Общие положения

Экономическое прогнозирование

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы

для студентов специальности

080502 «Экономика и управление на предприятии»

(по отраслям)

Курск 2015


Составители: Т.А. Беляева, И.А. Козьева

Рецензент:

доктор экономических наук, профессор Ю.В. Вертакова

Экономическое прогнозирование [Текст]: методические рекомендации по выполнению курсовой работы / сост.: Т.А. Беляева, И.А. Козьева; ЮЗГУ, 2015. 45с.:

Содержат методические рекомендации по основным этапам выполнения и защиты курсовых работ, тематику курсовых исследований, краткие рекомендации по структуре и содержанию работ по различным темам, обзор литературы, указания к выполнению прогнозно-аналитических расчетов, требования к оформлению результатов.

Методические рекомендации соответствуют требованиям программы, утвержденной учебно-методическим объединением по экономическим специальностям.

Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии» (по отраслям) различных форм обучения.

Текст печатается в авторской редакции

НД № 06430 от 10.12.01

Подписано в печать ……. Формат 60х84 1/16. Печать офсетная.

Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж _______ экз. Заказ …. Бесплатно.

Юго-Западный государственный университет.

Издательско-полиграфический центр ЮЗГУ. 305040 Курск, ул. 50 лет Октября, 94.


общие положения

Курсовая работа один из основных этапов изучения дисциплины «Экономическое прогнозирование». Результаты курсового исследования доказывают готовность студентов квалифицированно решать теоретические и практические задачи, анализировать количественную и качественную информацию, разрабатывать прогнозы, делать аргументированные выводы и обоснованные предложения по рассматриваемым проблемам.

«Экономическое прогнозирование» формирует объективный подход к анализу экономических явлений и процессов при подготовке экономиста-менеджера по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)».

Цель преподавания дисциплины - формирование у студентов представления о месте прогностической фазы в общем процессе рыночного управления социально-экономическими процессами и системы знаний об использовании в управлении экономическими объектами методов и моделей прогнозирования на основе фактографической и экспертной информации.

Задачи изучения дисциплины:

- сформировать комплекс знаний в области теоретических основ прогнозирования;

- научить анализировать и прогнозировать экономические процессы и явления на различных уровнях хозяйствования;

- дать практические рекомендации по разработке и применению прогнозно-аналитических моделей в управлении экономическими объектами;

- ознакомить с современной системой прогнозирования и планирования в рыночной экономике;

- обеспечить формирование креативных навыков реализации теоретических и прикладных знаний в практической деятельности менеджера и экономиста-менеджера.

Знания и умения, приобретенные при изучении дисциплины:

- определение и основные понятия экономического прогнозирования, исторические условия формирования парадигмы экономического прогнозирования;

- теоретические основы и современная практика применения методов прогнозирования в управлении экономическими объектами;

- сущность, функции и организация прогнозирования в рыночной экономике;

- основные модели, использующиеся для анализа и прогнозирования, оптимизации экономических процессов;

- методы, алгоритмы и инструменты прогностических исследований;

- требования к формированию информационной базы исследования на основе фактографической и экспертной информации, основы работы с информационными источниками прогнозирования;

- специфика прогнозирования в различных отраслях и сферах экономики;

- оценка качества прогнозов;

- процессы синтеза генетических и нормативных прогнозов в практике управления.

В результате изучения дисциплины специалист должен знать основные принципы, методы и модели прогнозирования и особенности их использования в различных отраслях и сферах экономики, систему прогнозирования и планирования в условиях рыночных отношений, требования к фактографической и экспертной информации, основы разработки и верификации генетических и нормативных прогнозов; уметь обобщать, систематизировать и анализировать фактографическую и экспертную информацию, выявлять проблемы развития экономических объектов и прогнозировать пути их решения, оценивать уровень экономического развития и обосновывать направления совершенствования управления на основе результатов прогнозирования.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины:

Изучение «Экономического прогнозирования» основывается на базовых знаниях общеэкономических, математических и профессиональных дисциплин.

"Экономическое прогнозирование" в системе подготовки экономистов связана со следующими дисциплинами учебного плана:

- в теоретически-методическом отношении - с экономической теорией, историей государственного управления, общей теорией статистики, социально-экономической статистикой, математической статистикой и теорией вероятности, менеджментом, маркетингом;

- в отношении обеспечения взаимосвязи экономических и теоретических показателей — с инженерно-технологическими дисциплинами, экономикой отрасли, концепцией естествознания;

- в отношении обеспечения информационной базы - со статистикой и социологией;

- в отношении использования методов и технических средств - с математикой и информатикой;

- в отношении конкретизирующим использование результатов экономического прогнозирования в управленческом процессе – экономикой предприятия, планированием на предприятии, управленческими решениями, антикризисным управлением, индикативным планированием региональной экономики.

Цели и задачи изучения дисциплины определяют основные требования к цели и задачам, структуре и содержанию, технологии и результатам курсового исследования.

Задачами написания курсовой работы по экономическому прогнозированию являются:

- систематизация, закрепление и расширение полученных в процессе изучения дисциплины знаний;

- развитие навыков самостоятельной работы и овладение методами прогнозирования;

- выявление степени подготовленности студентов к проведению самостоятельного прикладного экономического исследования.

Целью курсового исследования является разработка прогноза развития экономического объекта или процесса в соответствии с темой. В процессе достижения цели студентом решаются определенные задачи, вытекающие из структуризации цели исследования. Например: раскрыть необходимость и сущность прогнозирования развития выбранного объекта; проанализировать количественную и качественную динамику развития объекта; определить перспективное ожидаемое и желательное состояние экономического объекта.

При формулировке объекта и предмета исследования необходимо учесть, что: объект исследования - процесс или явление, изучаемое в работе; предмет исследования - перспективы развития данного процесса или явления.

Результатом работы должен быть прогноз ожидаемого изменения количественных и качественных характеристик экономического или социального явления, объекта или процесса, изучаемого в работе.

Основным критерием выбора темы является научный интерес студента, однако обязательное условие написания работы - это наличие информационной базы исследования. В ее качестве может использоваться документация предприятий или организаций, статистические сборники регионального и государственного уровня, информация публикаций периодической печати и научной литературы и т.д.

Основными трудностями, возникающими при написании работы являются несопоставимость данных динамических рядов, необходимых для прогнозирования; недостаточное количество информационных данных, отсутствие лиц, которые могут выступить в качестве компетентных экспертов и т.д. На эти моменты студентам следует обратить внимание до начала проведения курсового исследования.

При написании работы необходимо помнить, что экономическое исследование должно быть основано на критическом подходе к существующей практике хозяйствования; при определении перспектив развития социально-экономических систем целесообразно применять количественные и качественные методы прогнозирования, сравнивая и обобщая результаты их применения; для получения объективных результатов нужен как генетический, так и нормативно-целевой подходы к прогнозному процессу.

Выбирая тему курсовой работы по экономическому прогнозированию, студенту следует ориентироваться на дальнейшие исследования и выпускные квалификационные работы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: