Раздел II. Развитие психики на разных возрастных этапах

Тема 5,6: Психологические особенности развития ребенка в младенческом и раннем детстве

Вопросы для обсуждения.

1. Общая характеристика периода новорожденности:

- социальная ситуация развития;

- значение безусловных рефлексов;

- эмоциональное развитие.

2. Психическое развитие в младенчестве:

а). Социальная ситуация развития в младенчестве. Роль общения со взрослыми для психического развития ребенка. Характеристика форм общения.

б). Формирование предпосылок усвоения речи.

в). Развитие движений и действий.

г). Развитие ориентировки в окружающем мире (особенности познавательных процессов).

д). Развитие предпосылок формирования личности. Характеристика кризиса 1 года.

3. Психологические особенности развития ребенка в раннем детстве:

а). Социальная ситуация развития в раннем детстве.

б). Важнейшие достижения раннего детства.

в). Развитие предметного восприятия и наглядно-действенного мышления.

г). Формирование личности в раннем детстве. Расширение сферы общения. Изменение внутренней позиции ребенка. Кризис 3-х лет, его психологическая сущность и значение.

Литература:

1. Авдеева Н.П. Новое исследование раннего онтогенеза // Психологический журнал.-1994.-№1.-с.180-183.

2. Авдеева Н.П., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества.-М.,1996.

3. Романова В. Кросскультурные исследования младенчества в психологии// Вопросы психологии.-1997.-№5.-с.118-129.

4. Сергиенко Е.А. Адаптация в раннем онтогенезе человека.-М.,1992.

5. Смирнова Е.О. Положение детей раннего возраста в современной России// Психологическая наука и образование.-1996.-№3.-с.94-99.

6. Смирнова Е.О., Рошка Г.И. Роль общения со взрослыми в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни // Вопросы психологии.-1987.-№3.

7. Соболева М.В. Имитационное поведение в раннем онтогенезе: опыт исследования // Вопросы психологии.-1995.-№4.-с. 108-115.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: новорожденность, ситуативно-личностное общение, ситуативно-деловое общение, орудийные действия, соотносящие действия, перцептивные действия, наглядно-действенное мышление, сенсомоторная координация.

2. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк.- М., 1994.-с.190-195 (конспект).

3. Гуськова Т., Елагина М. Что нужно знать о ребенке: ранний и младший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание.-1986.-№5.-с. 5-12 (конспект).

4. Алтунина И.Р. Мотивация социального поведения в разные эпохи и на разных этапах детства // Мир психологии.- 2006.- №1.- с. 116-133 (доклад).

Тема 7: Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная ситуация развития и основные новообразования дошкольного возраста.

2. Виды деятельности дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте.

3. Развитие личности дошкольника.

4. Развитие познавательной сферы психики в дошкольный период.

5. Характеристика кризиса 7 лет.

Литература:

1. Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии.-2003.-№6.-с.17-31.

2. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольника.-М.,1984.

3. Кравцова Е.Е. Опыт экспериментального изучения кризиса семи лет // Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. Н.Н.Поддъяков.-М.,1984.

4. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ.-Серия 14. Психология.-1988.-№1.-с.50-60.

5. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе.-СПб.,1997.

6. Эльконинова Л.И., Антонова М.В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образовавание.-2002.-№4.-с. 38-52.

7. Олесюк Н.В. Формирование мотива достижения успехов у 4-5 летних детей // Мир психологии.- 2007.- №2.- с.93-100.

8. Поддьяков Н.А. Проблемы психического развития ребенка // Дошкольное воспитание.- 2001.- № 9.- с.68-75. (доклад).

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: сенсорные эталоны, соподчинение мотивов, наглядно-образное мышление, эгоцентризм.

2. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк.- М.,1994.-с.216-229.

3. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии.- 1996.- № 6.- с.64-75.(конспект)

4. Поддъяков Н.Н. Умственное развитие и умственное воспитание дошкольников // Мир психологии.- 2007.- 32.- с.77-83 (краткие выписки)

5. Непомнящая Н.Н. Игра как творчество при реализации человеческих сущностных свойств в развитии ребенка // Мир психологии.- 2006.- №1.- с.133-142. (доклад)

6. Алтунина И.Р. Возрастные особенности структуры мотивации социального поведения детей // Мир психологии.- 2005.- №2.- с.240-249.(выписки)

7. Каплунович И.Я. Структура и основные этапы развития образного мышления в дошкольном детстве // Вопросы психологии.- 2004.- №5.- с.47-56. (выписки)

8. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии.- 2004.- 31.- с.91-103 (выписки)


Тема 8: Психологическая готовность к школьному обучению

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о психологической готовности к обучению в школе. Школьная зрелость.

2. Компоненты психологической готовности к школьному обучению:

а). личностная (мотивационная) готовность

б). коммуникативная готовность

в). развитие произвольности поведения

г). интеллектуальная готовность.

3. Проблемы обучения детей с 6-ти лет.

Литература:

1 Белова Е. Ребенок идет в первый класс. Психологическая готовность к этому родителей // Дошкольное воспитание.-1995.-№8.-с.87-91.

2 Венгер А., Филиппова Е. О критериях готовности к школьному обучению // Психологические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте / Под ред. В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной.-М.,1980.-с.129-138.

3 Диков М.Н. К проблеме психологической готовности детей к школе // Психологическая наука и образование.-1997.-№4.-с.71-80.

4 Дьяченко О.М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами дошкольных образовательных учреждений // Психологическая наука и образование.-1998.-№2.-с.18-24.

5 Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.-М.,1988.

6 Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе.-М.,1987.

7 Ручкина В.П., Воронина Л.В. Диагностика готовности ребенка к обучению в школе.-Екатеринбург,1999.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: школьная зрелость, психологическая готовность к обучению, личностная готовность, волевая готовность, коммуникативная готовность, интеллектуальная готовность, адаптация.

2. Абдурасулова Т.Д. Нормативная диагностика психологических предпосылок готовности к обучению в школе у детей 4-5 лет // Вопросы психологии.- 1997.- № 2.- с.18-23 (конспект).

3. Битянова М., Барчук О. Диагностика школьной зрелости // Школьный психолог.-2000.-№ 30.- (специальный вкладыш).-(доклад).


Тема 9,10: Общая характеристика младшего школьного возраста

Вопросы для обсуждения.

1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Проблема адаптации к школьной жизни.

2. Значение разных видов деятельности для психического развития младшего школьника.

3. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, ее особенности и динамика. Развитие мотивов учения. Становление элементов учебной деятельности.

4. Развитие познавательных процессов у младшего школьника.

5. Изменения в мотивационно-потребностной сфере.

6. Развитие эмоционально-волевой сферы.

7. Особенности общения со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте.

Литература:

1. Выготский Л.С. Кризис семи лет// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2001. - С.62.

2. Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития.-М.-Воронеж,1998.

3. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В.Давыдова.-М.,1990.

4. Сироткин Л.Ю., Хузиахметов А.Н. Младший школьник, его развитие и воспитание.-Казань, 1998.

5. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.-М.: Просвящение,1998.

6. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться?- М.; Рига:ПУ «Эксперимен»,2000.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: внутренний план действий, мотивация достижений, мотивация избегания неудачи, мотив, произвольная регуляция, рефлексия, самооценка, словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, уровень притязаний, учебная деятельность.

2. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии.- 2001.-№ 5.-с.19-35.(конспект).

3. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: ИПП,1996.-с.160-169. (выписки)

4. Крутецкий В.А. Психологические особенности младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии.- М.:ИПП,1996.-с.229-232(конспект)

5. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии.-1992.-№2.-с.14-19(выписки)

6. Асмолов А.Г., Цветкова А.В. Роль письменной речи в интеллектуальном и личностном развитии младших школьников // Мир психологии.- 2005.- №2.- с.217-222 (доклад).

7. Старагина И.П. Возрастные возможности младших школьников в построении письменных высказываний // Вопросы психологии.- 2004.- №4.- с.48-59(доклад).

8. Смирнова Е.О. Генезис общения ребенка от рождения до 7 лет в исследованиях сотрудников Психологического института // Вопросы психологии.- 2004.- №2.- с.54-63.

9. Резванцева М.О. Развитие социальной мотивации к учению как фактор субъектности младших школьников // Мир психологии.- 2005.- №2.- с.249-255(доклад).

10. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии.- 2004.-№1.- с.137-144 (выписки).

Тема 11,12: Общая характеристика подросткового возраста

Вопросы для обсуждения:

1. Анатомо-физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте и ее влияние на психические особенности и поведение подростка.

2. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.

3. Особенности развития самосознания.

4. Изменения в мотивационно-потребностной сфере.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы.

6. Развитие познавательных процессов.

7. Особенности учебной деятельности в подростковом возрасте.

8. Особенности общения со взрослыми и сверстниками в подростковом возрасте.

Литература:

1. Гарбузов В.И. От младенца до подростка: Размышления о развитии и воспитании ребенка.-СПб.,1996.

2. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения.- М.: МПСИ,1997.

3. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков.-Ростов-на-Дону,1997.

4. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни.-М.,1990.

5. Прихожан А.М. психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.-М.,2001.-с.267-270.

6. Рогова Е.Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной напряженностью // Вопросы психологии.- 2007.- №5.- с.39-47.

7. Романенко И.В. Исследование готовности школьников к обучению в среднем звене // Психолого-педагогический журнал.-1999.-№1.

8. Романов И.В. Особенности половой идентификации подростков // Вопросы психологии.-1997.-№4.

9. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.-М.,2001.

10. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности.-М.:МПСИ.1996.

11. Цукерман Г.А. Десяти-, двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии.-1998.-№3.

12. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития.-М.,2003.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь: Акселерация, девиантное поведение, делинквентное поведение, дисморфомания, маскулинность, подростковый кризис, реакция группирования, реакция имитации, реакция конформизма, хобби-реакция, реакция эмансипации, ретардация, референтная группа, теоретическое мышление, феминность.

2. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап в жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста// Хрестоматия по возрастной психологии/ Под ред. Д.И.Фельштейна.- М.: МПСИ,1996.-С. 239-248.(конспект)

3. Малышева С.В., Рождественская Н.А. Особенности чувства одиночества у подростков// Вестник МГУ.-Психология.-2001.-№3 (выписки).

4. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста// Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: МПСИ,1996.- С.163-168.(конспект)

5. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии.-1996.-№1.-с.20-33.(выписки)

6. Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков //Вопросы психологии. -1997.-№ 4.-с.39-47.(доклад)

7. Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования адекватного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии.-1997.- № 2.-с.48-60. (доклад).

8. Гордеева Т.О., Шепелева Е.А. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российский подростков // Вестник Московского университете.- 2006.- №3.- с.78-85 (доклад)

9. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков // Вопросы психологии.- 2007.- №1.- с.15-27 (доклад)

10. Калитеевская Е.Р., Леонтьева Д.А. Пути станволения самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии.- 2006.- №3.- с.49-55.

Тема 13,14: Общая характеристика юношеского возраста.

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная ситуация развития в ранней юности.

2. Профессионально-учебная деятельность как ведущая деятельность в период ранней юности. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации обучения.

3. Личностное развитие в юношеском возрасте. Проблема личностного самоопределения. Развитие самосознания.

4. Изменение мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер в ранней юности.

5. Характеристика общения со взрослыми и сверстниками в ранней юности.

6. Юношеская субкультура.

Литература:

1. Дубровина И.В. Психологическая готовность к личностному самоопределению – основное новообразование ранней юности // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.-М.,2001.-с.229-232.

2. Мухина В.С. Юность // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.-М.,2001.-с.234-238.

3. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. / Под ред. И.В.Дубровиной.-М.,1998.

4. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал.-1984.-№4.

5. Цыгулева Т.Г., Бирюкова Т.А. Смысложизненные ориентации старшеклассников // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни.-М.,2001.

6. Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование.- М.,1997.

7. Психологическое сопровождение выбора профессии/ Под ред. Л.М.Митиной.- М.: МПСИ:»Флинта»,1998.

8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.- М.: МПСИ,1996.

9. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.-СПб.:Питер,2000.

10. Формирование личности старшеклассника/Под. Ред. И.В.Дубровиной.-М.,1989.

11. Якобсон П.М. Юношеский возраст // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.-М.,2001.-с.238-243.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь: жизненные планы, интеллектуальная зрелость, максимализм, мировоззрение, самовоспитание, самосознание, самоопределение(профессиональное, нравственное), Я-концепция.

2. Кон И.С. Психология старшеклассника// Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: ИПП,1996.- С.259-266.(конспект)

3. Собкин В.С. Особенности социализации в старшем школьном возрасте: социокультурные траектории ценностных трансформаций// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.- М.:Академия,2001.-С.359-363.(выписки)

4. Толстых Н.Н. Обращенность в будущее- аффективный центр жизни в ранней юности.// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./Сост. И.В. Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин.-М.:Академия,2001.-С.348-350.(выписки)

5. Гаврилова Т.А. Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии.- 2004.- №6.- с.63-72. (доклад)

Тема 15: Общая характеристика взрослости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: