Задание 20. Вставьте пропущенные слова

По мнению А. Тоффлера, 300 лет назад в Западной Европе произошла ________(1). На смену аграрному (традиционному) обществу пришло _____________(2). Человечество по-новому начинает воспринимать _______(3) — как поток, который нельзя остановить. В то же время его можно потерять, потратить зря. У человека появляется _________(4), но одновременно возникает проблема риска, ответственности. Важным процессом является __________ (5) — рост городов, связи личного типа пpеобразуются в разнообразные связи с разнообразными социальными группами. Зарождается представление о ______ (6).

А). индустриальный Б). богатство В). промышленная революция Г). аграрная революция Д). урбанизация Е). время Ж). право выбора З). индустриализация И). права человека  

_______________ (1) современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы _________(2), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется _____________ (3). Глобализация - _________________(4) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление __________ (5) общества, с другой — обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема___________ (6).

А). диалог культур Б). разделение труда В). общество Г). глобализация Д). противоречивый Е). массовая культура Ж). сельское хозяйство З). информационное И). компьютер

В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идёт о проблеме социальных изменений. Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Ещё социолог Г.Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления всё более сложных социальных форм. Неравновесной моделью социальных изменений является революция. Социальная революция – это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит её дестабилизация, нарушается баланс социальных сил.

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности. Прогресс как понятие можно применять как к систе ме в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть ученых считает, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.

Для определения уровня прогрессивности общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда: труд становится всё более интеллектуальным, а значит, сложнее подвергается количественному учёту, - и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться третий критерий: уровень нравственности в обществе. По-видимому, ему предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.

Задание 21. Понимание текста. Назовите указанные в тексте формы социальных изменений и приведите по одной характеристике каждой из них.

Задание 22. Понимание текста. Многие учёные неоднозначно относятся к прогрессу. Какие объяснения этому приводит автор текста? Приведите три объяснения.

Задание 23. Конкретизация материала текста. Проиллюстрируйте примерами каждое из 3-х упомянутых в тексте свойств социального прогресса.

Задание 24. Аргументация суждений. Почему указанные в тексте критерии прогресса нельзя назвать универсальными (объясните на примере одного из критериев)? Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.

Глобализация — на современном этапе исторического развития человечества — это процесс создания единого экономического, социального, политического и духовного пространства в масштабах всей планеты. Глобализация нужна для того, чтобы создать в современном обществе более выгодные условия для производства материальных благ, прежде всего тех, которые необходимы для обеспечения современной западной цивилизации: энергоресурсы, информация, дешевая рабочая сила, средства связи и коммуникации, а следовательно, обеспечить максимальную прибыль тем, кто управляет процессами глобализации, кто занят в сфере глобального производства или глобального распространения информации (технологий).

Целью современного предпринимателя является удешевление производства, то есть повышение конкурентоспособности. Глобализация влечет за собой объединение трудовых ресурсов, и страна, обладающая высокими технологиями, Япония например, производит высокотехнологичные детали у себя, осуществляет их сборку в агрегаты в менее развитых странах, так как в них рабочая сила: и конечная себестоимость ниже, а значит, разница между стоимостью и рыночной ценой — прибыль — будет больше. В наше время чисто национальных средств производства не существует, в любой стране капитал интернационален, он принадлежит международным корпорациям. Это происходит потому, что ресурсов одной страны уже недостаточно, производственные ресурсы объединяются. Объединение выгодно тем государствам, которые, используя свою экономическую мощь, способны диктовать условия хозяйствования, менее сильные участники мирового рынка вынуждены подчиниться.

Это выгодно, и не только из-за экономических дивидендов, но и из-за того, что в таких условиях становится невозможным или весьма затруднительным ведение войны. Ведь удар придется наносить по собственным средствам производства.

В условиях глобализации человечество сталкивается с глобальными проблемами, одной из них является нехватка ресурсов, а последнее ведет к борьбе за ресурсы. Поэтому экономически более развитые государства являются и самыми сильными в военном отношении, пытаются захватить источники ресурсов, принадлежащие другим государствам. Это неминуемо ведет к конфликту, никто не отдаст даром свои ресурсы, особенно если страна, подвергающаяся давлению, имеет большое население и средства защиты. Поводы для конфликта могут быть самыми разными. Неугодный режим могут объявить потенциально опасным из-за его политической ориентации, или объявить страной, угрожающей миру своей агрессивной политикой, или заявить, что в государстве расположено «гнездо мирового терроризма».

В условиях глобализации возникновение кризиса в одной точке земного шара неминуемо приведет к кризису во всем мире. Вторым минусом глобализации является то, что экономически мощная держава сама может искусственно спровоцировать кризис, переложить его тяготы на весь мир, причем, используя свою экономическую мощь, первой же и выйти из кризиса.

Глобализация несет не только решение задач, но и ставит новые проблемы, которые должны решаться сообща государствами всего мира. Вот поэтому «большая семерка» сначала стала «восьмеркой», теперь и «двадцаткой». Политики видят проблемы и готовы их решать. Именно поэтому проходят ежегодные встречи глав ведущих государств мира.

Задание 21. Понимание текста. Какое определение понятию «глобализация» дает автор тек­ста? Как соотносятся интересы общества и интересы органи­заторов глобализационных процессов?

Задание 22. Понимание текста. Автор называет несколько целей, которые преследуют участ­ники глобализации в сфере экономики. Назовите три из них.

Задание 23. Конкретизация материала текста. Опираясь на текст и личный опыт, знание обществоведче­ского курса и знание современных событий, докажите, что усиливается опасность локальных войн, и прежде всего войн из-за ресурсов. В обоснование своей позиции приведите три примера.

Задание 24. Аргументация суждений. Автор рассматривает возможность решения глобальных про­блем как следствие результата взаимодействия всех стран. Назовите не менее трех примеров решения глобальных проблем коалиционным путем без применения насилия.





Подборка статей по вашей теме: