1. Подготовка инициативного устного доклада (сообщения) или письменного эссе по проблемным вопросам уголовного права на одну из следующих тем (по выбору студента):
1.1. «Проблемы разграничения косвенного умысла и легкомыслия».
1.2. «Невиновное причинение вреда – законодательная регламентация и проблемы практического определения».
1.3. «Особенности аффекта как уголовно значимого эмоционального состояния. Проблемы установления».
2*. Логические схемы:
2.1.
Субъективная сторона преступления | ||||||
↓ | ↓ | ↓ | ↓ | |||
1. … | 2. … | 3. … | 4. … |
2.2.
Формы и виды вины в уголовном праве | ||||||||
↓ | ↓ | |||||||
1. … | 2. … | |||||||
↓ | ↓ | ↓ | ↓ | |||||
1.1. … | 1.2. … | 2.1. … | 2.2. … | |||||
3. Тестовые задания.
3.1. Обязательным признаком субъективной стороны и любого состава преступления является
1) цель;
2) мотив;
3) вина;
4) умысел;
5) эмоции;
6) аффект.
3.2. Факультативными признаками субъективной стороны являются
|
|
1) цель;
2) мотив;
3) вина;
4) умысел;
5) эмоции;
6) неосторожность.
3.3. В соответствии с УК РФ формами вины являются
1) вменяемость;
2) невменяемость;
3) умысел;
4) ошибка;
5) воля;
6) халатность;
7) неосторожность.
3.4. Видами умысла являются
1) простой и сложный;
2) конкретизированный и неконкретизированный;
3) общий и специальный;
4) общий и частный;
5) прямой и косвенный;
6) прямой и кривой;
7) заранее обдуманный и внезапно возникший.
3.5. В зависимости от особенностей психологического содержания умысел подразделяется на
1) простой и сложный;
2) конкретизированный и неконкретизированный;
3) общий и специальный;
4) общий и частный;
5) прямой и косвенный;
6) прямой и кривой;
7) заранее обдуманный и внезапно возникший.
3.6. В зависимости от момента возникновения преступного намерения умысел подразделяется на
1) простой и сложный;
2) конкретизированный и неконкретизированный;
3) общий и специальный;
4) ранний и поздний;
5) прямой и косвенный;
6) прямой и кривой;
7) заранее обдуманный и внезапно возникший.
3.7. В зависимости от степени определенности представлений субъекта о важнейших фактических и социальных свойствах совершаемого им деяния умысел подразделяется на
1) простой и сложный;
2) конкретизированный и неконкретизированный;
3) общий и специальный;
4) общий и частный;
5) прямой и косвенный;
6) заранее обдуманный и внезапно возникший.
3.8. Обусловленные определенными потребностями и интересами внутренние побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление и которыми оно руководствовалось при его совершении, называются
|
|
1) целями преступления;
2) мотивами преступления;
3) причинами преступления;
4) условиями преступления;
5) эмоциональным состоянием.
3.9. Неправильное представление лица о преступности или неприступности совершенного деяния и его последствий называется
1) судебной ошибкой;
2) юридической ошибкой;
3) фактической ошибкой;
4) добросовестным заблуждением.
3.10. Неправильное представление лица об обстоятельствах, относящихся к объекту и объективной стороне совершенного им преступления, называется
1) судебной ошибкой;
2) юридической ошибкой;
3) фактической ошибкой;
4) добросовестным заблуждением;
5) объективной ошибкой.
3.11. Действия лица, который тайно похитил со склада вооружения ящик, рассчитывая, что в нем находятся боеприпасы, однако в действительности похитил форменную обувь, надлежит квалифицировать как
1) кража чужого имущества (ст. 158 УК РФ);
2) хищение боеприпасов (ст. 226 УК РФ);
3) кража чужого имущества (ст. 158 УК РФ) и хищение боеприпасов (ст. 226 УК РФ) – по совокупности;
4) покушение на хищение боеприпасов (ч. 3 ст. 30, ст. 226 УК);
5) кража чужого имущества (ст. 158 УК РФ) и покушение на хищение боеприпасов (ч. ст. 30, ст. 226 УК РФ) – по совокупности.
3.12. Действия Иванова, желавшего убить Петрова, но вместо него по ошибке убившего похожего на него Сидорова, надлежит квалифицировать как
1) убийство Петрова (ч. 1 ст. 105 УК РФ);
2) убийство Сидорова (ч. 1 ст. 105 УК РФ);
3) убийство Сидорова (ч. 1 ст. 105 УК РФ) и покушение на убийство Петрова (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ) – по совокупности;
4) покушение на убийство Петрова (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ).
3.13. На квалификацию преступлений не влияют ошибки в
1) объекте преступления;
2) предмете преступления;
3) преступности деяния;
4) наказуемости деяния;
5) общественной опасности деяния;
6) развитии причинной связи;
7) правовой оценке деяния.
3.14. Юридическими ошибками являются ошибки в
1) объекте преступления;
2) преступности деяния;
3) наказуемости деяния;
4) общественной опасности деяния;
5) правовой оценке деяния.
4*. Таблицы соответствий.
4.1. Соотношение между формами (видами) и элементами вины:
1) умысел | |
2) осознание | |
I) формы (виды) вины | 3) воля |
4) неосторожность | |
5) прямой умысел | |
6) косвенный умысел | |
7) предвидение | |
II) элементы вины | 8) небрежность |
9) желание | |
10) легкомыслие |
4.2. Соотношение между умышленными преступлениями и преступлениями, совершаемыми по неосторожности:
1) убийство | |
2) заражение ВИЧ-инфекцией | |
I) умышленная форма вины | 3) кража |
4) нарушение правил дорожного движения | |
5) получение взятки | |
7) провокация взятки | |
II) неосторожная форма вины | 8) халатность |
9) служебный подлог | |
10) развратные действия |
4.3. Соотношение содержания вины с ее видами:
Содержание вины Вид вины | Интеллектуальный компонент | Волевой компонент |
Прямой умысел | ||
Косвенный умысел | ||
Легкомыслие | ||
Небрежность |
Расставьте в пустых клетках таблицы знаки «+», «–», «+/–» в зависимости от положительного или отрицательного значения интеллектуального и волевого компонентов содержания того или иного вида умысла и неосторожности.
II. План семинарского занятия
На тему: «Законодательное определение и проблемы установления формы вины при квалификации преступлений в сфере таможенного дела»
(форма обучения: очная)
(проводится в интерактивной форме «Круглый стол» (2 часа)
1. Студенты выступают с докладами по вопросам существующих в теории и правоприменительной практике проблем определения умышленной и неосторожной вины и их видов при квалификации преступлений в сфере таможенного дела, выявленным ими в ходе подготовки к семинарскому занятию, кратко излагая суть проблемы и обосновывая свое видение путей ее разрешения.
|
|
2. Студенты в виде свободной дискуссии приводят свои возражения по поводу аргументов своих коллег, которые должны аргументировать и защитить представляемое мнение.
3. В конце занятия подводятся итоги дискуссии, и определяются студенты, наиболее успешно отстоявшие свою позицию.
III. План практического занятия
(Форма обучения: очная и заочная)
Решение практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации и определения формы и вида вины в противоправном деянии.
1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать.
2. Студенты на основе анализа полученной информации дают правовую оценку приведенной ситуации с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.
3. Результат решения задачи обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.
4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.
IV. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к семинарскому и практическому занятиям
При подготовке к семинарскому и практическому занятию и перед выполнением заданий для самостоятельной работы по данной теме дисциплины студенту необходимо придерживаться следующих рекомендаций.
Во-первых, для углубления ранее полученных знаний, их закрепления и уяснения правил уголовно-правовой квалификации по признакам субъективной стороны преступления, студенту следует определить значение каждого из признаков субъективной стороны для правильной квалификации преступления.
Во-вторых, особое внимание студенту необходимо уделить уяснению правил квалификации преступлений в условиях фактических и юридических ошибок, допущенных виновным лицом, их влиянию на уголовно-правовую оценку содеянного. Для уяснения данных правил рекомендуется ознакомиться не только с соответствующей литературой, перечень которой прилагается, но и с материалами опубликованной судебно-следственной практики, включая постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, касающиеся уголовно-правовой квалификации тех или иных преступных деяний.
|
|