ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ
Учебно-методический комплекс
для магистрантов очной формы обучения
направление подготовки 030900.68, уголовно-правовой профиль
магистерская программа
«Квалификация преступлений и практика назначения наказаний, основы противодействия преступности в Российской Федерации»
г. Ростов-на-Дону
Автор:
Е.В. Серегина,
доцент, к.ю.н., профессор кафедры уголовного права
Ростовского филиала РАП,
Рецензенты:
В.Д. Иванов, профессор, д.ю.н., профессор кафедры уголовного права Ростовского филиала РАП
В.Н. Ткачев, д.ю.н., заслуженный юрист Российской Федерации, председатель Ростовского областного суда
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).
Одобрен на заседании кафедры уголовного права Российской академии правосудия (протокол № от 2012 г.).
|
|
Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия ……….2012 г., протокол №.
©Ростовский филиал
Российская академия правосудия, 2012.
© Серегина Е.В., 2012.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….……………….….4
Объем дисциплины и виды учебной работы………….…………………….…..7
Тематический план …………………………………......………………………..8
Программа курса……………………....………………………...………………...9
Планы семинарских занятий …………….……………………..………………17
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы магистрантов…...……………………………………38
Контрольные задания...………………………………………………………....72
Примерная тематика магистерских диссертаций……………………………..74
Литература……………………………………………………………….………76
Вопросы для подготовки к экзамену....………………………………………...81
Введение
«Проблемы квалификации преступлений против личности» – обязательная дисциплина вариативной части профессионального цикла магистерской программы «Квалификация преступлений и практика назначения наказаний, основы противодействия преступности в Российской Федерации».
Принятием Уголовного кодекса РФ предполагалось разрешить отдельные проблемы, связанные с квалификацией преступлений. Отчасти это удалось, отчасти - нет. Раздел VII «Преступления против личности» помещен в действующем УК РФ на первое место в его Особенной части. Такое расположение этой группы преступлений соответствует важнейшей конституционной идее, приоритетной в российском государстве, - охране жизни и здоровья человека, его прав, свобод и законных интересов.
|
|
Несмотря на то, что 1 января 2012 года исполнилось пятнадцать лет действия УК РФ, проблема квалификации преступлений против личности осталась открытой. Особую трудность в правоприменительной практике вызывают проблемы Общей части УК РФ, в частности вопросы: квалификации преступлений против личности, совершенные в соучастии; формулировки определения существующих задач уголовного права и содержания уголовно-правовых отношений; сопряженности составов преступлений против личности; усиление уголовно-правовой защиты прав потерпевших.
Преступления против личности в последнее десятилетие обнаружили неблагоприятные тенденции в своем проявлении как на общероссийском, так и на региональном уровнях. Дела о преступлениях против личности вызывают, как правило, наибольший общественный резонанс, именно по результатам их квалификации граждане в значительной мере судят об эффективности деятельности правоприменительных органов.
Дисциплина «Проблемы квалификации преступлений против личности», направлена на изучение, и ознакомление с основными научно-методическими и практически значимыми правилами квалификации преступлений против личности. Она включает краткое изложение некоторых положений УК РФ и развернутую характеристику выработанных наукой и апробированных практикой правил квалификации преступлений против личности, а потому предполагает активную самостоятельную работу по их практическому применению в процессе решения учебных задач.
В процессе проведения лекционных и семинарских занятий активно используются современные информационные технологии, применяются игровые методы обучения, а также гибкая система контроля качества усвоения учебного материала. Внедрение в учебный процесс активных и интерактивных форм обучения позволяет:
- привести учебный процесс в соответствие с требованиями ФГОС ВГЮ;
- сформировать интегральные профессиональные компетенции бакалавров;
- перейти от преимущественной активности преподавателя к активности обучающегося;
- сформировать учебную автономность магистранта, его ответственность за процесс и результат обучения;
- обеспечить обучение в сотрудничестве, взаимодействии обучающихся друг с другом;
- обеспечить комфортные условия обучения, при которых магистрант чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность;
- овладение магистрантов максимального объема высококачественных и хорошо усвоенных знаний.
В учебном процессе используются следующие активные (интерактивные) формы проведения занятий, инновационные технологии по дисциплине: «Проблемы квалификации преступлений против личности»: применение интерактивных/активных методов обучения, на основе опыта, разбор конкретных ситуаций, использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук, мозговой штурм, деловая игра, метод работы в малых группах, творческие задания, применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий, использование информационных ресурсов и баз данных, слайды, видеоматериалы, презентации.
Цель освоения дисциплины «Проблемы квалификации преступлений против личности» состоит в привитии магистрантов более углубленных знаний, касающихся актуальных научных проблем теории и практики квалификации преступлений против личности, практических навыков, необходимых для профессионального выполнения служебных обязанностей в сфере профессиональной деятельности.
В соответствии с поставленной целью основными задачами спецкурса являются:
- ознакомление с наиболее важными вопросами уголовной политики в области защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, а также с положениями международных правовых актов в сфере защиты прав человека;
|
|
- овладение навыками квалификации преступлений против личности;
- формирование умения толковать с помощью различных средств и приемов уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за преступления против личности, разграничивать смежные преступления, разрешать те или иные правовые ситуации;
- ознакомление с основными правоприменительными проблемами в сфере борьбы с преступлениями против личности, с наиболее типичными судебно-следственными ошибками при квалификации преступлений против личности и способами их преодоления.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать:
- понятия и термины, используемые в разделе VII УК РФ «Преступления против личности»;
- круг общественно опасных деяний, содержащихся в разделе «Преступления против личности»;
- нормативную базу, а также современную уголовно-правовую литературу, юридическую периодику, монографии и комментарии законодательных актов;
- реальную судебную практику.
Уметь:
- показать способности к научно обоснованному теоретическому анализу актуальных проблем преступлений против личности; подготовку к компетентному применению полученных знаний на практике;
- грамотно приводить примеры, соответствующие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ;
- правильно анализировать составы преступлений.
Владеть:
- информацией о различных научных позициях российских и зарубежных ученых по наиболее спорным вопросам квалификации преступлений против личности;
- знаниями о проблемах криминологической обоснованности преступлений против личности;
- навыками анализа явлений и фактов правоприменительной практики.
Компетенции, которыми должен обладать магистрант, изучивший дисциплину «Проблемы квалификации преступлений против личности» должен обладать следующими компетенциями:
- общекультурными компетенциями (ОК):
|
|
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
- профессиональными компетенциями (ПК):
в правотворческой деятельности:
способностью разрабатывать нормативно-правовые акты (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
в экспертно-консультационной деятельности:
способностью квалифицированно толковать правовые акты (ПК-7);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
в педагогической деятельности:
способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);
способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество зачетных единиц и часов |
Зачетные единицы - общая трудоемкость | Всего – 4 з.е – 144 ч. |
Всего аудиторных занятий из них: | 46 |
Лекции | 10 |
Семинарские (практические) занятия | 36 |
Самостоятельная работа | 62 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Тематический план ДИСЦИПЛИНЫ
№ № п/п | Разделы (темы) дисциплины | Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | ||
Лекции | Семинары | С/р | ||
Квалификация преступлений против личности в истории развития уголовного законодательства | ||||
Понятие и общая характеристика преступлений против личности | ||||
Квалификация преступлений против жизни и здоровья (активное/интерактивное занятие) | ||||
Квалификация преступлений против свободы, чести и достоинства личности (активное/интерактивное занятие) | ||||
Квалификация преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности (активное/интерактивное занятие) | ||||
Квалификация преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина (активное/интерактивное занятие) | ||||
Квалификация преступлений против семьи и несовершеннолетних (активное/интерактивное занятие) | ||||
Криминологическая характеристика преступлений против личности (активное/интерактивное занятие) | ||||
Квалификация преступлений против личности по зарубежному уголовному законодательству (активное/интерактивное занятие) | ||||
Всего |