Гармония

Широкий смысл этого слова означает глубочайшую внутреннюю согласованность и соразмерность, простирающуюся от космического движения планет, до слаженного сосуществования, соразмерности сочетания, в том числе и музыкальных звуков в созвучии.

В музыке ГАРМОНИЕЙ считают и более конкретное явление – науку о созвучиях (аккордах) и соотношениях их друг с другом. Формирование гармонии было не менее длительным историческим процессом, чем формирование мелодических ладов, из недр мелодического многоголосия рождается и гармония, в соотношении созвучий опирающаяся на ладовые тяготения.

В гармонии две стороны: ФОНИЧЕСКАЯ (СТРУКТУРА СОЗВУЧИЯ И ЕГО КОНТЕКСТНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ) и ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ (соотношения созвучий друг с другом, развернутые во времени).

ФОНИЧЕСКАЯ сторона зависит не только от СТРУКТУРЫ созвучия, но от его регистрового, тембрового, динамического воплощения, расположения, мелодического положения, удвоений, вследствие чего выразительная роль даже одного и того же созвучия бесконечно разнообразна. Чем сложнее созвучие по количеству звуков, по структуре созвучия, тем БОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНА РОЛЬ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ВЫШЕ ФАКТОРОВ. Известно, что острая диссонантность СМЯГЧАЕТСЯ при регистровом отдалении диссонирующих звуков. Двенадцатизвучный КЛАСТЕР в пределах одной октавы производит впечатление слитного звукового «ПЯТНА», а разнесенные в разные регистры три септаккорда, или четыре трезвучия – ощущение ПОЛИГАРМОНИИ.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ сторона имеет важное ФОРМООБРАЗУЮЩЕЕ значение, создавая благодаря тяготению созвучий ощущение реальной непрерывности времени, а гармонические КАДЕНЦИИ создают наиболее глубокие ЦЕЗУРЫ, отмечающие его расчлененность. Формообразующая роль функциональной стороны гармонии не исчерпывается гармоническими оборотами, (протяженность их может быть разной), а продолжается в тональном плане произведения, где соотношения тональностей образуют ФУНКЦИИ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА.

Фоническая и функциональная стороны имеют обратную связь: усложнение фонической стороны ослабляет ЯСНОСТЬ стороны функциональной, что в известной мере может компенсироваться за счет других средств выразительности (ритмических, тембровых, динамических. артикуляционных) поддерживающих ПОДОБИЕ функциональных связей или подчиняющих созвучия мелодическому направлению движения..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: