Создайте алгоритм последовательности этапов овладения действиями с игрушками в раннем возрасте.
Возрастная группа | Этапы овладения действий с игрушками | Роль взрослого |
1группа раннего развития 3мес – 1г. | · Обследование игрушки: берет из рук взрослого, захватывает, поворачивает, тянет в рот. · Изучение свойств игрушки: перекладывает из руки в руку, рассматривает, ощупывает · Действия с помощью игрушки: стучит игрушкой по другому предмету, трясет игрушку, прислушивается к ее звучанию, рассматривает, размахивает ею, бросает, следит за падением. | Подаёт игрушку, кладёт игрушки в зоне доступа малыша. Подбирает игрушки различные по звучанию. |
2 группа раннего развития 1-2 года | · Предметные действия: повторяет манипуляции с игрушкой на примере взрослого (пирамидки, вкладыши); отображает реальные действия (кормит куклу) · Орудийные действия: при которых, один предмет — орудие — употребляется для воздействия на другой (на другие) с конца первого года жизни начинает пользоваться игрушечными совками, лопаткой, игрушечной посудой. | Показ действий, помощь «рука в руке» Словесные указания, поощрения или порицание |
1-я младшая группа 2 -3 года | · Действия с мнимыми предметами: берет не существующий предмет, обозначая в действии его назначение · Действия с воображаемыми предметами: жестом обозначает действие с предметом · Появление игрового замысла: выполняет несколько взаимосвязанных действий Использует предметы заместители | Наблюдение и содействие |
Совместная деятельность ребенка с взрослым, в процессе которой взрослые постепенно передают ребёнку общественно выработанные способы употребления предметов - это главное в овладении действиями с игрушками.
|
|
Опираясь на литературные источники, дайте характеристику основных видов игрушек: сюжетных, дидактических, игр-забав, спортивных, музыкальных, театрализованных, технических, игрушек-самоделок.
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.
Игрушка побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворяет потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, шарами, игры в городки развивают быстроту реакции, точность и координированность движений. Многочисленные игрушки, предназначенные для детей раннего возраста: погремушки, мячики резиновые, - развивают у ребенка зрительную и слуховую сосредоточенность, способствуют развитию хватательных движений и предметных действий.
|
|
Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок.
Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок.
Сюжетно – ролевые игрушки
Сюжетной (образной) можно назвать любую игрушку, отражающую в себе образ живого, одушевленного существа. Это: зайки, кошечки, собачки, куклы, пупсы.
Игра с образными игрушками предполагает контакт ребенка с ними – как с живыми персонажами. Важный аспект таких игр – постановка определенного сюжета (сказки, жизненной ситуации) – поэтому они и называются сюжетными.
Для младшего возраста характерны не только куклы, фигурки животных, предметы игрового обихода, животные, но и их предметы – заместители (ложка и градусник – «палочка», телефон – «кубик» и т.д.)
Значение сюжетных игрушек:
Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры.
Способствуют усвоению половой роли.
Развивают творчество.
Уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.
Помогают малышу защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряжение.
Помогают компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых и сверстников.