Традицией в истолковании Шекспира, Д. Урнов дает
Совет вернуться к той театральности, которая и была романтическим
Эквивалентом актерского искусства старого театра.
Это противоречие показательно еще и потому, что некоторая
Неудовлетворенность актерским стилем спектакля вполне понятна
И справедлива. Действительно, между строгой стилистикой
Замысла, ясной стройностью его внутренних ходов и актерским
Уровнем ощущается зазор. Чего-то не хватает. Но чего — вот вопрос. По ходу репетиций, по дальнейшим теоретическим
Размышлениям Товстоногова, которые он высказывал в статьях
(см. ≪Поговорим о перевоплощении≫), и замечаниям на занятиях
Режиссерской лаборатории ясно, что и сам постановщик
Не совсем удовлетворен актерским строем спектакля. Однако
При этом его мысль идет в ином, нежели у критика, направлении.
Товстоногов прекрасно понимает, что за счет старых
Средств нельзя подновить современный театр, что, следовательно,
Необходимо искать новое.
Движение к Шекспиру реально-историческому прошло свои
Важные этапы в сценической практике: романтический Шекспир
Советской сцены, выявивший высокий гуманизм нашего искус-
1 ≪Театр≫, 1969, № 9, с. 19.
Там же, с. 21.
Ства, антиромантический Шекспир многих послевоенных западных
Сцен. К реально-историческому Шекспиру подходило и литературоведение.
Л. Пинский отмечал, что в методе Шекспира
важна ≪сознательная или бессознательная историческая правда
Трагического тона, гарантирующая естественность в развитии
Героической коллизии, без которой нет трагедии. Именно этот
Реализм трагического и был, как известно, предметом удивления
и зависти для драматургов последующих веков≫.1
Спектакль Товстоногова, при всех его издержках, находится
На этом пути сценического постижения Шекспира сегодня. Как
и всегда, в работе над ≪Генрихом IV≫ режиссеру важно было
Найти точную, годную лишь для этого спектакля и этого замысла
Природу актерского существования. Внутренняя органика,
Психологическая цельность характера сочетается в спектакле
С мизансценой-метафорой —почти иллюстративным в
своей наглядности режиссерским приемом. В ≪Короле Генрихе
IV≫ исполнители то и дело нарушали бытовое правдоподобие,
Не теряя логики образа: обращались к залу, приглашая
Его в свидетели; принц Гарри, чтобы разбудить Фальстафа,
Брал палочку у барабанщика и сам бил в барабан.
≪Метафоризм —естественное следствие недолговечности человека
И надолго задуманной огромности его задач. При этом