Очень скоро Товстоногов начнет обдумывать замысел ≪Оптимистической
трагедии≫, спектакля могучего и ясного постановочного
Решения.
В психологическом плане Товстоногову очень был нужен успех.
Перед ≪Помпадурами≫ была серия спектаклей (≪Обычное
дело≫ А. Тарна, ≪Донбасс≫ Б. Горбатова, ≪Степная быль≫ Е. Помещикова
и Н. Рожкова, ≪Новые люди≫ по Н. Чернышевскому,
≪На улице Счастливой≫ Ю. Принцева, ≪Поезд можно остановить
≫ Ю. М а к к о л а), которые хотя и обладали рядом достоинств,
но в целом не приносили большого удовлетворения. ≪Помпадуры
и помпадурши≫ были рубежным спектаклем: следующей
премьерой была ≪Первая весна≫ Г. Николаевой и С. Рад-
Зинского, памятная ласточка новых успехов нашей литературы
и театра, за ней в ≪послужном списке≫ Товстоногова стоит
≪Оптимистическая трагедия≫, принесшая режиссеру и ленинградскому
Театру им. А. С. Пушкина триумфальный успех.
Следующими работами Товстоногова в области классики
|
|
были ≪Униженные и оскорбленные≫ (1956) в Театре им. Ленинского
Комсомола, поставленные совместно с И. Ольшвангером,
и ≪Идиот≫ в Большом драматическом театре (1958). Переход
От Щедрина к Достоевскому мог бы показаться неестественно
Резким, пристрастия режиссера несколько противоречивыми,
если не иметь в виду, что ≪Помпадуры≫ были поставлены по
предложению ≪чужого≫ театра. Но более важно иметь в виду
Не эту производственную сторону дела, а внутреннюю, творческую,
Определяющую истинные пристрастия и дорогу режиссера
Г. Т о в с т о н о г о в. О профессии режиссера, с. 304—05.
в это время. Товстоногов был ≪болен≫ Достоевским, он был ему
Нужен, чтобы найти желанный синтез психологической наполненности
И театральной образности.
≪Униженные и оскорбленные≫ —спектакль обнаженной социальной
Мысли, резких сценических контрастов и внутреннего
Гнева. Он настойчиво требовал сочувствия к человеку. Его
Гуманизм был неистовым и страстным. Поэтому режиссера не
Устраивал финал романа, его утешительная интонация, христианское
Смирение Ихменевых. Товстоногов хотел закончить спектакль
Открытым вопросом ко всем, кто готов потревожить свою
совесть: ≪Да почему это? Почему бедны люди?.. И хочется
Всем сделать что-то такое, чтобы не плакало больше дите, чтоб
Не было вовсе слез от сей минуты ни у кого, и чтобы сейчас же,
сейчас же это сделать, не отлагая и несмотря ни на что...≫
Эти слова произносил в спектакле Иван Петрович, взяв их
|
|
У Дмитрия Карамазова.
≪Идиот≫ был спектаклем о Мышкине, и по изначальному замыслу,
И по величию актерской работы И. Смоктуновского. Он
внутренне связан с ≪Униженными и оскорбленными≫ не только