Е.В. Серегина

ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ

Учебно-методический комплекс

для магистрантов очной формы обучения

направление подготовки 030900.68, уголовно-правовой профиль

магистерская программа

«Квалификация преступлений и практика назначения наказаний, основы противодействия преступности в Российской Федерации»

г. Ростов-на-Дону


Автор:

Е.В. Серегина,

доцент, к.ю.н., профессор кафедры уголовного права

Ростовского филиала РАП,

Рецензенты:

В.Д. Иванов, профессор, д.ю.н., профессор кафедры уголовного права Ростовского филиала РАП

В.Н. Ткачев, д.ю.н., заслуженный юрист Российской Федерации, председатель Ростовского областного суда

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).

Одобрен на заседании кафедры уголовного права Российской академии правосудия (протокол № от 2012 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия ……….2012 г., протокол №.

©Ростовский филиал

Российская академия правосудия, 2012.

© Серегина Е.В., 2012.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………….……………….….4

Объем дисциплины и виды учебной работы………….…………………….…..7

Тематический план …………………………………......………………………..8

Программа курса……………………....………………………...………………...9

Планы семинарских занятий …………….……………………..………………17

Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы магистрантов…...……………………………………38

Контрольные задания...………………………………………………………....72

Примерная тематика магистерских диссертаций……………………………..74

Литература……………………………………………………………….………76

Вопросы для подготовки к экзамену....………………………………………...81


Введение

«Проблемы квалификации преступлений против личности» – обязательная дисциплина вариативной части профессионального цикла магистерской программы «Квалификация преступлений и практика назначения наказаний, основы противодействия преступности в Российской Федерации».

Принятием Уголовного кодекса РФ предполагалось разрешить отдельные проблемы, связанные с квалификацией преступлений. Отчасти это удалось, отчасти - нет. Раздел VII «Преступления против личности» помещен в действующем УК РФ на первое место в его Особенной части. Такое расположение этой группы преступлений соответствует важнейшей конституционной идее, приоритетной в российском государстве, - охране жизни и здоровья человека, его прав, свобод и законных интересов.

Несмотря на то, что 1 января 2012 года исполнилось пятнадцать лет действия УК РФ, проблема квалификации преступлений против личности осталась открытой. Особую трудность в правоприменительной практике вызывают проблемы Общей части УК РФ, в частности вопросы: квалификации преступлений против личности, совершенные в соучастии; формулировки определения существующих задач уголовного права и содержания уголовно-правовых отношений; сопряженности составов преступлений против личности; усиление уголовно-правовой защиты прав потерпевших.

Преступления против личности в последнее десятилетие обнаружили неблагоприятные тенденции в своем проявлении как на общероссийском, так и на региональном уровнях. Дела о преступлениях против личности вызывают, как правило, наибольший общественный резонанс, именно по результатам их квалификации граждане в значительной мере судят об эффективности деятельности правоприменительных органов.

Дисциплина «Проблемы квалификации преступлений против личности», направлена на изучение, и ознакомление с основными научно-методическими и практически значимыми правилами квалификации преступлений против личности. Она включает краткое изложение некоторых положений УК РФ и развернутую характеристику выработанных наукой и апробированных практикой правил квалификации преступлений против личности, а потому предполагает активную самостоятельную работу по их практическому применению в процессе решения учебных задач.

В процессе проведения лекционных и семинарских занятий активно используются современные информационные технологии, применяются игровые методы обучения, а также гибкая система контроля качества усвоения учебного материала. Внедрение в учебный процесс активных и интерактивных форм обучения позволяет:

- привести учебный процесс в соответствие с требованиями ФГОС ВГЮ;

- сформировать интегральные профессиональные компетенции бакалавров;

- перейти от преимущественной активности преподавателя к активности обучающегося;

- сформировать учебную автономность магистранта, его ответственность за процесс и результат обучения;

- обеспечить обучение в сотрудничестве, взаимодействии обучающихся друг с другом;

- обеспечить комфортные условия обучения, при которых магистрант чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность;

- овладение магистрантов максимального объема высококачественных и хорошо усвоенных знаний.

В учебном процессе используются следующие активные (интерактивные) формы проведения занятий, инновационные технологии по дисциплине: «Проблемы квалификации преступлений против личности»: применение интерактивных/активных методов обучения, на основе опыта, разбор конкретных ситуаций, использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук, мозговой штурм, деловая игра, метод работы в малых группах, творческие задания, применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий, использование информационных ресурсов и баз данных, слайды, видеоматериалы, презентации.

Цель освоения дисциплины «Проблемы квалификации преступлений против личности» состоит в привитии магистрантов более углубленных знаний, касающихся актуальных научных проблем теории и практики квалификации преступлений против личности, практических навыков, необходимых для профессионального выполнения служебных обязанностей в сфере профессиональной деятельности.

В соответствии с поставленной целью основными задачами спецкурса являются:

- ознакомление с наиболее важными вопросами уголовной политики в области защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, а также с положениями международных правовых актов в сфере защиты прав человека;

- овладение навыками квалификации преступлений против личности;

- формирование умения толковать с помощью различных средств и приемов уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за преступления против личности, разграничивать смежные преступления, разрешать те или иные правовые ситуации;

- ознакомление с основными правоприменительными проблемами в сфере борьбы с преступлениями против личности, с наиболее типичными судебно-следственными ошибками при квалификации преступлений против личности и способами их преодоления.

В результате освоения дисциплины магистрант должен:

Знать:

- понятия и термины, используемые в разделе VII УК РФ «Преступления против личности»;

- круг общественно опасных деяний, содержащихся в разделе «Преступления против личности»;

- нормативную базу, а также современную уголовно-правовую литературу, юридическую периодику, монографии и комментарии законодательных актов;

- реальную судебную практику.

Уметь:

- показать способности к научно обоснованному теоретическому анализу актуальных проблем преступлений против личности; подготовку к компетентному применению полученных знаний на практике;

- грамотно приводить примеры, соответствующие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ;

- правильно анализировать составы преступлений.

Владеть:

- информацией о различных научных позициях российских и зарубежных ученых по наиболее спорным вопросам квалификации преступлений против личности;

- знаниями о проблемах криминологической обоснованности преступлений против личности;

- навыками анализа явлений и фактов правоприменительной практики.

Компетенции, которыми должен обладать магистрант, изучивший дисциплину «Проблемы квалификации преступлений против личности» должен обладать следующими компетенциями:

- общекультурными компетенциями (ОК):

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

- профессиональными компетенциями (ПК):

в правотворческой деятельности:

способностью разрабатывать нормативно-правовые акты (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

в экспертно-консультационной деятельности:

способностью квалифицированно толковать правовые акты (ПК-7);

в организационно-управленческой деятельности:

способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

в педагогической деятельности:

способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).


Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов
Зачетные единицы - общая трудоемкость Всего – 4 з.е – 144 ч.
Всего аудиторных занятий из них: 46
Лекции 10
Семинарские (практические) занятия 36
Самостоятельная работа 62
Форма итогового контроля   экзамен

Тематический план ДИСЦИПЛИНЫ

№ № п/п Разделы (темы) дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары С/р
  Квалификация преступлений против личности в истории развития уголовного законодательства      
  Понятие и общая характеристика преступлений против личности      
  Квалификация преступлений против жизни и здоровья (активное/интерактивное занятие)      
  Квалификация преступлений против свободы, чести и достоинства личности (активное/интерактивное занятие)      
  Квалификация преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности (активное/интерактивное занятие)      
  Квалификация преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина (активное/интерактивное занятие)      
  Квалификация преступлений против семьи и несовершеннолетних (активное/интерактивное занятие)      
  Криминологическая характеристика преступлений против личности (активное/интерактивное занятие)      
  Квалификация преступлений против личности по зарубежному уголовному законодательству (активное/интерактивное занятие)      
  Всего      


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: