Шкала L

Утверждения, включенные в шкалу L, были отобра­ны с целью выявления тенденции испытуемого предста­вить себя в возможно более выгодном свете, продемон­стрировав строгое соблюдение социальных норм.

Шкала состоит из 15 утверждений, которые каса­ются социально одобряемых, но малосущественных ус­тановок и норм повседневного поведения, в силу своей малой значимости фактически игнорируемых подавля­ющим большинством людей. Таким образом, повышение результата по шкале L свидетельствует обычно о стрем­лении испытуемого выглядеть в благоприятном свете. Это стремление может быть обусловлено ситуационно, связано с ограниченностью кругозора испытуемого или вызвано наличием патологии. Однако надо иметь в ви­ду, что некоторые лица склонны пунктуально следо­вать установленному стандарту,. всегда соблюдая любые, даже самые незначительные и не имеющие суще­ственной ценности правила.- В этих случаях повыше­ние результата по шкале L отражает указанные осо­бенности характера. Принадлежность к профессиональ­ной группе, от которой из-за ее специфики требуется чрезвычайно высокий стандарт поведения и пунктуаль­ное следование конвенциальным нормам, также способ­ствует повышению результата по шкале L. Такого рода высокий стандарт поведения может отмечаться, в част­ности, у работников юстиции, педагогов и в некоторых других профессиональных группах.

Следует отметить, что, поскольку утверждения, со­ставляющие шкалу L, используются в своем прямом зна­чении, они могут не выявить тенденции выглядеть в вы­годном свете, если она возникает у лиц с достаточно вы­соким интеллектом и большим жизненным опытом.

Если результаты по шкале L составляют от 70 до 80 Т-баллов, полученный профиль представляется сом­нительным, а при результатах свыше 80 Т-баллов — не­достоверным. Высокие результаты по шкале L обычно сопровождаются снижением уровня профиля по основ­ным клиническим шкалам. Если же, не взирая на вы­сокий результат по шкале L, обнаруживаются значи­мые повышения уровня профиля по тем или иным клиническим шкалам, они могут быть учтены в совокуп­ности данных, имеющихся в распоряжении исследова­теля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: