В России


ГСМОС основывается на системах национального мо­ниторинга, которые функционируют в различных госу­дарствах согласно международным требованиям и специ­фическим подходам, сложившимся исторически или обусловленным характером наиболее остро стоящих эко­логических проблем. Международные требования, кото­рым должны удовлетворять национальные системы — участницы ГСМОС, включают единые принципы разра­ботки программ (с учетом приоритетных факторов воз­действия), обязательность наблюдений за объектами, имеющими глобальную значимость, передачу информа­ции в Центр ГСМОС.

Главный центр сбора и анализа информации
Региональные пункты наблюдений

На территории СССР в 1970-е годы на базе станций гидрометеослужбы была ор­ганизована Общегосударст­венная служба наблюдений и контроля состояния окружа­ющей среды (ОГСНК), по­строенная по иерархическо­му принципу (рис. 3.3).

Первичные пункты наблюдений
Рис. 3.3. Поток информации в иерархической системе ОГСНК

В обработанном и систе­матизированном виде инфор­мация, полученная в рамках ОГСНК, была представлена в кадастровых изданиях, та­ких как «Ежегодные данные



о составе и качестве поверхностных вод суши» (по гидро­химическим и гидробиологическим показателям), «Еже­годник состояния атмосферы в городах и промышленных центрах» и др. До конца 1980-х годов все кадастровые издания имели гриф «Для служебного пользования», за­тем в течение трех-пяти лет были открытыми и доступ­ными в центральных библиотеках. К настоящему вре­мени сборники типа «Ежегодных данных...» в библиотеки практически не поступают. Некоторые материалы можно получить (приобрести) в региональных подразделениях Федеральной службы России по гидрометеорологии и мо­ниторингу окружающей среды (Росгидромет).

Помимо ОГСНК, входящей в систему Росгидромета, экологический мониторинг осуществляется целым рядом государственных экологических служб.

Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между собой, приводит к дуб­лированию усилий, снижает эффективность всей системы мониторинга и затрудняет доступ к необходимой инфор­мации как для граждан, так и для государственных орга­низаций. Поэтому в 1993 г. было принято решение о со­здании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна была объединить возможности и усилия многочисленных служб для реше­ния задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: