Виды мышления

Задание 41. Заполните таблицу.Определите вид мышления по заявленной характеристике. Решите педагогические ситуации, представленные в таблице, запишите индекс ситуации в соответствующую строку таблицы.

Ключевые понятия: словесно-логическое, наглядно-действенное, абстрактно-логическое, практическое, наглядно-образное, теоретическое, репродуктивное, дискурсивное, интуитивное, творческое.

Таблица 31

Вид мышления Содержание понятия Ответ (буква) Педагогические ситуации
  - элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления; основная характеристика определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.   А. Детям дается пять столбиков цифр и предлагается выполнить задание. Сумма цифр 1-го столбика равна 55. Быстро найди суммы цифр остальных четырех столбиков: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25.
  - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; расширяет сферу действия практического мышления.   Б. Детей обучали рассказам на основе составленной ими самими модели. Так проводилась итоговая беседа об осени. Дети схематически обозначали основные признаки осени: «Птицы улетели», «Деревья без листьев», «Идет дождь» и т.д. Затем, глядя на эту модель составляли рассказ.
  - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.   В. Предложите детям примерно 8-летнего возраста решить задачу, по Ж. Пиаже: у Саши было 3 брата: Ваня, Коля, Петя. Сколько братьев у Вани? А у Коли? А у Пети? Почему ребенку данного возраста трудно давать определения для относительных понятий?
  - вид мышления, осуществляемый при помощи мыслительных операций с понятиями; оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности; перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.   Г. Учитель предложила ребятам сделать в подарок мамам сувенир в технике оригами. Показала готовую работу, раздала технологические карты каждому ребенку. А сама занялась с частью ребят изготовлением оригинальной рамкой для работы. Многие ученики не справились с заданием. Тогда учитель предложила одному из ребят поэтапно совместно со всеми выполнить задание. Какую закономерность детского мышления отражает приведенный пример? Как развивать мышление детей этого возраста?
  Содержание понятия Ответ (буква) Педагогические ситуации
Вид мышления - направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой.   Д. Ученик так выразил понимание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»: «Тучка – это мимолетная радость, посетившая человека. Она согрела его, оставила хорошее воспоминание и улетела. А человек после мимолетной радости еще острее чувствует одиночество …»
  - направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.   Е. Учитель: «Попрошу выполнить следующее задание самостоятельно. Прочитайте. Знаком ли вам принцип выполнения? Да. Выполняйте задание по известному уже вам алгоритму.»
  - совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.   Ж. Задача 1 а) * Реши примеры:
     
+ 19 + 11 + 37

* Соедини дугой примеры, похожие по способу решения.

б) * Реши примеры:

     
+ 13 + 19 + 10

* Соедини дугой примеры, похожие по способу решения.

в) * Придумай задачу из трех примеров по типу задачи «а».

  - осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения.   З. Учебные задания: строительство какой – либо постройки, участие в организации проектной деятельности, организация выставки, конкурса и пр.
  - Воспроизводящее мышление.   И. Учитель, который готов по догадке давать ответ на вопрос, заданный классом, и затем подвергнуть свою догадку критическому анализу, быть может, с большим успехом сформирует у своих учащихся умение пользоваться интуицией, чем тот учитель, который анализирует все свои впечатления заранее.

Задание 42. Составьте интеллект – карту, используя материал по теме «Особенности развития мышления младшего школьника».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: