Формирование характера в младшем школьном возрасте

Задание 11. Сформулируйте предпосылки и задачи формирования характера, черты личности, которые следует формировать в младшем школьном возрасте. Используйте опорный материал по теме.

Таблица 9

Предпосылки Задачи возраста Черты характера
     
 
     
 
     
 
     
 
     
 
     
 

«Формирование характера» (опорный материал)

Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. У учащихся I—II классов создаются привычные формы поведения в коллективе, которые формируются в условиях коллективного труда, игры, учения. Они закрепляются, и учитель учит переносить это воспитанное отношение в другие ситуации, а это и создает ту основу, на которой воспитывается в дальнейшем важная черта характера — коллективизм.

Характер младших школьников отличается некоторыми возрастными особенностями. Прежде всего, дети импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, но подумав и не взвесив всех обстоятельств. Причина — потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Младшие школьники, как правило, отличаются бодростью, жизнерадостностью. Они общительны, отзывчивы, доверчивы, справедливы. В ряде случаев ученики начальных классов обладают отрицательными формами поведения, к ним относятся, например, капризность, упрямство. Обычная причина их — недостатки семейного воспитания. Ребенок привык к тому, что дома все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чем не видел отказа. Капризность и упрямство — своеобразная форма протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. Порой у детей проявляется лживость, причиной которой может быть буйная фантазия ребенка или желание скрыть свой дурной поступок из-за боязни наказания. В младшем школьном возрасте характер еще только формируется, важно предупредить превращение временных, случайных психических состояний в черты характера. Иногда упрямство выступает как временное состояние, как ответ на несправедливость, обиду и т. д. Учителю важно в каждом отдельном случае раскрыть причину, природу упрямства, индивидуально определять приемы воспитания. Трудно преодолеть упрямство у детей потому, что они часто путают упрямство с настойчивостью, считая такое качество хорошим.

За время обучения в школе формируется сознательная дисциплинированность как черта характера. Чрезмерная строгость и слепая дисциплина — указывал Ф. Э. Дзержинский — это проклятые учителя детьми; они учат чувствовать и желать одно, а делать другое из страха. Основой дисциплинированности является убежденность, моральная устойчивость, быть дисциплинированным по убеждению, а не по принуждению. У детей младшего школьного возраста важно выработать некоторые привычки общественного поведения, которые будут развивать у них привычку поступать должным образом по убеждению, а следовательно, способствовать формированию сознательной дисциплинированности.

Исследования А. П. Ларина показали, что основной причиной проявления упрямства у детей является подавление их самостоятельности, свободы, инициативы. Самостоятельность как черта характера приобретает большое значение в учебной работе. Учитель учит ребенка мыслить и действовать самостоятельно, знакомит его с приемами самостоятельной работы, учит его самостоятельно добиваться знаний и овладевать умениями, освобождая его от излишней опеки. В раннем детстве очень распространено подражание, которое не теряет своего значения и в школьные годы. Но если ученик чрезмерно подражает и всю свою работу основывает на подражании и всегда ищет пример, шаблон, то у него не развивается инициатива и самостоятельность. Опытный учитель обычно не ориентирует ученика на слепое подражание, он заставляет его разными приемами самостоятельно искать и находить решение задачи.

Ученику можно показать, как делать, но нельзя делать за ученика; необходимо учить его самостоятельно преодолевать трудности. Во время учебных занятий надо учить таких школьников проявлять настойчивость, выдержку, самостоятельность, решительность, дисциплинированность. Знание дает ориентировку как во внешнем мире, так и в себе самом, а это уже формирует уверенность и решительность. Если ребенок проявил несколько раз решительность, то он начинает верить в себя; у него появляется мысль «я могу». Поверив себе в одном деле и проявив решительность, ребенок начинает проявлять ее в других делах.

Выдержка еще слабо развита у младших школьников; они быстро поддаются настроению и открыто, а порой бурно выражают свои чувства. Если взрослые в семье невыдержанны, это отражается на ребенке — он тоже несдержан, много кричит, шумит. У такого ребенка часто меняется настроение — оно отражает изменение настроения взрослых в семье. Отсутствие выдержки у ребенка часто бывает связано с его нервными заболеваниями, травмированием его. Этих детей особенно следует оберегать от резких воздействий и не создавать обстановки для проявления невыдержанности. Однако детям не следует и внушать, что они больны, нервны, так как это вызывает развитие невыдержанности у ребенка.

Учитывая положительное и отрицательное в поведении школьника, узнав, что умеет и как умеет делать ученик, как он проявляет себя в определенной обстановке, учитывая влияния, которые оказывают на учащегося окружающие, учитель сможет воздействовать на формирование положительных черт характера ученика, ставя его в определенные условия и организуя его деятельность. Основные пути воспитания характера школьника.

1) Формирование мировоззрения, убеждений как основы характера. Направленность личности определяется богатством знаний, практической деятельностью, выражается в жизненных устремлениях человека. 2) Организация деятельности (учебной, игровой, трудовой), в процессе которой человек практически овладевает правилами поведения. Педагоги создают специальные условия для упражнений и закрепления правильных форм поведения и поступков в творческом труде, в труде коллективном, имеющем общественное значение.

3) Создание целенаправленного коллектива и хороших коллективистических отношений между людьми. В борьбе коллектива за достижение поставленных целей в преодолении трудностей формируются положительные черты характера личности.

4) Воспитательное значение примера людей, с которыми живет, учится и работает человек. Пример людей нашей героической эпохи, пример литературных героев, товарищей, родителей и воспитателей является психологической основой преднамеренного или непреднамеренного подражания, отражается на поступках, отношениях и поведении человека.

5) Самовоспитание — когда человек знает сильные и слабые стороны своего характера и может наметить пути формирования у себя положительных черт характера — имеет огромное значение для воспитания характера.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: