Асинхронные двигатели (АД) широко применяются во всех отраслях народного хозяйства благодаря простоте своего устройства, надежности, дешевизне, легкости обслуживания и прекрасным эксплуатационным качествам. Возрастающий спрос на АД, в особенности мелких и средних мощностей, трудно было бы удовлетворить только заводами-изготовителями, если бы им не приходили на помощь многочисленные мастерские, в которых восстанавливаются или ремонтируются пришедшие в негодность электродвигатели [3].
Поэтому целью РГР является закрепление теоретических знаний студентов по расчету асинхронных электродвигателей при ремонте.
Кроме того, в процессе эксплуатации иногда требуется изменить некоторые технические параметры: число оборотов, номинальное напряжение и др [5].
Статистика поврежденных машин, нуждающихся в ремонте, показывает, что при перемотке АД могут встретиться следующие типичные случаи.
Случай 1. Повреждена частично или полностью обмотка статора. Если можно определить схему обмотки, число витков, шаг и размеры сечения проводника, то восстановление двигателя целесообразно с сохранением всех его данных – напряжения, скорости вращения и мощности.
В этом случае, на первый взгляд, специальных расчетов не требуется. Однако на ремонтном предприятий может не оказаться в наличии материалов с соответствующими параметрами. Поэтому, чтобы каждое отступление от первоначальных данных было технически грамотным, оно должно сопровождаться расчетом для проверки его возможных последствий.
Случай 2. Условия те же, что и в предыдущем случае, но требуется перемотать обмотку на новое напряжение с сохранением скорости вращения, мощности и др. При перерасчете может возникнуть необходимость изменения схемы обмотки или ее типа.
Случай 3. Условия те же, что и в предыдущих случаях, но требуется перемотать машину на новую скорость вращения, при этом необходимо провести полный перерасчет машины.
Случай 4. Имеется заводской щиток, а прежняя обмотка не сохранилась. Задача перерасчета электрической машины здесь усложняется и удовлетворительный результат будет тогда, когда новая мощность составит 85-90 % от первоначальной.
Случай 5. Отсутствуют все данные машины. Это наиболее сложный случай, поэтому расчет может быть проведен по двум направлениям:
а) при заданной скорости вращения и заданной мощности двигателя;
б) при заданной скорости вращения двигателя. Перечисленные выше неисправности машин – наиболее характерны, но на практике они не исчерпывают всех возможных случаев.
Капитальным ремонтом является ремонт, осуществляемый с целью восстановления полного (или близкого к полному) ресурса изделия за счет замены или восстановления любых его частей, включая базовые.
Капитальный ремонт служит одним из вариантов решения более сложной технико-экономической задачи – систематического обновления парка асинхронных двигателей сельскохозяйственных предприятий.
Ремонт электродвигателей делится на два вида: централизованный и нецентрализованный.
Централизованный ремонт проводят в крупных электроремонтных мастерских или на электроремонтных заводах, где обеспечивается соблюдение передовой технологии, где есть квалифицированные кадры, необходимые материалы и механизмы. Качество ремонта электродвигателей на крупных предприятиях может быть так высоко, что надежность отремонтированной машины не уступает надежности новой.
Нецентрализованный ремонт проводят в небольших мастерских, не имеющих преимуществ крупных специализированных предприятий.
Результаты анализа Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-технологического института электромашиностроения показали, что при существующей технологии централизованный ремонт электродвигателей мощностью более 4 кВт оправдан и стоимость отремонтированного электродвигателя меньше стоимости нового.
Кроме того, значительный выход из строя электродвигателей (от 15 до 40 %), работающих в сельском хозяйстве, а также высокая стоимость новых электродвигателей вынуждают прибегать к нецентрализованному ремонту двигателей малой мощности. Это позволяет избежать простоев технологического оборудования. При капитальном ремонте электрических машин возникает необходимость производить разного рода расчеты на основании геометрических размеров сердечника статора и ротора.
1.2 Исходные данные для расчетов обмоток асинхронного двигателя при капитальном ремонте
Заданными величинами для расчета являются геометрические размеры статора и ротора (приложение 3). На практике эти исходные данные можно получить в результате обмера элементов электрических машин, а именно:
Dа – наружный диаметр сердечника статора, мм;
D – диаметр внутренней расточки статора, мм;
hz – высота паза, мм;
l1 – длина сердечника статора, мм;
z1 – число пазов статора, шт.;
z2 – число пазов ротора, шт.;
δ – воздушный зазор между ротором и статором, мм.
К техническим требованиям относятся:
Uл, Uф – соответственно линейное и фазное напряжение, В;
2р – число полюсов обмотки.
В задании на РГР (приложение 3) указываются и другие исходные данные в соответствии с рисунком 1.
|
|
а б в г
Рисунок 1 – Виды паза статора и ротора:
а – грушевидный паз статора; б – грушевидный паз ротора;
в – трапециевидный паз статора; г – прямоугольный паз ротора.
В исходных данных отсутствует длина сердечника ротора (l 2) которую можно принять исходя из величины Н (высота оси вращения ротора). Если Н ≤ 250 мм, то l 2 = l 1, если Н > 250 мм, то l 2 = l 1 + 5 мм. В отдельных случаях студенты могут выполнять РГЗ по заданию хозяйства, в которых проходят практику, или по тематике научно-исследовательской работы кафедры. В этом случае задание на проведение расчетов обсуждается на кафедре и утверждается ее заведующим [4].