Алиса в стране чудес


1. Алиса сидит под деревом с книжкой. Пытается читать. Откладывает от себя книжку.

А л и с а. Что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров?! Скучно, когда ответы на все вопросы лежат на поверхности. Даже удивляться не получается… Получается, нас растят для того, чтобы жить вот в таком мире, где не получает… ся… получаться….

К р о л и к. Ах, как я опаздываю!

Алиса оглядывает Кролика. Кролик достает часы, проверяет время.

К р о л и к. Ах, скорее, скорее!

Белый Кролик скрывается в своей норе. Алиса, не раздумывая, устремляется за ним, ударилась лбом о косяк.

А л и с а. Погодите, господин Кролик! Погодите, я с вами! Появляется Гусеница.

Г у с е н и ц а. (Бормочет) Спешат, спешат все куда-то… И чего спешить? Вот если бы я… да чего, собственно я… Мне и спешить-то некуда… (Уползает)

(Алиса устремляется за кроликом, падает в карман)

Алиса выбегает, осматривается, видит Кролика.

Разодетый в пух и прах, в одной лапке он держит большущий веер, в другой – пару перчаток. Кролик роняет свои аксессуары, надевает перчатки не на ту руку, зацепляется веером за все.

К р о л и к. Ах, мои усики! Ах, мои ушки! Как я опаздываю!

Алиса встает, пытается найти Кролика.

А л и с а. Мистер Кролик! Где вы? Выбегает Белый Кролик. Мистер Кролик! У него в руках белые перчатки и веер.

К р о л и к. Ах, что скажет Королева!

Кролик. Все бы ничего, но вот Королева, Королева! Она придет в ярость, если я опоздаю! Она именно туда и придет!

Алиса (столкнувшись с кроликом). Простите, пожалуйста...

Кролик, отпрянув, подскочив как ужаленный, выронив перчатки и веер, скрывается в темноте.

А л и с а. (Поднимает перчатки и веер, начинает обмахиваться веером) Ой-ой-ой, ну что же это сегодня за день такой? Все кувырком! Ведь только вчера все было, как всегда! А вдруг я превратилась в кого-нибудь из своих подружек? Конечно, жалко, но я не Ада. (Вздыхает). У нее такие красивые локоны а у меня волосы совсем не вьются... Но уж я, конечно, я не Мэйбл! Я-то столько много всего знаю, а она, бедняжка, такая глупенькая! (испуганно) Ну-ка: четырежды пять - двенадцать, четырежды шесть - тринадцать, четырежды семь... Ой, мамочка, я так никогда до двадцати не дойду! Ну и ладно, значит, таблица умножения не считается! Прочту с выражением какие-нибудь стишки. Ну, хоть эти... (Сложив ручки, как примерная ученица, начинает читать вслух).

Идет бычок, красуется,

Шагает невпопад.

Когда же будет улица?

Пойду-ка я назад!

Ой, слова совсем не те! Значит, я все-таки Мейбл! Ну, если так, если я - Мэйбл, я тогда лучше останусь тут! Пусть лучше не приходят и не уговаривают! Я им только скажу: "Нет, вы сперва скажите, кто я буду"...

2. Появляется Мышь. Молча строит дом.

А л и с а. (К Мыши). О Мышь! Может быть, вы знаете, как отсюда выбраться? (кладет перчатки на ширму, их незаметно забирает кот). Я ужасно устала, о Мышь! (мышь не отвечает) Мышка, как у вас дела? (В зал) Может, она не понимает? Вдруг она англичанка? (Мыши) I have a cat, Мышь вздрагивает, собирается убегать, Алиса ловит ее. Извините, просто в учебнике английского эта фраза стоит первой… Я забыла, что вы не любите кошек.

М ы ш ь. (Пронзительно) Не люблю кошек? А ты бы их на моем месте любила?

А л и с а. Наверно, нет. Прошу вас, не сердитесь! Жаль, что я не могу показать вам нашу Дину – нашу кошку. Она такая милая, такая спокойная. Сидит себе у камина, мурлычет и умывается. А как она ловит мышей!.. Ах, простите! Простите, пожалуйста!

М ы ш ь. Не мешайте мне! Будьте добры отойти подальше. Здесь куча свободного места!

А л и с а. Если вам неприятно, не будем больше об этом говорить.

М ы ш ь. Не будем? Можно подумать, что я завела этот разговор! У нас в семье всегда ненавидели кошек. Страшные существа!

А л и с а. Да, но не наша Дина…

М ы ш ь. Не знаю! Все они… прохвосты!

А л и с а. Про хвосты? Про чьи?!

Мышь злиться, уходит. Алиса одна.

А л и с а. И зачем это я заговорила о Дине! Куда же мне идти?

Раздается шорох, появляется Белый Кролик. Он что-то ищет.

К р о л и к. Ах, Королева! Королева! Бедные мои лапки! Бедные мои усики! Она же велит меня казнить! Как пить дать, велит! Где же я их потерял?

А л и с а. Вы не это ищете, господин Кролик? (Собирается протянуть перчатки и веер, но их нет (Кот их забрал) Куда же они подевались? Ну не Мышь же на самом деле их унесла! Мистер Кролик!

Оглядывается. Кролика нет. Выходит вниз, кулисы закрываются, перестановка.

3. Встречает глазами с синей Гусеницей. Смотрят друг на друга, не говоря ни слова.

Г у с е н и ц а. Ты... кто… такая?

А л и с а. Сейчас, право, не знаю, сударыня. Я знаю, кем я была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор... В общем, сейчас я уже ни в чем не уверена.

Г у с е н и ц а. Что это ты выдумываешь? Да ты в своем уме?

А л и с а. Не знаю. Должно быть, в чужом. Видите ли…

Г у с е н и ц а. Не вижу.

А л и с а. Боюсь, что не сумею вам все это объяснить. Я и сама ничего не понимаю.

Г у с е н и ц а. И это не есть хорошо! А кто ты такая?

А л и с а. По-моему, это вы должны мне сказать сначала, кто вы такая.

Г у с е н и ц а. Почему?

Алиса не знает, что ответить. Некоторое время стоит в замешательстве. Потом разворачивается и собирается уходить.

Г у с е н и ц а. Вернись! (оклик, посыл) Мне нужно сказать тебе что-то очень важное.

Алиса разворачивается, но остается на месте.

Г у с е н и ц а. Держи себя в руках!

А л и с а. Это все?

Г у с е н и ц а. Нет.

Гусеница отвлекается на себя. Алиса стоит, не решаясь уйти. Наконец делает шаг от Гусеницы.

Г у с е н и ц а. Значит, по-твоему, ты изменилась?

А л и с а. Да, сударыня, и это очень грустно. Я ничего не помню.

Г у с е н и ц а. Чего не помнишь?

А л и с а. Я пробовала прочитать «Идет бычок..», но получилось как-то неправильно...

Г у с е н и ц а. Читай другое. Читай «Мишка косолапый».

А л и с а. Мишка косолапый

В лес с утра пришел.

В улей влез он лапой,

Мед у пчел увел.

А потом к берлоге

Топал меж берез.

Выбирал дорогу,

Мед в бочонке нес.

Г у с е н и ц а. Все неверно.

А л и с а. Да, не совсем верно. Некоторые слова не те.

Г у с е н и ц а. Некоторые? Все не так, от самого начала и до самого конца.

Алиса ошеломлена. Гусеница занята своими делами.

А л и с а. Помогите мне, пожалуйста, найти дорогу домой.

Г у с е н и ц а. А как ты попала сюда?

А л и с а. Я увидела странного кролика, который куда-то торопился. Я побежала за ним…

Г у с е н и ц а. Дам тебе еще один совет. Выход всегда находится там же, где и вход. Только с обратной стороны. Вернись в точку отсчета – и ты найдешь выход.

Гусеница разворачивается и уходит.

А л и с а. А где он, вход? Куда идти-то?

4. Алиса оглядывается. Видит Чеширского Кота. Кот улыбается.

К о т. Что, уползла?

А л и с а. Кто?

К о т. Не прикидывайся! И тебе, конечно, обидно.

А л и с а. Мне нет никакого дела до ползающих гусениц.

К о т. Значит, она все-таки тут была…

А л и с а. Какое это имеет значение? А вы кто?

К о т. Кто я? Я – Чеширский Кот.

А л и с а. Скажите лучше, куда мне отсюда идти?

К о т. А куда ты хочешь попасть?

А л и с а. А мне уже все равно…

К о т. Тогда все равно и куда идти…

А л и с а. (Вздыхает) Значит, все-таки придется куда-то идти. А что здесь за люди живут?

К о т. Вон там (машет лапой) живет Шляпник, а там – Мартовский Заяц. Все равно, к кому ты попадешь. Они оба не в своем уме. Мы все здесь не в своем уме: и ты, и я…

А л и с а. С чего вы взяли, что я не в своем уме?

К о т. С того, что ты до сих пор слушаешь меня и что-то пытаешься понять. А если ко мне присоединить еще и Соню с гусеницей…

А л и с а. Соню?

К о т. Только не говори, что ты до сих пор не познакомилась с вечно всем недовольной Мышью!

А л и с а. Ее зовут Соня?

К о т. Ты играешь сегодня в крокет у Королевы?

А л и с а. У Королевы? Мне бы очень хотелось. Но меня не пригласили…

К о т. Тогда до вечера. (Пропадает)

Алиса стоит в нерешительности. Думает, куда пойти. Внезапно появляется Кот.

К о т. Так она все-таки тут была?

А л и с а. Кто?

К о т. Гусеница. Ах, ну да, я уже спрашивал… (Пропадает)

А л и с а. Раньше я никак не могла понять, как это, а теперь – все вполне понятно. Осталось найти вход. Странно. Раньше я всегда говорила «найти выход»… Кажется, я действительно не в своем уме… Главное – держать себя в руках... Это мне уже кто-то говорил…

В конце концов направляется в одну сторону.

5. Открываются кулисы. Поднимается на сцену. На сцене накрытый стол. За столом пьют чай Мартовский Заяц и Шляпник. Между ними спит Мышь-Соня. Шляпник и Заяц разговаривают через ее голову.

Ш л я п н и к. Ну что? Который час?

З а я ц. Вы спрашивали об этом секунды три назад.

Ш л я п н и к. Это что-то меняет?

З а я ц. Я не понимаю, какой ответ вы хотите получить.

Ш л я п н и к. Нам действительно пора пить чай?

А л и с а. Здравствуйте!

Ш л я п н и к. (Не обращая внимания на Алису) Пожалуй, пора.

Алиса пытается сесть за стол.

З а я ц. Занято, занято!

Ш л я п н и к. Свободных мест нет.

З а я ц. Совсем!

А л и с а. (Оглядывается) Места здесь сколько угодно! (Усаживается в кресло во главе стола) (Зайцу) А вы уже никуда не спешите? И перчатки с веером нашли?

Ш л я п н и к. О чем это она?

З а я ц. Сам не знаю… Выпей лимонад.

А л и с а. (Оглядывается) Что-то я его здесь не вижу…

З а я ц. Еще бы! Его здесь нет!

А л и с а. И что же вы тогда его предлагаете?

З а я ц. А зачем ты уселась без приглашения?

А л и с а. Я не знала, что это стол только для вас.

Ш л я п н и к. (Широко открывает глаза, не находит, что ответить, после паузы) Чем ворон похож на письменный стол? Алиса не знает что ответить. Шляпник достает часы, с тревогой оглядывает их, трясет и прикладывает к уху.

Ш л я п н и к. Какое сегодня число?

А л и с а. Четвертое.

Ш л я п н и к. Отстают на два дня. (Сердито Мартовскому Зайцу) Я же говорил: нельзя их смазывать сливочным маслом!

З а я ц. (Робко) Масло было самое свежее.

Ш л я п н и к. (Ворчит) Да, но туда, верно, попали крошки. Не надо было мазать хлебным ножом.

Мартовский Заяц берет часы и уныло смотрит на них, потом окунает их в чашку с чаем и снова смотрит. Алиса встает и смотрит за всем процессом из-за плеча Зайца.

З а я ц. (Вздыхает) Уверяю тебя, масло было самое свежее.

А л и с а. Какие смешные часы! Они показывают число, а не час!

Ш л я п н и к. А что тут такого? Разве твои часы показывают год?

А л и с а. Конечно, нет. Ведь год тянется очень долго!

Ш л я п н и к. Ну и у меня то же самое!

Алиса не знает, что ответить. Шляпник оборачивается на Мышь и брызжет ей водой в лицо.

М ы ш ь. Конечно, конечно, я как раз собиралась сказать то же самое.

Ш л я п н и к. (Алис е) Так чем ворон похож на письменный стол?

А л и с а. Не знаю. Сдаюсь. Какой же ответ?

Ш л я п н и к. Понятия не имею.

З а я ц. И я тоже.

А л и с а. (Вздыхает, с досадой) Если вам нечего делать, придумали бы что-нибудь получше загадок без ответа. А так только попусту убиваете время!

Ш л я п н и к. (Испугано) Убить Время! Разве такое ему может понравиться?! Если б ты с ним не ссорилась, могла бы просить у него все, что хочешь. Допустим, сейчас девять часов утра – пора идти на занятия. А ты шепнула ему словечко и – р-раз! – стрелки побежали вперед! Половина второго – обед!

З а я ц. (Мечтательно) Вот бы хорошо!

А л и с а. (Задумчиво) Конечно, это было бы прекрасно, но ведь я не успею проголодаться.

Ш л я п н и к. Сначала, возможно, и нет. Но ведь ты можешь сколько хочешь держать стрелки на половине второго.

А л и с а. Вы так и поступили, да?

Ш л я п н и к. (Мрачно качает головой) Нет. Мы с ним поссорились в марте. Королева давала большой концерт, и я должен был петь «Филина». Знаешь ты эту песню?

Ты мигаешь, филин мой!

Я не знаю, что с тобой!

Высоко же ты над нами.

Как поднос над небесами!

М ы ш ь. Ты мигаешь, мигаешь, мигаешь... (Не останавливается)

Заяц и Шляпник переглядываются и щиплют ее. Тогда она замолкает.

Ш л я п н и к. Только я закончил первый куплет, как кто-то сказал: «Конечно, лучше б он помолчал, но надо же как-то убить время»! Королева как закричит: «Убить Время! Он хочет убить Время! Рубите ему голову!»

А л и с а. Какая жестокость!

Ш л я п н и к. С тех пор Время для меня палец о палец не ударит! И на часах всё пять часов вечера…

А л и с а. (Как будто ее осенило) Поэтому здесь и накрыто к чаю?

Ш л я п н и к. Да. Здесь всегда пора пить чай. Мы не успеваем даже посуду вымыть!

А л и с а. И просто пересаживаетесь, да?

З а я ц. А что если мы переменим тему? Я предлагаю: пусть Соня расскажет нам сказку.

Ш л я п н и к. Соня, проснись!

Мышь медленно открывает глаза.

З а я ц. Рассказывай сказку!

М ы ш ь. (Быстро, чтобы отвязаться) Жили-были три сестрички. Звали их Элси, Лэси и Тилли, а жили они на дне колодца…

А л и с а. А что они ели?

М ы ш ь. (Немного подумав) Кисель.

А л и с а. Все время один кисель? Это невозможно. Они бы тогда заболели.

М ы ш ь. Они и заболели. И очень серьезно.

А л и с а. (После паузы) А почему они жили на дне колодца?

З а я ц. Выпей еще чаю.

А л и с а. Еще? Я пока ничего не пила.

З а я ц. (Куда-то в пространство) Больше чаю она не желает.

А л и с а. Так почему же они жили на дне колодца?

М ы ш ь. Потому что в колодце был кисель.

А л и с а. (Возмущенно) Таких колодцев не бывает.

Шляпник и Заяц на нее шипят.

З а я ц. Если ты не умеешь себя вести, досказывай сама!

А л и с а. (Прикусывает губу) Простите. Пожалуйста, продолжайте, я больше не буду перебивать. Может, где-нибудь и есть один такой колодец.

М ы ш ь. Не обращая внимания на Алису. И надо вам сказать, что эти три сестрички жили припеваючи…

Ш л я п н и к. Мне нужна чистая чашка. Давайте подвинемся.

Передвигаются на одно место. Алиса оглядывает новое место.

А л и с а. (Осторожно) Я не понимаю… Как же они там жили?

Ш л я п н и к. Чего там не понимать. Живут же рыбы в воде. А эти сестрички жили в киселе! Поняла, глупышка?

М ы ш ь. Так они и жили, как рыбы в киселе. А еще они рисовали всякую всячину… все, что начинается на M.

А л и с а. А почему на М?

З а я ц. А почему бы и нет?

Мышь засыпает. Заяц щиплет ее. Она взвизгивает и просыпается.

М ы ш ь. …начинается на M. Они рисовали мышеловки, месяц, множество, математику, … Ты когда-нибудь видела, как рисуют математику?

А л и с а. Не знаю, может…

Ш л я п н и к. А не знаешь – молчи. Кстати, ты зачем пришла?

А л и с а. Мне надо найти выход. Гусеница сказала мне, что выход всегда находится там же, где и вход.

Ш л я п н и к. Логично.

А л и с а. Вот я и пришла к вам.

Ш л я п н и к. (Оглядывает Алису) Нелогично.

А л и с а. Почему нелогично? Я оказалась здесь, потому что побежала за вашим другом в нору. Он куда-то очень торопился…

З а я ц. Я никуда не спешил!

А л и с а. Хорошо, пусть не спешили. Но веер и перчатки вы ведь все-таки потеряли?

З а я ц. Потерял.

А л и с а. Значит, это все-таки были вы.

Ш л я п н и к. Логично.

А л и с а. Так вот. Получается, вы единственный, кто знает, где тут выход.

Ш л я п н и к. Тут нет выхода.

А л и с а. Но ведь он куда-то бегал!

С о н я. (Сквозь сон) Выход там же, где и вход, только тогда, когда все на своих местах.

Ш л я п н и к. Точнее не скажешь.

А л и с а. Что-то я не понимаю, о чем идет речь.

С о н я. (З евая) Надо вернуться в точку отсчета.

А л и с а. Куда?

З а я ц. Экая вы бестолковая!

Алиса оглядывает Зайца, встает и уходит. Мышь засыпает. Заяц и Шляпник не обращают на Алису внимания, обмахиваются капустой, поют «Филина».

6. Закрываются кулисы, Музыка, выходят ежи, прыгают, Заяц между ними, Гусеница оставляет перчатку. (Идет перестановка за кулисами.) из кулис выглядывает Заяц – это знак, что перестановка закончена. Ежи с Гусеницей убегают, открываются кулисы, выходит Алиса (от колонки).

7. А л и с а. В жизни не видала такого глупого чаепития! И почему они все здесь так странно разговаривают? Держи себя в руках, выход там же, где и вход, вернуться в точку отсчета… Бррр! (Замечает белую перчатку) Стоп, это что? (бежит на сцену) Господин Мартовский Заяц! Господин Мартовский Заяц! Появляется Кот.

К о т. Тоже вредное создание!

А л и с а. (Вздрагивает и оборачивается) Вы всегда появляетесь так неожиданно?

К о т. В этом что-то есть, правда?

А л и с а. Правда, и что-то не очень хорошее.

К о т. Мне так нравится, когда вы сердитесь!

А л и с а. И это совсем не делает вам чести.

К о т. А она мне и не нужна! Согласитесь, если я за лапами и хвостом не всегда могу углядеть, то как мне углядеть еще и за честью?!

А л и с а. Я никак не могу выбраться отсюда.

К о т. Странно. У тебя проблемы?

А л и с а. Все зависит от того, что вы в данный момент называете проблемами.

К о т. Вот уже лучше. Начинаешь мыслить приблизительно так, как все у нас здесь. Мы живем здесь и сейчас, а вот вчера и завтра для нас не особенно-то и существуют. (Исчезает)

А л и с а. Вот это-то и странно. Потому что я никак не могу найти дорогу назад.

Алиса оглядывается, пытается решить, куда идти. Появляется Кот.

К о т. Ты ее обязательно найдешь.

А л и с а. Вы так думаете?

К о т. Я никогда не думаю, я просто знаю. (Исчезает)

А л и с а. А когда? Господин Чеширский Кот! Ну что за несолидная привычка все время куда-то пропадать! (Кот появляется.)

К о т. Просто я не хочу быть солидным.

А л и с а. Так когда я найду дорогу домой?

К о т. Как только поймешь, зачем оказалась здесь. (Исчезает)

Алиса задумывается. Вытаскивает из кармана перчатку.

А л и с а. Может, я здесь для того, чтобы вернуть эту перчатку? В этом есть хотя бы какой-то смысл… Появляется Кот.

К о т. Вот уже начинаете мыслить здраво! (Исчезает) Алиса задумывается.

А л и с а. А ведь он прав. Если я здесь, значит, мне что-то надо узнать. Появляется Кот.

К о т. А он все-таки вредный.

А л и с а. кто?

К о т. Мартовский Заяц, конечно.

А л и с а. Вы находите?

К о т. Я как раз ничего не нахожу. Это ты находишь. И то только потому, что ты должна была это найти.

А л и с а. Что «это»?

К о т. То, что у вас в руке. (Исчезает)

А л и с а. Алиса вынимает из кармана перчатку Где-то ведь должна быть вторая… И веер.

Появляется Кот.

К о т. Похоже, ты скоро докопаешься до сути. Исчезает.

8. Под торжественную музыку появляется Королева. За ней идет Червонный Валет, Мартовский заяц, Шляпник, Соня. Все поклонились. Алиса колеблется, поклониться или нет.

К о р о л е в а. (Поднимает бровь в сторону Алисы) А почему мы стоим?

А л и с а. Я подумала… что вы думали…. Что я подумала……

К о р о л е в а. (Резко Валету) Кто такая?

Валет вместо ответа кланяется и улыбается.

К о р о л е в а. Болван! (Нетерпеливо) Твое имя, девочка!

А л и с а. Алиса, с позволения Вашего Величества!

К о р о л е в а. Ты очень хорошо воспитана!

А л и с а. Спасибо, Ваше Величество.

В а л е т. (Тихо) Неужели вы ее совсем не боитесь?

А л и с а. Подумаешь! Какая-то карточная королева! Нечего ее бояться!

К о р о л е в а. (Подслушала. Вне себя от ярости) Какая наглость! Отрубить ей голову! Отрубить ей…!

В а л е т. Но Ваше Величество, это ведь всего-навсего маленькая девочка!

А л и с а. Никто меня не тронет!

К о р о л е в а. Что?

А л и с а. По крайней мере, пока.

К о р о л е в а. Как ты смеешь отменять мои приказы?

А л и с а. Я их не отменяю. Я их просто слегка корректирую. Им немного не хватает величия.

К о р о л е в а. Величия, говоришь? Что ж, разумно. В крокет играть умеем?

Все смотрят на Алису. Пауза. Алиса оглядывается.

А л и с а. Умеем.

К о р о л е в а. Тогда пошли. По местам!

Музыка, все встают на места, начинают играть, Алиса не может справиться с ежом.

К о р о л е в а (Валету) Голову с плеч! Бегут. (Белой Королеве) Бегут, вокруг Королевы. По местам! Выстроились. Голову с плеч! Голову с плеч!....

Появляется Кот.

К о т. Ну, как тебе нравится Королева?

А л и с а. Никак не нравится! Она так ужасно… (Замечает, что Королева стоит за спиной) … сильно играет, что прямо хоть сразу сдавайся!

К о р о лева. (Милостиво улыбается) С кем ты говоришь, девочка?

А л и с а. Это мой друг, Чеширский Кот. Разрешите вас познакомить.

К о р о л е в а. У него нерасполагающая внешность. Впрочем, он может поцеловать мне руку, если хочет.

К о т. Спасибо, обойдусь.

К о р о л е в а. Не говори дерзостей. (Повышает голос) И не смотри на меня так! Королева прячется за спину Алисы. Отрубить ему голову! К Королеве подбегают Заяц и Валет.

З а я ц. Но как это сделать, Ваше Величество, если, кроме головы, у него ничего нет?!

К о р о л е в а. Не мелите чепуху! Если есть голова, значит, ее можно отрубить.

В а л е т. Она же и так у него отрублена…

К о р о л е в а. Почему без моего приказа?! Отрубить всем головы!

А л и с а. Всем?

К о р о л е в а. Ладно. Но тогда его (указывает на Валета) под суд!

9. З а я ц. Суд идет! Музыка, выносят столы, все встают, Королевы из углов подходят к каждому, садятся на троны.

З а я ц. Суд пришел! Все садятся..

К о р о л е в а. (Зайцу) огласи обвинительное заключение!

З а я ц. Эне, бене, рес –

Квинтер, финтер, жес!

Эне, беке, раба –

Квинтер, финтер, жаба!

Все пришли к Червонной даме,

Значит, так тому и быть.

Всем с усами и ушами

Будут головы рубить,

Ну а если шеи нет,

Знать, ее стащил Валет!

КОРОЛЕВА. (Зайцу). Удаляйтесь на совещание!
Кролик. (Поспешно). Что вы, рано, рано! У нас еще целая куча работы!
КОРОЛЕВА. (Уныло). Ну что ж, куча так куча.
Кролик. Вызывается первый свидетель!

Встает Шляпник. У него в одной руке чашка чаю, в другой – бутерброд.

Ш л я п н и к. Прошу прощения, Ваше Величество, что я все это прихватил с собой. Просто когда за мной пришли, я еще не закончил пить чай.

К о р о л е в а. Надо было закончить! Ты когда начал?

Ш л я п н и к. (Оглядывается на Соню) Кажется, четырнадцатого марта-с. Вроде так-с.

З а я ц. Пятнадцатого.

С о н я. Шешнадцатого.

К о р о л е в а. Запишите это. (Спохватывается) Снимите свою шляпу!

Ш л я п н и к. Она не моя-с.

К о р о л е в а. Краденая!

Ш л я п н и к. Я их ношу на продажу-с. А сам я их не ношу. Я шляпный мастер.

Королева пристально смотрит на Шляпника. Тот бледнеет.

К о р о л е в а. Свидетель, давайте показания. И не волнуйтесь. (Продолжает испепелять взглядом)

Шляпник начинает трястись мелкой дрожью. Иначе я велю вас казнить, можете не волноваться.

Ш л я п н и к. (Голос дрожит и прерывается) Я человек маленький, Ваше Величество. И не успел я сесть попить чайку, а масло – оно кусается, да и хлеб тоже, опять же крокодильчики, качая…

К о р о л е в а. Что качая?

Ш л я п н и к. Начинается с чая. Опять же…

К о р о л е в а. (Возмущенно) «Качая» заканчивается на «чая», а не начинается! Вы меня за дуру принимаете? Продолжайте!

Ш л я п н и к. Я человек маленький, и потом все стало качаться, а очумелый Заяц…

З а я ц. Не было такого!

Ш л я п н и к. Было!

З а я ц. Отказываюсь!

К о р о л е в а. Он отказывается от своих слов. Оставь его в покое. (Строго) Свидетель, если вы на этом закончили показания, можете сесть.

Ш л я п н и к. Спасибо. Мы постоим. За что же меня сажать? Я не виноват-с.

К о р о л е в а. Не хотите сидеть – можете прилечь!

Ш л я п н и к. (С опаской) Я бы лучше пошел попил чайку-с…

К о р о л е в а. Можете идти. Шляпник быстро уходит.

К о р о л е в а. А попутно отрубить ему голову! Заяц оглядывается.

З а я ц. Его и след простыл.

К о р о л е в а. Надо быть расторопнее. Вызвать второго свидетеля!

С о н я. (Сонно) Надо подвергать всех допросу с пристрастием.

К о р о л е в а. Что ж, надо так надо.

Королева скрещивает руки на груди, страшно нахмуривается. Вперед осторожно выходит Заяц.

К о р о л е в а. (Страшным загробным голосом) Из чего делают пирожки?

З а я ц. Из чая?

С о н я. (Сонно) Из мармелада!

К о р о л е в а. Ущипнуть эту Соню!

Суматоха, все пытаются поймать Соню. Бегают вокруг Королевы.

К о р о л е в а. По местам!

Все встают к своим стульям. В зале нет ни Сони, ни Зайца.

К о р о л е в а. Тогда вызываем третьего свидетеля. Алиса!

Алиса вскакивает. Появляются Заяц, Шляпник, Мышь.

К о р о л е в а. Что вам известно, свидетельница, по данному делу?

А л и с а. Ничего стоящего внимания.

К о р о л е в а. Это чрезвычайно важно!

З а я ц. (Вкрадчиво) Ваше Величество желали, несомненно, сказать неважно…

К о р о л е в а. Да, да, я хотела сказать неважно, неважно. (Бормочет) Важно, неважно, важно, неважно…

З а я ц. (Осторожно, протягивает бумагу Королеве) Ваше Величество, обнаружены новые доказательства. Только что найдена вот эта бумага.

К о р о л е в а. И что в ней?

З а я ц. Я ее еще не разворачивал, но есть предположение, что это письмо от обвиняемого к…к… к кому-то!

К о р о л е в а. А кому оно адресовано?

З а я ц. Никому. Я хочу сказать, что снаружи ничего не написано. Ну конечно, это даже не письмо, а стишки.

К о р о л е в а. А почерк подсудимого?

З а я ц. В том-то и дело, что нет, и это особенно подозрительно.

К о р о л е в а. Выходит, что он подделал чей-то почерк…

Ш л я п н и к. Логично!

В а л е т. Ваше Величество, я этого не писал, и никто не докажет, что это я писал: там нет никакой подписи!

К о р о л е в а. Тем хуже для вас, если подписи нет. Не будь у вас на уме злодейства, вы бы подписывались, как честный человек.

Все аплодируют.

К о р о л е в а. Итак, вина его доказана, и пора уже отру…

А л и с а. Ничего тут не доказано! Вы даже не знаете, про что эти стихи!

К о р о л е в а. Огласи их.

З а я ц. Ни он, ни я, ни мы, ни вы

Не ведали беды,

Но он поверил ей, увы,

Что я боюсь воды!

Меня пытались не мытьем,

Так катаньем донять.

Они – вдвоем, а мы – втроем,

А дважды два – не пять!

Во имя нашей чистоты

Пускай не знает свет:

На самом деле вы-мы-ты-

Они с ней. Или нет?

К о р о л е в а. Разве у кого-нибудь еще остались сомнения? Отру…

10. Появляется Кот.

К о т. У меня остались!

К о р о л е в а. Кот?

В с е. Кот…

А л и с а. Кот!

К о р о л е в а. Что за манеры?! Отрубить ему… Ах да, опять забыла… В конце концов прекратите так появляться. И вообще, если у вас нет шеи, значит, вас нет тоже.

К о т. Очень точное замечание!

К о р о л е в а. Как вы смеете мне дерзить?!

К о т. А чего мне бояться, если меня нет?

К о р о л е в а. (Замечает, что у Зайца нет веера) А куда подевался веер?

З а я ц. Я его…

К о р о л е в а. Потеряли? От…

А л и с а. Ну, сейчас начнется! Придумали бы что-нибудь пооригинальнее утомившего всех «отрубить ему голову!»

К о р о л е в а. Ты находишь меня неоригинальной?

А л и с а. Я нахожу перчатки. Может, вскоре еще найду и веер.

К о р о л е в а. И больше ничего?

А л и с а. И больше ничего. Разве что только… здесь никогда не знаешь, что случится в следующий момент. То Кролик с часами, то Мышь недовольная, то Шляпник со временем поссорятся… Кажется, я поняла…

З а я ц. К о р о л е в а. Что?

К о т. Не мешайте ей, она докопалась до сути.

А л и с а. Получается… (Алиса уходит в карман, ударяется лбом о косяк). Закрываются кулисы.

Появляется Гусеница.

11. Г у с е н и ц а. Какая суета! И зачем куда-то бежать? Может быть… А может, и не может быть… Главное, чтобы было. А что? Сама не знаю. Или забыла. В общем, так и должно быть. (Вздыхает) Девочка пропадает, девочка находит. Сама себя. Положила веер. Уползает.

12. А л и с а. Как-то странно все. Появляется Кот.

К о т. Странно?

А л и с а. (Не поворачивая головы) Ага.

К о т. А что странно?

А л и с а. Я перестала думать о том, что будет потом.

К о т. И как оно?

А л и с а. Что?

К о т. Не думать о потом?

А л и с а. Не поверишь: занимательно. Можно удивляться.

К о т. Чему?

А л и с а. Всему. Всему на свете. Потому что вокруг существует только сейчас. Ой! (Замечает веер) Кажется, и его я нашла.

К о т. А все потому, что ты должна была это найти.

А л и с а. Кажется, я начинаю тебя понимать… Есть ли смысл выбирать правильную дорогу, если ты все равно однажды окажешься на том месте, на котором должен был оказаться?!

К о т. Браво! (Срывает цветок) Может, подарить тебе этот цветок?

А л и с а. Не надо. Боюсь, у меня начнется аллергия.

К о т. Не разочаровывай меня! Она непременно начнется, если ты будешь ее ждать!

Появляется Заяц.

З а я ц. Бедные мои ушки! Бедные мои усики! Королева велит меня казнить, как пить дать велит… Куда же…

А л и с а. Кролик с часами! Перчатки торчат у вас из карманов, а веер я только что нашла.

З а я ц. То есть она меня не казнит?

А л и с а. Нет, если вы сами не начнете напоминать об этом Королеве.

З а я ц. Вы так думаете?

А л и с а. (Подмигивает Коту) Я не думаю, я просто знаю.

Заяц убегает. Пошла музыка, выходят все герои в полукруг, по очереди прощаются с Алисой, Кот и Шляпник толкают ее на авансцену, закрываются кулисы, Алиса засыпает рядом с книгой, музыка уходит.

13. Алиса сидит под деревом с книжкой.

А л и с а. Ой! Сон это был? (Поднимает цветок) Или нет? (Нюхает его) И никакой аллергии. Удивительно! Удивительно жить здесь и сейчас. Удивительно находить, потому что именно тебе и суждено было это найти. Удивительно уметь удивляться. И вообще, жить удивительно!

Музыка, открываются кулисы поклон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: