Говоря о пропорциях, необходимо с самого начала указать на различия понятий «пропорции» и «отношения». Очень часто пропорциями называют простые отношения типа а: b. Говорят, например, о пропорциях формата книги, подразумевая под этим отношение его ширины и высоты, или о пропорциях полосы набора, вкладывая тот же смысл. Подобные определения пропорций встречаются и в специальной литературе.
Отождествление пропорций и отношений происходит неслучайно, оно свидетельствует о тесной связи и взаимной обусловленности этих понятий. Однако оснований для полного отождествления пропорций и отношений нет.
Отношение а: b. еще не является пропорцией. Это всего лишь отношение величин. Для образования пропорции необходимы еще одно или несколько отношений, которые могут быть приравнены к первому:
а:в = с: d = e:f=... = k.
Каждый из членов пропорции тесно связан с остальными. Уже в своем простейшем выражении пропорция иллюстрирует взаимосвязь, взаимообусловленность и строгую согласованность входящих в нее членов.
|
|
Различные виды пропорций были известны ученым древности. Об этом упоминает, в частности, Евклид, перечисляя несколько видов наиболее известных пропорциональных зависимостей: арифметическую пропорцию а- b=с - d, геометрическую а: b = c:d и семь гармонических, в числе которых а:с = (b-с): (а - b), а: b = (b - с): (а: b) и др.
О применении пропорций в эпоху античности свидетельствует также Витрувий, указывая, что соразмерность возникает из пропорции, которая по-гречески называется аналогия. Платон в «Тимее» дает объяснение свойств и качеств этой пропорции. «Две части или две величины, — пишет он, — не могут быть удовлетворительно связаны между собой без посредства третьей; наиболее же красивым связующим звеном является то, которое совместно с двумя первоначальными величинами дает наиболее совершенное единое целое. Достигается это наилучшим образом пропорцией (аналогией)...».
Как следует из текста, под аналогией Платон понимал геометрическую пропорцию a:b = b:c, буквально означающую: «вновь отношение», «повторяющееся отношение». С тех пор такое понимание пропорции осталось без изменения.
Итак, пропорция есть равенство двух или нескольких отношений. Отдельные же отношения линейных размеров могут выступать лишь как составные элементы пропорциональных зависимостей. И поэтому говорить о пропорции полосы набора можно лишь в том смысле, что ее отношения являются составной частью пропорциональной зависимости формата издания, которому она принадлежит.
Попробуем объяснить, каковы основы гармонических свойств пропорции. Мы будем исходить из того, что книгу можно уподобить живому организму, все части которого должны находиться во взаимной зависимости, и ни одну из них нельзя ни отнять, ни увеличить, ни уменьшить, не нарушая гармонии целого. Этот принцип определяет взаимозависимость соотношений и размеров целого и его частей. Подобная идея не нова, она содержится в трудах Витрувия, но имеет еще более древние корни. Выдающийся теоретик искусства раннего Возрождения Леон Баттиста Альберти писал, что ученые древности убеждают нас в том, что, создавая произведение, следует подражать природе: «Всякое тело состоит из определенных и ему принадлежащих частей. Если ты какую-либо часть отнимешь, или сделаешь ее большей или меньшей, или переставишь в неподобающие места, конечно, повредится то, что соответствовало бы в этом теле изяществу формы».
|
|
Принципиальные положения этой идеи и практические методы, из нее следующие, направлены на установление гармонии. Главным здесь является принцип подобия, или равенства отношений, который теоретически обосновывается следующим положением: «И конечно, вновь и вновь следует повторить изречение Пифагора: «Нет сомнения, что природа во всем остается себе подобной» (Альберти). Если подобие признается законом природы, то этот закон должен распространяться на книгу, которая рассматривается как живой организм, т. е. часть природы. Таким образом, подобие должно быть внутренним законом структуры книги.
Приведем определение понятия пропорциональности в комментарии Д. Барбаро к трактату Витрувия. Он пишет: «...отношение есть... сопоставление и сравнение двух величин;...пропорциональность есть сопоставление и сравнение, но уже не одной величины с другою, а одного отношения с другим;...равенство отношений носит название пропорциональности, в этой пропорциональности заключены все секреты искусства». Яснее сказать трудно - в равенстве отношений, т. е. в подобии, заключены «все секреты» искусства.
Надо иметь в виду, что пропорциональность, т. е. «сопоставление одного отношения с другим», понимается Барбаро широко: «Безразлично, принадлежат ли все «двойные», «тройные», «четверные» отношения к одному и тому же роду (таковы отношения между линией и линией, между телом и телом) или относятся к различным родам (например, отношения между линией и телом, между телом и интервалом и временем), — все эти отношения сравнимы друг с другом и потому подобны». Иначе говоря, равны могут быть соотношения фигур (подобие фигур), соотношения фигур и линейных размеров, соотношения линейных элементов композиции между собой, и, наконец, может иметь место равенство соотношений всех видов или их части одновременно.
Таким образом, Альберти и Барбаро считали, что гармония целого и частей произведения достигается подобием очертаний и равенством отношений. При этом площади основных частей композиции должны быть пропорционально связаны между собой.
Основой красоты и гармонии считал пропорцию и соответствие Аврелий Августин: «Предметы прекрасны, когда части их взаимно друг другу подобны и благодаря своему соединению составляют гармонию». Соотношение, точнее, соотнесенность определяется наличием численно определимого порядка, т. е. единство (гармония) должно быть выражено в числе, число является свидетельством наличия гармонии. Он писал, что число есть основа красоты, которую мы воспринимаем посредством слуха и зрения, а красота содержится во всем том, в чем мы открываем отношения подобия и равенства, т. е. пропорцию.
Принцип подобия (или древняя теория аналогии) после длительного забвения был вновь открыт Александро Барка в начале XIX в. Он писал: «Нет красоты или пропорций в целом без единства, а единства невозможно достичь иным путем, нежели единообразием соотношения или деления во всех частях целого».
|
|
Подобие фигур лежит в основе системы пропорционирования, предложенной Августом Тиршем в середине XIX в., который справедливо отмечал: «Можно себе представить бесконечное множество фигур, которые не сами по себе не могут быть признаны ни красивыми, ни уродливыми: гармоничность же получается при подобии любой основной фигуры целого с его деталями».
Гармония в книге создается двумя видами подобий. Один из них связан с установлением пропорций форматов книжных изданий, другой используется для нахождения единства элементов композиции.
Пропорции книжных форматов строятся, прежде всего, по принципу устойчивости, а эти принципы основаны на законах геометрии. Геометрическими фигурами, наиболее полно выражающими этот принцип, являются круг, квадрат, прямоугольник, составленный из двух квадратов, треугольник (равносторонний, священный египетский), правильный пятиугольник. На основе их с помощью геометрических построений достигаются такие пропорции, которые приятны и разуму, и глазу. К ним относятся: 1) отношение диагонали квадрата к его стороне (1: V2); 2) отношение высоты равностороннего треугольника к половине его основания (1: V3); 3) отношение диагонали полуквадрата к его стороне (1: 1,618, золотое сечение); 4) отношение диагонали прямоугольника из двух квадратов к его короткой стороне (1: v5) и др. Такая группа отношений связана между собой общей пропорциональной зависимостью, выраженной в геометрическом подобии фигур и отрезков. Каждая из них делится точно на части, соответствующие подкоренному выражению: прямоугольник с отношением сторон 1: V2 — на две подобные части, 1: V3 — на три, 1: V5 — на пять частей. Точно так же прямоугольник золотого сечения 1: 1,618 членится на свои подобия, не разрушая единого целого. Так, если к прямоугольнику 1:1,618 прибавить (или от него отнять) квадрат, то полученная фигура вновь окажется прямоугольником 1:1,618. Этот процесс образования прямоугольников золотого сечения путем прибавления (или вычитания) квадрата может быть продолжен до бесконечности. Благодаря этим свойствам прямоугольников создаются наиболее благоприятные условия для приведения форматов изданий к необходимой пропорциональной согласованности, гармоничности и соразмерности.
|
|
Проявления подобий в композиции книги имеют свои особенности. Издание, не обладающее пропорциональным единством частей, не может выглядеть цельным и выразительным. В этом смысле пропорции есть непременное условие гармонизации размеров и форм. И вместе с тем наличие пропорциональных связей не может явиться исходным критерием эстетической выразительности издания, ибо решающим обстоятельством является не только присутствие пропорций, но и то, как они применены.
Однако здесь мы переходим к другой категории соразмерности, связанной с формой геометрических фигур. Отношение высоты и протяженности определяет форму прямоугольника. Равенство отношений А:В = а:в выражает уже не пропорциональность отрезков, а подобие фигур.
Сочетание прямоугольников на первой схеме возникает при сопоставлении двух подобных фигур. Меньший прямоугольник, хотя он и сохраняет за собой роль самостоятельного элемента композиции, оказывается, однако, по размерам и пропорциям подчиненным большему прямоугольнику.
Второй вид связи, показанный на следующей схеме, — это уже не сочетание отдельных самостоятельных элементов, а взаимосвязанные отношения части и целого. Образуется такая связь повторением формы целого и его отдельной части, т. е. с помощью расчленения. Диагонали подобных прямоугольников параллельны при параллельном размещении больших (или малых) сторон и перпендикулярны при развороте прямоугольников на 90°. Такое расположение диагоналей — признак подобия фигур, а следовательно, и простейшей пропорциональной зависимости.
Подобию фигур важное значение придавал Л. Б. Альберти. Во введении своих книг о зодчестве он указывает, что для установления пропорций необходимо прибегать к построениям, откладывая определенные углы и прямые определенного направления и определенного отношения.
Чтобы нагляднее представить себе характер связей и отношений, возникающих между элементами, обратимся к графической интерпретации пропорций книжных форматов.
Издание того или иного формата получают сгибанием (фальцовкой) бумажного листа определенное число раз с последовательным чередованием взаимно перпендикулярных или параллельных сгибов. Происходит деление площади листа: в два сгиба — 1/4, три — 1/8 четыре — 1/16, пять — 1/32, шесть — 1/64и т. д. При четном числе сгибов образуются прямоугольники бумажного листа меньших размеров, т. е. происходит повторение формы целого и его отдельных частей.
Книга — одна из немногих, если не единственная в своем роде вещь, блочная конструкция которой строится на геометрическом подобии фигур. Этот принцип должен служить основой для построения композиции в целом. Полоса набора, куски текста, иллюстрации, спуски и т. д. — все это должно сложиться в единый пропорциональный строй, как «большое в малом». Источником или матрицей для всех повторенных в ней подобных форм является формат книги.
Многократное повторение равенства отношений есть проявление действия ритмических или метрических рядов. Равенство отношений как основа ряда может быть присуще всем параметрам объективных свойств книжной формы: размерам, геометрической характеристике, фактуре, цвету и т. д.
Повторение геометрически подобных форм — лишь частный случай соразмерности композиции. Вычисленная из целого часть, подобная его общему очертанию, сама по себе хорошо связывается с ним. Но при расчленении образуются и другие формы. Сразу возникает задача связать эти элементы общей пропорциональной закономерностью, определить их место в системе целого и их соотношение с другими элементами.
Пропорция, связывающая между собою две формы, а:в = с:d должна войти в систему, охватывающую все части книжного организма. Такая система должна соответствовать всей сложности закономерностей ее структуры. Простым продолжением пропорционального ряда, естественно, нельзя создать необходимый эквивалент. Поэтому возникают новые производные виды пропорциональной зависимости, подчас значительно более сложные, чем исходная пропорция. Эти ряды зависимостей должны сложиться в единый пропорциональный строй композиции, т. е. в систему взаимосвязанных пропорциональных рядов, определяющих размеры всех ее элементов.
Пропорциональный строй должен отвечать обязательному требованию гармонии — сочетать в себе единство и многообразие. Цельность — необходимое условие самого существования композиции, многообразие нужно для ее содержательности, эстетической действенности.
В начале XX в. факты геометрического подобия в книге внимательно изучались немецким ученым В. Освальдом и немецко-американским типографом Н. Вернером.Они уделяли большое, если не наибольшее, внимание количественной стороне проблемы, вопросу о числовом и метрическом соответствии частей, т. е. вопросу пропорциональности в точном значении этого слова. К сожалению, эти усилия не были впоследствии продолжены, и теория подобия выпала из поля зрения современных исследователей.
[1] Краткое изложение материала по данной теме можно найти в приложении.