Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:
— о состоянии окружающей среды;
— о причинах наблюдаемых и вероятных изменений ее
состояния (т. е. об источниках и факторах воздействия);
— о допустимости изменений и нагрузок на среду в
целом;
— о существующих резервах биосферы.
Таким образом, в систему экологического мониторинга входят наблюдения за состоянием элементов биосферы и за источниками и факторами антропогенного воздействия.
Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1995 г.» определяет экологический мониторинг в РФ как комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностью.
В соответствии с приведенным определением и возложенными на систему функциями мониторинг включает три основных направления деятельности:
|
|
— наблюдения за факторами воздействия и состояни
ем окружающей среды;
— оценку фактического состояния окружающей среды;
— прогноз состояния окружающей природной среды и
оценку прогнозируемого состояния.
Следует принять во внимание, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником информации, необходимой для принятия экологически значимых решений. Термин «контроль», нередко употребляемый в литературе для описания аналитического определения тех или иных параметров (например, контроль состава атмосферного воздуха, контроль качества воды водоемов), следует использовать только в отношении деятельности, предполагающей принятие активных регулирующих мер. «Толковый словарь по охране природы» определяет экологический контроль следующим образом: это деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственный и общественный экологический контроль.
В природоохранном законодательстве государственная служба мониторинга определена фактически как часть общей системы экологического контроля.
Наиболее универсальным подходом к определению структуры системы мониторинга антропогенных изменений природной среды является его разделение на блоки (рис. 3.1).
Информационная система (мониторинг)
I