Теоретические основы биоэтики. Принципы биомедицинской этики

Лекция№2

1. Мораль и право, как регуляторы социальных отношений.

2. Типы этических теорий.

3. Роль этических принципов в практической медицине.

Термин «биоэтика» состоит из двух частей: «био» -жизнь и «этика» - философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности.

ЭТИКА (греч. ethika: от ethos – нрав, обычай, характер, образ мысли) – теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни; раздел философии, изучающий формирование нравственных принципов человека.

Этика в отличие от естественных наук изучает не мир «сущего», т.е. реально существующего в природе, а мир «должного», и основными категориями этики выступают категории «добра» и «зла». Этика изучает представления людей о «должном», рассматривает взаимосвязь сущего и должного в жизни людей.

Этика всегда считалась практической философией, т.к. она не только изучает явления морали, но и фиксирует определенные правила поведения, которые должен выполнять человек, вступая во взаимоотношения с другими людьми.

Этика может быть дескриптивной – описательной, и нормативной - предписывающей.

Предметом этики является мораль и нравственность, достаточно часто эти понятия используются как синонимы, но вместе с тем их необходимо различать.

Мораль - это принятая и разделяемая в данном обществе система норм поведения, регулирующая общественные отношения.

Нравственность – это индивидуальная характеристика соответствия поведения человека общепринятым нормам морали.

Мораль (от лат. mores — «нравы») – специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Специфичность М. заключается:

1) в М. воплощено единство духовного и практического: с одной стороны, она выступает значимым элементом духовной культуры личности, показателем меры человеческого в человеке; с другой — вся практическая деятельность человека (в том числе и профессиональная), все его поведение определяется и организуется сложившимися в обществе моральными представлениями;

2) М. задается расхождением должного и сущего, она направлена на преодоление этого расхождения;

3) М. носит универсальный характер, т.к.:

а) ее требования адресованы всем людям;

б) ее решения и суждения пронизывают собой все без исключения сферы жизни, в том числе и область медицины;

4) ценностно-императивный характер М. проявляется в том, что здесь личности, с одной стороны, предлагаются ценности и идеалы как ориентир поведения, с другой – к ней предъявляются требования–повеления, выработанные на основе этих ценностей и предписывающие ей в форме норм, принципов и правил особый — моральный тип поведения;

5) М. носит оценочный характер, поскольку в ней все явления мира и человеческие действия рассматриваются сквозь призму нравственных ценностей и оценок с позиций добра и зла, долга и ответственности и оцениваются с точки зрения их соответствия/несоответствия моральным предписаниям.

М. выполняет регулятивную функцию, обеспечивая оптимальное соотношение интересов личности и общества. Очевидно, что общество не может обойтись без моральных норм. Мораль создает систему координат знак «-«- это зло, а знак «+» - это добро, которая с одной стороны позволяет человеку оценивать свои поступки, соотносить свое поведение с общепринятым пониманием должного, с другой стороны данная система позволяет людям в обществе вступать во взаимоотношения друг с другом, т.к. мы можем предположить каким будет поведение другого человека, и также на ее основе мы даем оценку действиям других людей. Мораль является своеобразным языком общения между людьми.

Регулятором общественных отношений также выступает право – это система общеобязательных норм поведения, установленных государством, закрепленных в законах, за неисполнение которых предусмотрено наказание, обеспечивающиеся принудительной силой государства.

Достаточно ли правового регулирования общественных отношений? Право устанавливает границы дозволенного и наказание за их нарушение, но внутреннее содержание обеспечивается моралью, так Семейный кодекс устанавливает условия вступления в брак и расторжения брака, регулирует личные имущественные отношения супругов, но мотивы вступления в брак и характер взаимоотношений супругов – это подлежит моральной регуляции.

Мораль является исторически первой формой регуляции общественных отношений, в большинстве случаев нормы права возникли на основе моральных и не противоречат им, так моральный запрет на убийство находит свое продолжение в праве, но вместе с тем может сложиться ситуация, в которой нормы права и морали будут противоречить друг другу.

Нормы морали отличаются от правовых тем, что исторически сложились и передаются из поколения в поколение, они общепризнанны, в то время как нормы права устанавливаются государством, имеют официальный источник и общеобязательны для исполнения всеми гражданами независимо от их личностного отношения к ним. Нарушение норм права влечет применение к нарушителю санкций, которое осуществляют правоприменительные органы, в уголовном праве решение выносит только суд. В моральных нормах также существуют санкции – это социальное порицание, сила воздействия будет зависеть от личности нарушителя и от консолидации общества в выражении осуждения.

Нормы морали могут изменяться во времени и в пространстве, но, тем не менее, существуют общечеловеческие ценности и принципы, имеющие непреходящее значение.

Нормы морали в большей степени являются идеалом, на которые необходимо ориентироваться и чем больше поведение отдельного человека или группы лиц соответствует идеалу, тем выше становится их моральный авторитет, тем выше степень доверия к ним общества, в связи с этим с оценками и мнением таких авторитетных лиц будут считаться и принимать за основу. И наоборот отклонения от идеала приводит к падению морального авторитета и порождает недоверие. Для медицинского сообщества особо значимо поддержание высокого уровня морального авторитета профессии, от которого зависит степень доверия к врачу как отдельного пациента, так и всего общества в целом.

Механизм действия моральных норм не исчерпывается санкциями, налагаемыми из вне, должен существовать внутренний контроль, который принято называть совесть. Каждая личность в разной степени выполняет нормы морали, это зависит от воспитания, среды обитания, образования, семьи, личных убеждений и т.д., понятие совесть включает осознание человеком значимости выполнения норм морали и принятие этих норм, на основании этого формируются те или иные нравственные качества человека и чувство ответственности за свои действия.

Нормы морали могут выступать в качестве запретов, например как библейские заповеди, или носят предписывающий характер, при этом - это могут быть нормы-рекомендации и нормы-требования. Нормы-требования связаны с понятием долга, и не допускают никакого отклонения от заданной модели поведения, степень долженствования повышается, если речь заходит о профессиональном долге, так врач должен оказывать помощь больному.

В жизни человека могут возникнуть неоднозначные ситуации, когда он будет вынужден осуществить свой нравственный выбор, и какое бы он не принял решение, оно будет иметь как положительные, так и негативные последствия. Говоря о выборе, мы имеем в виду, что человек его принимает свободно, без какого-либо давления со стороны, что существует несколько реальных альтернатив, имеющих моральный смысл, действие происходит осознанно, на основе имеющейся информации и при балансе между рациональными соображениями и эмоциями. Таким образом, человек должен понимать, что осуществляя моральный выбор, он принимает на себя ответственность за этот поступок и его последствия. В условиях современной биомедицины ситуации морального выбора значительно обостряются, так как речь идет о жизни и здоровье человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: