Старички становятся сначала жалкими фигурками в руках таких
Политиканов собственного кармана, как Фальстаф и Бардольф,
А потом, в финале, мы видим, как история своей холодной
И властной рукой отодвигает их в сторону. В спектакле
Судьи Шеллоу и Сайленс входят в тот фальстафовский фон,
О котором говорил Энгельс в письмах к Лассалю. С поразительной
Режиссерской логикой они оказались включенными
В ход истории. Тут Товстоногов мастерски использует прием
Иронического контраста, демонстрирует великолепное владение
Всей системой спектакля как идейно-художественного целого,
В котором сама целостность есть не школярская гладкость,
А диалектическое сочетание, казалось бы, самых разнородных
Мотивов и сценических фактур. Не нужные ни сюжету, ни, казалось
Бы, теме, эти герои оказываются носителями и выразителями,
Чрезвычайно существенных мотивов в спектакле.
Не к победе централизованной власти над феодальной раздробленностью,
|
|
Не к победе короля над непокорными вассалами
Ведет спектакль —эта идея мало кого занимает сегодня.
Спектакль утверждает историческую объективность.
Традиции истолкования Шекспира, которая установилась на
Нашей сцене в 1930-е годы и отголоски которой слышались и
После войны (В. Тхапсаев —Отелло), спектакль Товстоногова
Противостоит довольно решительно, он продолжает ту линию,
которая начиналась в ≪Гамлете≫ Охлопкова. Спектакль ленинградцев
Порывает с романтической традицией в истолковании
Шекспира, которая столь долгое время владела сценическими
Деятелями и теоретиками-литературоведами. Стремление уйти
≪от Вальтера Скотта≫ во многом определяет и сам выбор
Пьесы —в хронике это можно сделать категоричнее и последовательнее.
Поворотный характер спектакля ≪Король Генрих IV≫ заметили
критики. Д. Урнов начинает свою рецензию восклицанием:
≪Признаки перемен! Близится поворот...≫
В статье Д. Урнова, отметившей многие новые черты в самом
Подходе к Шекспиру, есть и упреки, некоторые из них
Кажутся принципиально спорными. Критик упрекает театр,
Исполнителей в излишней, мелкой, бытовой характерности
(≪В. Стржельчик —Хотспер заикается, С. Юрский —Генрих
пришепетывает, —к а ж д ы й держится характерности≫), он хотел
бы видеть в спектакле ту ≪театральность конца прошлого века,
В борьбе с которой вырос театр Ибсена, Чехова. Ее-то нам сейчас
в Шекспире и не хватает≫.1
|
|
≪Да,—продолжает к р и т и к,—если бы к правде сценических
Действий, которой так владеют наши нынешние мастера, прибавить
несколько столь же искусной сценической ≪лжи≫!≫.2