косвенный умысел
  7) предвидение
II) элементы вины 8) небрежность
  9) желание
  10) легкомыслие

4.2. Соотношение между умышленными преступлениями и преступлениями, совершаемыми по неосторожности:

  1) убийство
  2) заражение ВИЧ-инфекцией
I) умышленная форма вины 3) кража
  4) нарушение правил дорожного движения
  5) получение взятки
  7) провокация взятки
II) неосторожная форма вины 8) халатность
  9) служебный подлог
  10) развратные действия

4.3. Соотношение содержания вины с ее видами:

Содержание вины Вид вины Интеллектуальный компонент Волевой компонент
Прямой умысел    
Косвенный умысел    
Легкомыслие    
Небрежность    

Расставьте в пустых клетках таблицы знаки «+», «–», «+/–» в зависимости от положительного или отрицательного значения интеллектуального и волевого компонентов содержания того или иного вида умысла и неосторожности.

II. План семинарского занятия

На тему: «Законодательное определение и проблемы установления формы вины при квалификации преступлений в сфере таможенного дела»

(форма обучения: очная)

(проводится в интерактивной форме «Круглый стол» (2 часа)

1. Студенты выступают с докладами по вопросам существующих в теории и правоприменительной практике проблем определения умышленной и неосторожной вины и их видов при квалификации преступлений в сфере таможенного дела, выявленным ими в ходе подготовки к семинарскому занятию, кратко излагая суть проблемы и обосновывая свое видение путей ее разрешения.

2. Студенты в виде свободной дискуссии приводят свои возражения по поводу аргументов своих коллег, которые должны аргументировать и защитить представляемое мнение.

3. В конце занятия подводятся итоги дискуссии, и определяются студенты, наиболее успешно отстоявшие свою позицию.

III. План практического занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

Решение практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации и определения формы и вида вины в противоправном деянии.

1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать.

2. Студенты на основе анализа полученной информации дают правовую оценку приведенной ситуации с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.

3. Результат решения задачи обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.

4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.

IV. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к семинарскому и практическому занятиям

При подготовке к семинарскому и практическому занятию и перед выполнением заданий для самостоятельной работы по данной теме дисциплины студенту необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

Во-первых, для углубления ранее полученных знаний, их закрепления и уяснения правил уголовно-правовой квалификации по признакам субъективной стороны преступления, студенту следует определить значение каждого из признаков субъективной стороны для правильной квалификации преступления.

Во-вторых, особое внимание студенту необходимо уделить уяснению правил квалификации преступлений в условиях фактических и юридических ошибок, допущенных виновным лицом, их влиянию на уголовно-правовую оценку содеянного. Для уяснения данных правил рекомендуется ознакомиться не только с соответствующей литературой, перечень которой прилагается, но и с материалами опубликованной судебно-следственной практики, включая постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, касающиеся уголовно-правовой квалификации тех или иных преступных деяний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: