Содержание трудового воспитания дошкольников в современных образовательных программах
Критерии для сравнения программ | «От рождения до школы» | «Детство» |
Цель и задачи трудового воспитания | Цель: формирование положительного отношения к труду. Задачи: - Формирование предпосылок трудовой деятельности; - Воспитание положительного отношения к труду взрослых; - Воспитание личности ребенка. | Цель: Развиваем ценностное отношение к труду. Задачи: - Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека (на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда; через знакомство с многообразием профессий и трудовых процессов, доступных для детского понимания). - Обеспечивать развитие позиции субъекта и расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников, развивать самостоятельность детей, воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам. |
Ознакомление с трудом взрослых | - Конкретные сведения (трудовые действия; материалы, оборудование, инструменты для осуществления трудовых процессов; конечные результаты труда; отношение человека к труду; качество действий человека; характер взаимоотношений людей в труде) - Обобщенные сведения (значение труда каждого человека; свобода выбора профессии и работы, возможность проявлять свои творческие способности; почетность и важность любой профессии и работы) - Общие сведения (труд как основа: жизни людей, развития страны, благосостояния каждого человека и общества в целом, экологической сохранности планеты и дальнейшего развития цивилизации) | - Дети получают первоначальные представления о том, что вещи делаются людьми, на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр из разных материалов разными инструментами. - Представление о том, что в процессе создания предметов человек использует разные материалы и инструменты — иголки, ножницы, молотки. - В процессе наблюдений ребенок обращает внимание на результат трудовой деятельности; расширяет и уточняет представления о предметах ближайшего окружения как результатах труда взрослых. |
Трудовое обучение (общие и специальные трудовые умения) | - Умение самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). - Умение самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада; убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки. - Умение поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя). - Умения по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время. Привлекать к подкормке зимующих птиц. - Умение работать с бумагой, умение создавать из бумаги объемные фигуры, умение делать игрушки, сувениры из природного материала, умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр, умение экономно и рационально расходовать материалы. - Умение старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. | Умение выполнения отдельных действий, затем процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи и т. д. |
Детская самостоятельная трудовая деятельность (виды труда) | - самообслуживание; - хозяйственно бытовой труд; - труд в природе; - ручной труд. | Самообслуживание и детский труд |
Показатели эффективности освоения программ | - Самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде. - Ответственно выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке природы. - Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада. - Может планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр. | Достижения ребенка (Что нас радует) - У ребенка ярко выражен интерес к трудовой деятельности взрослых. Он с интересом наблюдает трудовые действия по созданию и преобразованию предметов, связывает цель и результат труда. - Ярко проявляет стремление отражать содержание хозяйственно - бытового труда в игре с использованием реальных предметов и предметов-заместителей. - Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними. Ребенок бережно относится к результатам труда, проявляет благодарное чувство к взрослым за работу и заботу. - Может назвать хорошо знакомые трудовые действия. - По вопросам взрослого правильно называет предметы ближайшего окружения, устанавливает связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет; может объяснить, почему предмет таков, составить простейший описательный рассказ о предмете. - Осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения. - Проявляет самостоятельность в самообслуживании, самостоятельно умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого. Активно отстаивает самостоятельность, обнаруживает стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей - Интерес к трудовой деятельности взрослых не выражен. - Без помощи взрослого ребенок не видит связь между целью и результатом труда. - В разговоре с взрослым о том, из чего сделан предмет, как его сделали и для кого, преимущественно использует мимику, жесты, так как пассивный словарь ребенка значительно преобладает над активным. - Интерес к результату собственного труда выражен слабо, обусловлен в основном игровыми потребностями. - Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует и играет, правильно показывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предметы, их качества и свойства, составляют его пассивный словарь. - Стремление к самостоятельности в самообслуживании не выражено, ожидает постоянной помощи взрослого даже в освоенных действиях. |
Анализируя программы дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы», можно сделать следующие выводы:
|
|
|
|
- содержание воспитательной работы при переходе от группы к группе постепенно расширяется и усложняется, если имеются различия в названии выделенных разделов изучения, то содержание программ практически совпадает;
|
|
- в обеих программах прописаны ожидаемые результаты освоения программы, только если в программе «От рождения до школы» прописаны знания и умения, которыми должны овладеть дошкольники, то в программе «Детство» результаты освоения программы представлены достижениями ребенка и неудачами (что вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей);
- в программе «Детство» даются рекомендации, какие методы воспитания следует применять, прописываются пути достижения результатов, чего нет в другой программе;
Все это позволяет заключить, что каждая из названных программ имеет как свои достоинства, так и недостатки.
Анализируя содержание работы по трудовому воспитанию в образовательных программах «От рождения до школы» и «Детство», выделить линии его усложнения по ступеням дошкольного детства.
