Что вспомнить из истории театра, то только то, что относилось
к ≪Смерти Пазухина≫ или ≪Господам Головлевым≫. Пробуждению
Театрального интереса к творчеству великого сатирика способствовал
спектакль ≪Тени≫, поставленный в 1953 году Н. Акимовым
В ленинградском Новом театре.
Историю возвышений, кратких правлений и падений очередных
Помпадуров режиссер ставил как сценическую карикатуру,
Как историю забавных нелепостей, которые вдруг обнаруживают
Горечь и ужас жалкой, бессмысленной жизни. В спектакле,
Как и в сатире Щедрина, сонму чиновников всех рангов
И их окружению противопоставлен только саркастический смех
Автора.
≪Помпадуры и помпадурши≫ были смешным спектаклем.
Ярко проявилась комедийная стихия его актеров —Н. Трофимова,
И. Зарубиной, А. Бениаминова, П. Суханова.
Метафоры спектакля были наглядны и остроумны. Занавес — мундир с начищенными пуговицами; портрет государя, который
|
|
Постепенно увеличивался в размерах так, что в конце концов
Были видны только блестящие ботфорты; почти цирковая по
Приему стремительная пантомима смены одного правителя
Другим.
Режиссер начинал представление в чуть замедленных ритмах,
Обыденно, он выстраивал естественные отношения, никак
Не подчеркивал их фантасмагоричность. Логика сценической
Жизни была обыкновенной, но необыкновенным был контраст
Этой логики с перевернутыми нормами жизни, по которым жили
Герои спектакля. Как нечто вполне естественное выклянчивалось
Теплое местечко, обыденным, привычным было собачье
Угодничество. Пустопорожняя болтовня имитировала работу общественной
мысли. ≪Консерваторы≫ говорят: шествуй вперед, но
по временам мужайся и отдыхай! ≪Красные≫ возражают: отдыхай,
но по временам мужайся и шествуй вперед!≫ Только к концу
Спектакля эта принятая норма жизни, этот алогичный с точки
Зрения здравого смысла метод существования представали
В своем прямом гротесковом обличье. Спектакль разгонялся до
Бешеного темпа, скрытая усмешка первых картин становилась
Явной издевкой, злой и точной карикатурой.
Частный случай возвышения и падения очередного администратора-
Помпадура был рассмотрен в спектакле как норма
Жизни России того времени, заурядное событие приобретало
Широкое сатирическое обобщение.
≪Помпадуры и помпадурши≫, точно уловив стиль автора, все
Же не воссоздавали психологически глубокого характера. Сама
|
|
Литературная структура очерков Щедрина, их фрагментарность,
Фельетонность, не давала возможности построить спектакль