(характеристика текста с точки зрения его стилевой принадлежности)
________________________________________________________________________
(фамилия, имя, группа)
1. Определите стилевую принадлежность предложенного отрывка, выполнив (устно) стилистический анализ текста по плану (см. ниже).
(1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.
– (4)Его явно тянет к точным наукам, – серьёзно говорила мама отцу.
(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (6)Я учился очень средне. (7)Мама говорила, что если я так продолжу, то стану грузчиком. (8)Выражение же лица отца в это время было таким, что я догадывался: он сомневается, что мама говорит правду.
(9)Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.
(10)Когда я учился в старших классах, родители преподавали в университете. (11)Мама вела термодинамику, а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.
|
|
(12)Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. (13)Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.
(14)Какие возможности у меня имелись? (15)Университет, институт культуры и, конечно же, медицинский.
(16)Медицинский мне всегда нравился. (17)Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. (18)Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19)Но как-то пугала так называемая анатомичка. (20)Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу.
(21)Тогда я стал ходить в институт культуры. (22)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. (23)Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (24)3апах «анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (25)Ненужность никому! (26)Ни выступающим, ни зрителям. (27)Это отсутствие надежды на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры.
(28)Но я хотел... (29)Не знаю, чего я хотел. (30)Ничего определённого. (31)Мне хотелось быть студентом. (32)Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно... (33)Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. (34)Главное – настоящей, всем существом – жизни.
(По Е.В. Гришковцу)
Гришковец Евгений Валерьевич (род. в 1967 г.) – современный российский писатель, драматург, режиссёр, актёр, музыкант. Стал известен после того, как в 1999 г. был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска». Является автором книг «Рубашка», «Реки», «Следы на мне», «Асфальт».
|
|
Что необходимо знать о каждом стиле:
- определение стиля;
- основную функцию;
- сферу применения;
- жанры стиля;
- стилевые черты:
- общие особенности стиля;
- языковую специфику
План стилистического анализа текста
1. Предварительно отнести текст к одному из функциональных стилей (научному, официально-деловому, газетно-публицистическому, разговорному, художественному).
2. Определить тему текста. (Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте).
3. Определить основную мысль текста. Идея текста (его основная мысль) – это то, зачем создан текст на данную тему, что именно автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать. Основная мысль текста может быть отражена в заглавии. Но чаще ее можно «найти» в самом тексте. Иногда автор «прячет» основную мысль, не высказывает ее «вслух», оставляя читателю возможность самому догадаться и сформулировать для себя идею текста (главную мысль автора)).
4. Определить задачи речи.
5. Определить сферу применения текста (сферу коммуникации). (Для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т.е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения.)
6. Определить, что представляет собой текст в содержательно-логическом плане. (Определить, что представляет собой текст в содержательно-логическом плане (самостоятельное произведение, отрывок из произведенья), найти, если есть, компоненты стандартной содержательной композиции: вступление, основную часть, заключение.)
7. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится текст. (Следует помнить о том, что в «реальном» тексте функционально-смысловые типы речи могут комбинироваться, например: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания и т.п.)
8. Определить форму (письменная или устная) реализации стиля.
9. Назвать стилевые черты, присущие тексту. (Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования, объективность, беспристрастность, ясность изложения и т.д.)
10. Указать стилистические языковые средства, т. е. установить языковую специфику текста.
11. Указать жанр текста.
12. Сделать вывод о стилевой принадлежности текста.