Линии усложнения содержания трудового воспитания дошкольников образовательной программе «От рождения до школы»
Критерии анализа | Ознакомление с трудом взрослых | Трудовое обучение (общие и специальные трудовые умения) | Самостоятельная трудовая деятельность | Задачи воспитания детей в труде(самостоятельность, ответственность и др.) |
Возрастной этап | ||||
Младший возраст | В основном задачи ориентированы на формирование интереса и положительного отношения к труду взрослых | Самообслуживание, простейшие наблюдения и помощь взрослому. | Первая младшая группа. Первичные навыки самообслуживания. Вторая младшая группа. Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд. | самостоятельность |
Средний возраст | Идет первичное ознакомление с профессиями. | Дети должны уметь выполнять больше трудовых действий; увеличивается самостоятельность детей при выполнении, повышаются требования к качеству результата труда | Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. | Аккуратность, опрятность |
Старший возраст | Дети знакомятся с разнообразием профессий, результатами труда. | Вводится большое разнообразие вариантов ручного труда, повышаются требования к результатам, увеличивается количество трудовых умений и навыков | Старшая группа. Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, ручной труд. Подготовительная к школе группа. Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, ручной труд (с картоном и бумагой, ткань и природным материалом). | Трудолюбие, аккуратность, добросовестность |
Линии усложнения содержания трудового воспитания дошкольников образовательной программе «Детство»
|
|
Критерии анализа | Ознакомление с трудом взрослых | Трудовое обучение (общие и специальные трудовые умения) | Самостоятельная трудовая деятельность | Задачи воспитания детей в труде (самостоятельность, ответственность и др.) |
Возрастной этап | ||||
Младшая группа | Ознакомление только с хозяйственно-бытовым трудом взрослых | Формируются первоначальные представления о труде, навыки самообслуживания | только самообслуживание. | Развитие любознательности, поощрение инициативы и самостоятельности |
Средняя группа | Ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении; содержанием и структурой трудового процесса | Формируются умения и навыки самообслуживания, представления о последовательности выполнения заданий | самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд. | Формирование положительного отношения к труду |
Старшая группа | Увеличивается количество видов труда (производственный, обслуживающий), знакомство с профессиями и трудовым процессом | Формируются навыки хозяйственно-бытового труда, увеличиваются требования к качеству выполнения трудового задания | Все виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, художественно-ручной труд, труд детей в природе. | Формирование положительного, ценностного отношения к труду, воспитание разумных потребностей, основ культуры потребления, ценностного отношения к труду |
Анализируя линии усложнения трудового воспитания дошкольников образовательных программ "Детство" и "От рождения до школы" можно заметить, что содержание практически совпадает.
В обеих программах начиная с младшего возраста, дети знакомятся с трудом взрослых, у них формируются навыки самообслуживания, развивается интерес к труду, в средней группе - знакомятся с различными профессиями и профессиями ближайшего окружения, продолжают формироваться умения и навыки самообслуживания, увеличивается самостоятельность, формируется положительное отношение к труду, аккуратность, в старшей группе дети продолжают знакомство с разнообразными профессиями и результатами труда, увеличивается количество трудовых умений и навыков, повышаются требования к качеству выполнения трудового задания, формируются трудолюбие, добросовестность, аккуратность.
2. Проанализируйте специальное оборудование для хозяйственно – бытового труда, труда в природе, ручного и художественного труда, труда по самообслуживанию, заполняя таблицу:
Вид труда | Специальное оборудование в разных возрастных группах | Каковы особенности использования | |||
II младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа | ||
хозяйственно – бытового труд | Фартуки х/б, тряпочки, ведёрки, | Фартуки х/б, тряпочки,щетка половая, совок для мусора, ведра | Фартуки х/б, тряпочки, щетка половая, совок для мусора, ведра | Фартуки х/б, тряпочки, щетка половая, совок для мусора, ведра | Уборка групповой комнаты |
Деревянная лопатка, грабельки деревянные и металлические, метелочки, совочки | Веники для сметания снега, деревянная лопата, грабли деревянные и металлические, метелки, носилки с бортиками, тачка, санки, корзины или ящик для перевозки, совки, ручные цапки-кошки для рыхления | Веники для сметания снега, деревянная лопата, грабли деревянные и металлические, метелки, носилки с бортиками, тачка, санки, корзины или ящик для перевозки, совки, ручные цапки-кошки для рыхления | Веники для сметания снега, деревянная лопата, грабли деревянные и металлические, метелки, носилки с бортиками, тачка, движок, скребки металлические, санки, корзины или ящик для перевозки, совки, ручные цапки-кошки для рыхления | Уборка участка | |
труд в природе | Клеенчатые фартуки, лейки | Клеенчатые фартуки, лейки | Клеенчатые фартуки, лейки | Клеенчатые фартуки, лейки | В уголке природы |
ручной и художественный труд | Бумага (белая, цветная и т.д.), картон, разные виды тканей, клей. | Бумага (белая, цветная и т.д.), картон, разные виды тканей, клей | Бумага (белая, цветная и т.д.), картон, разные виды тканей, иглы, клей, ножницы | Бумага (белая, цветная и т.д.), картон, разные виды тканей, иглы, клей, шило, швейные машинки, ножницы, | Подклеивание книг, пришивание оторванных пуговиц, доступный ремонт игрушек |
самообслуживание | Расчески | Щетки для чистки одежды Расчески | Щетки для чистки одежды, щетки для обуви расчески | Щетки для чистки одежды, щетки для обуви, расчески | Направлено на удовлетворение личностных потреблений |
Выводы:
От возраста к возрасту виды труда постепенно усложняются, следовательно, и оборудование для занятий трудовой деятельностью также усложняется. Например: дети в младшей группе учатся дежурить по столовой – расставлять салфетницы, хлебницы, раскладывать ложки; помогают убирать пособия после занятий; собирать листочки на участке. А в старшей группе дети уже полностью сервируют стол; готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.
Требования к оборудованию:
- все инструменты должны быть настоящими, со всеми рабочими качествами, не допускается использование оборудования и инструментов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей;
- должно находиться в рабочем состоянии, быть исправным;
- должно соответствовать росту и силовым возможностям ребенка;
- инвентарь, используемый в самостоятельной трудовой деятельности детей, необходимо располагать на полках и шкафах, высота которых не превышает уровня груди ребёнка.
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект. Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.