Проведите сравнительный анализ содержания образовательной области «Труд» в общеобразовательных программах «От рождения до школы», «Детство» (составление таблицы)

Содержание трудового воспитания дошкольников в современных образовательных программах

Критерии для сравнения программ «От рождения до школы» «Детство»
Цель и задачи трудового воспитания Цель: формирование положительного отношения к труду. Задачи: - Формирование предпосылок трудовой деятельности; - Воспитание положительного отношения к труду взрослых; - Воспитание личности ребенка. Цель: Развиваем ценностное отношение к труду. Задачи: - Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека (на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда; через знакомство с многообразием профессий и трудовых процессов, доступных для детского понимания). - Обеспечивать развитие позиции субъекта и расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников, развивать самостоятельность детей, воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам.
Ознакомление с трудом взрослых - Конкретные сведения (трудовые действия; материалы, оборудование, инструменты для осуществления трудовых процессов; конечные результаты труда; отношение человека к труду; качество действий человека; характер взаимоотношений людей в труде) - Обобщенные сведения (значение труда каждого человека; свобода выбора профессии и работы, возможность проявлять свои творческие способности; почетность и важность любой профессии и работы) - Общие сведения (труд как основа: жизни людей, развития страны, благосостояния каждого человека и общества в целом, экологической сохранности планеты и дальнейшего развития цивилизации) - Дети получают первоначальные представления о том, что вещи делаются людьми, на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр из разных материалов разными инструмен­тами. - Представление о том, что в процессе создания предметов чело­век использует разные материалы и инструменты — иголки, ножницы, молотки. - В процессе наблюдений ребенок обращает внимание на результат трудовой деятельности; расширяет и уточняет представления о пред­метах ближайшего окружения как результатах труда взрослых.
Трудовое обучение (общие и специальные трудовые умения) - Умение самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, с по­мощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). - Умение самостоятельно поддер­живать порядок в групповой комнате и на участке детского сада; убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки. - Умение поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя). - Умения по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время. Привлекать к подкормке зимующих птиц. - Умение работать с бумагой, умение создавать из бумаги объемные фигуры, умение делать игрушки, сувениры из природ­ного материала, умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр, умение экономно и рационально расходовать материалы. - Умение старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Умение выполнения отдельных действий, затем процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи и т. д.
Детская самостоятельная трудовая деятельность (виды труда) - самообслуживание; - хозяйственно бытовой труд; - труд в природе; - ручной труд. Самообслуживание и детский труд
Показатели эффективности освоения программ - Самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде. - Ответственно выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке природы. - Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада. - Может планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр. Достижения ребенка (Что нас радует) - У ребенка ярко выражен интерес к трудовой деятельности взрослых. Он с интересом наблюдает трудовые действия по созданию и преобразованию предметов, связывает цель и результат труда. - Ярко проявляет стремление отражать содержание хозяйственно - бытового труда в игре с использованием реальных предметов и предметов-заместителей. - Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними. Ребенок бережно относится к результатам труда, проявляет благодарное чувство к взрослым за работу и заботу. - Может назвать хорошо знакомые трудовые действия. - По вопросам взрослого правильно называет предметы ближайшего окружения, устанавливает связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет; может объяснить, почему предмет таков, составить простейший описательный рассказ о предмете. - Осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения. - Проявляет самостоятельность в самообслуживании, самостоятельно умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого. Активно отстаивает самостоятельность, обнаруживает стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей - Интерес к трудовой деятельности взрослых не выражен. - Без помощи взрослого ребенок не видит связь между целью и результатом труда. - В разговоре с взрослым о том, из чего сделан предмет, как его сделали и для кого, преимущественно использует мимику, жесты, так как пассивный словарь ребенка значительно преобладает над активным. - Интерес к результату собственного труда выражен слабо, обусловлен в основном игровыми потребностями. - Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует и играет, правильно показывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предметы, их качества и свойства, составляют его пассивный словарь. - Стремление к самостоятельности в самообслуживании не выражено, ожидает постоянной помощи взрослого даже в освоенных действиях.

Анализируя программы дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы», можно сделать следующие выводы:

- содержание воспитательной работы при переходе от группы к группе постепенно расширяется и усложняется, если имеются различия в названии выделенных разделов изучения, то содержание программ практически совпадает;

- в обеих программах прописаны ожидаемые результаты освоения программы, только если в программе «От рождения до школы» прописаны знания и умения, которыми должны овладеть дошкольники, то в программе «Детство» результаты освоения программы представлены достижениями ребенка и неудачами (что вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей);

- в программе «Детство» даются рекомендации, какие методы воспитания следует применять, прописываются пути достижения результатов, чего нет в другой программе;

Все это позволяет заключить, что каждая из названных программ имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Анализируя содержание работы по трудовому воспитанию в образовательных программах «От рождения до школы» и «Детство», выделить линии его усложнения по ступеням дошкольного детства.

Линии усложнения содержания трудового воспитания дошкольников образовательной программе «От рождения до школы»

Критерии анализа Ознакомление с трудом взрослых Трудовое обучение (общие и специальные трудовые умения) Самостоятельная трудовая деятельность Задачи воспитания детей в труде(самостоятельность, ответственность и др.)
Возрастной этап
Младший возраст В основном задачи ориентированы на формирование интереса и положительного отношения к труду взрослых Самообслуживание, простейшие наблюдения и помощь взрослому. Первая младшая группа. Первичные навыки самообслуживания. Вторая младшая группа. Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд.   самостоятельность
Средний возраст Идет первичное ознакомление с профессиями. Дети должны уметь выполнять больше трудовых действий; увеличивается самостоятельность детей при выполнении, повышаются требования к качеству результата труда Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Аккуратность, опрятность
Старший возраст Дети знакомятся с разнообразием профессий, результатами труда. Вводится большое разнообразие вариантов ручного труда, повышаются требования к результатам, увеличивается количество трудовых умений и навыков Старшая группа. Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, ручной труд. Подготовительная к школе группа. Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, ручной труд (с картоном и бумагой, ткань и природным материалом). Трудолюбие, аккуратность, добросовестность

Линии усложнения содержания трудового воспитания дошкольников образовательной программе «Детство»

Критерии анализа Ознакомление с трудом взрослых Трудовое обучение (общие и специальные трудовые умения) Самостоятельная трудовая деятельность Задачи воспитания детей в труде (самостоятельность, ответственность и др.)
Возрастной этап
Младшая группа Ознакомление только с хозяйственно-бытовым трудом взрослых Формируются первоначальные представления о труде, навыки самообслуживания только самообслуживание.   Развитие любознательности, поощрение инициативы и самостоятельности
Средняя группа Ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении; содержанием и структурой трудового процесса Формируются умения и навыки самообслуживания, представления о последовательности выполнения заданий самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд. Формирование положительного отношения к труду
Старшая группа Увеличивается количество видов труда (производственный, обслуживающий), знакомство с профессиями и трудовым процессом Формируются навыки хозяйственно-бытового труда, увеличиваются требования к качеству выполнения трудового задания Все виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, художественно-ручной труд, труд детей в природе. Формирование положительного, ценностного отношения к труду, воспитание разумных потребностей, основ культуры потребления, ценностного отношения к труду

Анализируя линии усложнения трудового воспитания дошкольников образовательных программ "Детство" и "От рождения до школы" можно заметить, что содержание практически совпадает.

В обеих программах начиная с младшего возраста, дети знакомятся с трудом взрослых, у них формируются навыки самообслуживания, развивается интерес к труду, в средней группе - знакомятся с различными профессиями и профессиями ближайшего окружения, продолжают формироваться умения и навыки самообслуживания, увеличивается самостоятельность, формируется положительное отношение к труду, аккуратность, в старшей группе дети продолжают знакомство с разнообразными профессиями и результатами труда, увеличивается количество трудовых умений и навыков, повышаются требования к качеству выполнения трудового задания, формируются трудолюбие, добросовестность, аккуратность.

2. Проанализируйте специальное оборудование для хозяйственно – бытового труда, труда в природе, ручного и художественного труда, труда по самообслуживанию, заполняя таблицу:

Вид труда Специальное оборудование в разных возрастных группах Каковы особенности использования
II младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
хозяйственно – бытового труд Фартуки х/б, тряпочки, ведёрки, Фартуки х/б, тряпочки,щетка половая, совок для мусора, ведра   Фартуки х/б, тряпочки, щетка половая, совок для мусора, ведра   Фартуки х/б, тряпочки, щетка половая, совок для мусора, ведра   Уборка групповой комнаты
Деревянная лопатка, грабельки деревянные и металлические, метелочки, совочки Веники для сметания снега, деревянная лопата, грабли деревянные и металлические, метелки, носилки с бортиками, тачка, санки, корзины или ящик для перевозки, совки, ручные цапки-кошки для рыхления Веники для сметания снега, деревянная лопата, грабли деревянные и металлические, метелки, носилки с бортиками, тачка, санки, корзины или ящик для перевозки, совки, ручные цапки-кошки для рыхления Веники для сметания снега, деревянная лопата, грабли деревянные и металлические, метелки, носилки с бортиками, тачка, движок, скребки металлические, санки, корзины или ящик для перевозки, совки, ручные цапки-кошки для рыхления Уборка участка
труд в природе Клеенчатые фартуки, лейки Клеенчатые фартуки, лейки Клеенчатые фартуки, лейки Клеенчатые фартуки, лейки В уголке природы
ручной и художественный труд Бумага (белая, цветная и т.д.), картон, разные виды тканей, клей. Бумага (белая, цветная и т.д.), картон, разные виды тканей, клей Бумага (белая, цветная и т.д.), картон, разные виды тканей, иглы, клей, ножницы Бумага (белая, цветная и т.д.), картон, разные виды тканей, иглы, клей, шило, швейные машинки, ножницы, Подклеивание книг, пришивание оторванных пуговиц, доступный ремонт игрушек
самообслуживание Расчески Щетки для чистки одежды Расчески Щетки для чистки одежды, щетки для обуви расчески Щетки для чистки одежды, щетки для обуви, расчески Направлено на удовлетворение личностных потреблений

Выводы:

От возраста к возрасту виды труда постепенно усложняются, следовательно, и оборудование для занятий трудовой деятельностью также усложняется. Например: дети в младшей группе учатся дежурить по столовой – расставлять салфетницы, хлебницы, раскладывать ложки; помогают убирать пособия после занятий; собирать листочки на участке. А в старшей группе дети уже полностью сервируют стол; готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.

Требования к оборудованию:

- все инструменты должны быть настоящими, со всеми рабочими качествами, не допускается использование оборудования и инструментов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей;

- должно находиться в рабочем состоянии, быть исправным;

- должно соответствовать росту и силовым возможностям ребенка;

- инвентарь, используемый в самостоятельной трудовой деятельности детей, необходимо располагать на полках и шкафах, высота которых не превышает уровня груди ребёнка.

Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект. Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: