Задание 41. Заполните таблицу.Определите вид мышления по заявленной характеристике. Решите педагогические ситуации, представленные в таблице, запишите индекс ситуации в соответствующую строку таблицы.
Ключевые понятия: словесно-логическое, наглядно-действенное, абстрактно-логическое, практическое, наглядно-образное, теоретическое, репродуктивное, дискурсивное, интуитивное, творческое.
Таблица 31
Вид мышления | Содержание понятия | Ответ (буква) | Педагогические ситуации | ||||||||||||||||
- элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления; основная характеристика определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. | А. Детям дается пять столбиков цифр и предлагается выполнить задание. Сумма цифр 1-го столбика равна 55. Быстро найди суммы цифр остальных четырех столбиков: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25. | ||||||||||||||||||
- вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; расширяет сферу действия практического мышления. | Б. Детей обучали рассказам на основе составленной ими самими модели. Так проводилась итоговая беседа об осени. Дети схематически обозначали основные признаки осени: «Птицы улетели», «Деревья без листьев», «Идет дождь» и т.д. Затем, глядя на эту модель составляли рассказ. | ||||||||||||||||||
- вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. | В. Предложите детям примерно 8-летнего возраста решить задачу, по Ж. Пиаже: у Саши было 3 брата: Ваня, Коля, Петя. Сколько братьев у Вани? А у Коли? А у Пети? Почему ребенку данного возраста трудно давать определения для относительных понятий? | ||||||||||||||||||
- вид мышления, осуществляемый при помощи мыслительных операций с понятиями; оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности; перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий. | Г. Учитель предложила ребятам сделать в подарок мамам сувенир в технике оригами. Показала готовую работу, раздала технологические карты каждому ребенку. А сама занялась с частью ребят изготовлением оригинальной рамкой для работы. Многие ученики не справились с заданием. Тогда учитель предложила одному из ребят поэтапно совместно со всеми выполнить задание. Какую закономерность детского мышления отражает приведенный пример? Как развивать мышление детей этого возраста? | ||||||||||||||||||
Содержание понятия | Ответ (буква) | Педагогические ситуации | |||||||||||||||||
Вид мышления | - направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой. | Д. Ученик так выразил понимание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»: «Тучка – это мимолетная радость, посетившая человека. Она согрела его, оставила хорошее воспоминание и улетела. А человек после мимолетной радости еще острее чувствует одиночество …» | |||||||||||||||||
- направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности. | Е. Учитель: «Попрошу выполнить следующее задание самостоятельно. Прочитайте. Знаком ли вам принцип выполнения? Да. Выполняйте задание по известному уже вам алгоритму.» | ||||||||||||||||||
- совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности. | Ж. Задача 1
а) * Реши примеры:
* Соедини дугой примеры, похожие по способу решения.
б) * Реши примеры:
* Соедини дугой примеры, похожие по способу решения. в) * Придумай задачу из трех примеров по типу задачи «а». | ||||||||||||||||||
- осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения. | З. Учебные задания: строительство какой – либо постройки, участие в организации проектной деятельности, организация выставки, конкурса и пр. | ||||||||||||||||||
- Воспроизводящее мышление. | И. Учитель, который готов по догадке давать ответ на вопрос, заданный классом, и затем подвергнуть свою догадку критическому анализу, быть может, с большим успехом сформирует у своих учащихся умение пользоваться интуицией, чем тот учитель, который анализирует все свои впечатления заранее. |
Задание 42. Составьте интеллект – карту, используя материал по теме «Особенности развития мышления младшего школьника».