Подвиг женщин в боевых войсках

1.1 Женщинылётчики

Противники призыва женщин в армию утверждают, что у войны не женское лицо. Они считают, что в силу физиологических и психологических особенностей женщины не могут полноценно освоить военные специальности, а тем более участвовать в боевых действиях. Однако мировая практика, в том числе имевшая место в годы Великой Отечественной Войны, свидетельствует об обратном. Так, например, в Великобритании к военной службе было привлечено 125 тысяч женщин, в Соединенных Штатах Америки – 350 тысяч женщин [3, с. 26, 30, 79, 102], в Германии – 500 тысяч женщин [4, с. 386], а в СССР – более миллиона женщин [5, с. 196].

Однако только в Советском Союзе женский контингент использовался на боевых специальностях. В годы войны советские женщины служили в армии в качестве лётчиц, снайперов, зенитчиц, пулеметчиц и танкистов. В иностранных же армиях женщины привлекались только для осуществления вспомогательных работ. Такой подход в иностранных армиях объясняется тем, что служба в боевых войсках была связана с особыми физическими нагрузками.

Среди женщин – военнослужащих следует особо выделить лётчиц. Пилотирование самолета требовало большой физической выносливости, кроме того каждый воздушный бой приводил к большому переутомлению, так как вылетать приходилось по четыре-пять раз в день. Ещё труднее было тем женщинам, которые осуществляли обслуживание боевых машин. Им приходилось работать не только днем, но и ночью, когда лётчики уходили отдыхать.

Бывший механик – оружейник Н.П. Самойлова вспоминала: «Я занималась укомплектованием самолетов боеприпасами. Мы работали в паре вместе с механиком. Он выполнит свою работу, а потом мне поможет установить две бомбы, каждая из которых имела вес 100 килограммов. Часто на полевом аэродроме не было никаких приспособлений и приходилось всё устанавливать вручную. Кроме того, надо еще укомплектовать самолет патронами. Это тоже тяжелая ноша. А ведь я была очень худенькая и хрупкая» [6, с.203].

Большой вклад в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками внесли уроженки Беларуси – лётчицы – гомельчанки Докутович Галина Ивановна и Гельман Полина Владимировна.

Докутович Галина Ивановна родилась 20 февраля 1921 г. в Гомеле. Она окончила Гомельский аэроклуб, а затем училась в Московском авиационном институте. С самых первых дней Великой Отечественной войны она ушла в качестве добровольца на фронт. Зимой 1942 г. она выполняла как штурман ответственные полёты на тяжёлом транспортном самолёте «ТБ-3». После она была штурманом 46-го гвардейского Таманского авиаполка лёгких ночных бомбардировщиков. За полгода она успела совершить 136 боевых вылетов, а летом 1942 г. получила тяжёлое повреждение позвоночника. Её боевые подруги рассказывают, что Галину мучали сильные боли в позвоночнике, но никто никогда не слышал от неё ни одной жалобы.

К сожалению, не всем патриоткам, защищавшим свою Родину, удалось увидеть желанный день победы над врагом. Такая участь постигла и Галину Ивановну Докутович. Она погибла при выполнении боевого задания над станицей Крымская (ныне – г. Крымск) Краснодарского края. Похоронена в селе Русское Краснодарского края в братской могиле, где на мемориальной плите начертано её имя [7, с. 120-127].

В память о Галине Ивановне Докутович её именем названа одна из улиц г. Гомеля.

Второй известной лётчицей является Гельман Полина Владимировна. Она родилась в Украине, но всю свою жизнь прожила в г. Гомеле. В 1941 г. сразу после того, как началась война, и Центральный комитет комсомола объявил о наборе девушек во вновь создающиеся авиационные части, Гельман добилась, чтобы её включили в один из полков. Она стала штурманом, была зачислена в полк ночных бомбардировщиков У-2, который впоследствии был преобразован в знаменитый 46-ой Гвардейский полк. Основным оружием экипажа У-2 были бомбы. Небесный тихоход – его скорость составляла чуть более 100 километров в час – ночью почти бесшумно подлетал к цели и внезапно обрушивал на головы спящих врагов смертоносный груз.

Полина Гельман к маю 1945 года совершила 860 вылетов на бомбёжку вражеских позиций, переправ, складов с боеприпасами и имуществом, аэродромов. Сбросила 113 тонн бомб на немецко-фашистских захватчиков; выполняя боевые задания, налетала 1300 часов; произвела 164 бомбовых удара, в том числе бомбардировала вражеские позиции в Крыму; при форсировании нашими войсками реки Нарев бомбила оборону гитлеровцев в районе городов Остроленка и Сероцк. Вызвала 142 пожара в расположении врага. Доставляла продовольствие, боеприпасы, одежду, медикаменты десантникам в населённый пункт Эльтиген (ныне в черте города-героя Керчь Крымской области Украины). Окончила войну на Эльбе. Последний полёт совершила над Берлином [7, с. 183-189].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом героизм и мужество гвардии старшему лейтенанту Гельман Полине Владимировне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» [8, с. 178-183].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: