| Педагогическая симптоматика трудностей | Психологические и другие причины | Психический процесс |
| Плохо ориентируется в пространстве листая тетради | Недостаточность анализа пространственных отношений (право – лево, верх - низ) | |
| Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля | ||
| Трудности в усвоении алфавита | Недостатки в развитии непосредственной произвольной памяти | |
| Недостаточная дифференциация букв, сходных по написанию или близких по звучанию | ||
| Несформированность звукобуквенного анализа | ||
| Затруднения в употреблении заглавных букв | Недостатки в развитии вербального анализа. | |
| Недостаточная гибкость мыслительной деятельности / Не усвоено соответствующее правило | ||
| Трудности при определении части речи. (напр. “бег”, “пение” называет глаголами, “лежать”, “молчать” - не глаголами, т.к. не обозначает действие) | Конкретность мышления (не может отделить слово от обозначаемого содержания) | |
| Недостаточность операции абстрагирования | ||
| Затруднения при подборе родственных слов (напр. часы – часовой, жарко – жаркий) | Конкретность мышления | |
| Недостаточность мыслительной операции обобщения | ||
| Отсутствует “орфографическая зоркость” (не умеет найти орфограмму) | Недостатки в развитии слухового вербального анализа. Недостаточность звукобуквенного анализа Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала | |
| Несформированность звукового анализа, артикулирования слов при письме | ||
| Недоразвитие зрительной памяти | ||
| Недостатки в развитии самоконтроля Недостаточность произвольного внимания |






