2.1. Система социально значимых противоречий
· Наличие небинарных противоречий;
· Социосистемные противоречия (между социосистемой и экосистемами, между фазами социосистемы, между Представлениями социосистемы)
· Классовые противоречия
· Экономические (геоэкономические), политические (геополитические), военные противоречия, вековые конфликты.
· Культурные (геокультурные) противоречия
· Противоречия между комьюнити
· Психологические противоречия (половые, возрастные, личность – семья, личность – микрогруппа, личность – общество)
· Проектные противоречия
· Онтологические противоречия (важнейший вопрос: существует ли социальная онтология / онтологии вообще?)
· Какие противоречия должны рассматриваться, как структурообразующие?
Динамика системы противоречий
Что добавилось в рассматриваемый период, что ушло из зоны актуальности?
Рефлексия системы противоречий
Что общество видит, и чего оно не видит – скрытые противоречия, их актуальность и причина их «невидимости»? Очень интересна ситуация, когда общество «видит» противоречия, которых на самом деле нет в зоне актуальности.
При построении системы противоречий можно пользоваться следующей «шпаргалкой»: какие из характерных противоречий человеческого общежития (противоречие между полами; между поколениями; между нациями (Государствами); между классами (социальными группами), между проектами; между онтологиями) наиболее ярко проявлены в рассматриваемой системе?
2.2. Система социально значимых проблем, страхов и ожиданий
· Общемировая проблематизация
· Проблематизация Представлений социосистемы
· Проблематизация социальных групп и комьюнити
· Господствующие страхи
· Господствующие социальные ожидания
· Господствующие ожидания по отношению к господствующим страхам («позитивный» или «негативный» субъективный прогноз)
· Динамика системы страхов [6], проблем и ожиданий
· Рефлексия системы страхов, проблем и ожиданий (см. предыдущий пункт)
2.3. Культурные приоритеты
· «Карта» форм культуры
· Динамика форм культуры – появление новых, отмирание старых, доля изменений в общей «карте» форм культуры
· Объективно наиболее значимые формы культуры
· Субъективно наиболее значимые формы культуры, соотношение между объективно и субъективно значимой культурой
· Музыкальная культура (как форма трансцендентного опыта)
· Массовая культура, масс-медиа, новые формы масс-медиа
· Штрих-культура
2.4. Новые технологии и социосистемные техники [7]. Базовые инновации [8]
2.5. Субъективная картина мира
Что, прежде всего, бросается в глаза при посещении данного общества (эпохи)? Неформализуемый, сугубо субъективный ответ. «Слоган» (дискурс, формула) мира. Субъективное восприятие развития экономики (1960-е годы воспринимаются как расцвет, 1970-е как стагнация)