Дополнительный материал

Тема: Искусство Франции (конец ХVIII-Х1Х вв.)

Классицизм в искусстве Франции конца XVIII — начала XIX вв. Про­стота, лаконичность, героическая суровость и ясность образов в произве­дениях художников-неоклассиков. Воспитание при помощи искусства чув­ства долга, гражданственности.

Живопись. Соединение эстетики классицизма с идеями политической борьбы в творчестве Жака Луи Давида (1748 — 1825). "Клятва Горациев" — программное произведение художника, в котором выведены граждан­ские доблести и чувство патриотизма. Логически ясная композиция, ла­конизм выразительных средств, монолитность групп — главные особен­ности классических произведений, восходящих к рельефам римской античности.

Подготовительный картон к картине "Клятва в зале для игры в мяч" по заказу якобинцев, призванной создать образ народа в едином револю­ционном порыве. 1

"Смерть Марата" — последнее произведение революционного перио­да. Дальнейшая эволюция творчества: Давид — придворный художник Наполеона. "Леонид при Фермопилах" и "Коронация Жозефины" — блес­тящие и напыщенные по форме картины, связанные с правлением импера­тора.

Портретное наследие художника. "Портрет мадам Рекамье". Социаль­но-психологическая характеристика образа в портрете "Зеленщица".

Художники школы Давида. Жан Антуан Гро (1771 — 1835) — автор ряда батальных полотен, прославляющих Наполеона. "Наполеон на Аркольском мосту".

Жан Огюст Доминик Энгр (1780 — 1867) — ученик Давида, ведущий мастер классицистического направления. Отход от жизненной реальнос­ти Давида в сторону идеального мира античности, переход от классициз­ма к академизму. "Фетида, умоляющая Юпитера", "Апофеоз Гомера", "Зо­лотой век", "Источник".

Яркая индивидуальность характеристик, отточенность формы, лако­низм строго продуманных деталей в портретах Энгра. "Портрет мадам Ривьер", "Портрет Бертена", "Портрет мадам Девосе".

Романтическая живопись как оппозиция официальной идеологии эпо­хи реакции, а в изобразительном искусстве — классицистической школе Давида.

Теодор Жерико (1791 — 1824) — вождь романтической художествен­ной молодежи Франции, мастер героических монументальных форм, со­четавший в своем творчестве классицистические и романтические черты.

Батальные сцены — "Офицер конных егерей" и "Раненый кирасир" Эскиз композиции "Бег свободных лошадей".

Поиски героических образов в современности. "Плот "Медузы". Современная тема, раскрытая в бурном драматическом конфликте, давшая возможность показать смену разных психологических состояний и настро­ений

Выполненная в Англии картина "Скачки в Эпсоме", демонстрирую­щая изменение колорита художника.

Стремление передать трагедию сломленной души, обостренность пси­хики в серии портретов умалишенных из клиники доктора Жоржа.

Эжен Делакруа (1798 — 1863) — художник, продолжавший романти­ческую линию во французском искусстве. "Ладья Данте" — картина, которой живописец заявил о себе как о романтике.

"Хиосская резня" и "Свобода, ведущая народ на баррикаду 28 июля 1830 года" — отклик художника на современные события.

"Алжирские женщины" и "Охота на льва" — картины, созданные по впечатлениям от поездки в Северную Африку.

"Милосердие Траяна", "Въезд крестоносцев в Константинополь" — исторические картины, в которых противопоставляется душевное благо­родство и жестокость.

Романтическое направление в скульптуре. Франсуа Рюд. (1784— 1855). Горельеф "Песнь отправления в поход" или "Марсельеза".

Барбизонская школа. Формирование в 30 — 40-х гг. школы реалисти­ческого пейзажа, основанного на работе с натуры. Утверждение значи­тельности простой, ничем не прикрашенной действительности. Решение вопросов освещения, изменения атмосферы.

Теодор Руссо (1812 — 1867) — пейзажист, для которого характерно подчеркивание вечного в природе. "Вид в окрестностях Гранвилля", "Дубы в Агремоне", "Пейзаж с крестьянкой".

Скромные пейзажные мотивы в творчестве представителя младшего поколения барбизонцев — Шарля Добиньи (1817 — 1878). "Шлюз в доли­не Оптево", "Берега Уазы".

Особое место Камиля Коро (1796 — 1875) в пейзажной живописи бла­годаря своеобразию трактовки пейзажного мотива. Звучание настроений мастера в пейзажах Коро. "Замок Пьерфон", "Мост в Манте", "Пейзаж с коровой", "Порыв ветра". Ограниченность присутствия человека в пей­зажах Коро. "Семья жнеца", "Читающая пастушка".

Крестьянский мир — основная тема Жана-Франсуа Милле (1814 — 1875). "Веятель", "Сеятель", "Собирательницы колосьев", "Анжелюс", "Жен­щина, пасущая корову", "Человек с мотыгой". Отбор в полотнах Милле главного, позволяющего передать общечеловеческий смысл в обыденных картинах повседневной жизни.

Критический реализм — новое художественное направление в живо­писи, в первую очередь в бытовом жанре.

Правдивое изображение окружающего в творчестве Гюстава Курбе (1819 — 1877). "Автопортрет с черной собакой", "Человек с трубкой", "Влюбленные в деревне". Сочувствие к тяжелой доле простых тружени­ков — "Каменотесы", "После обеда в Орнани", "Похороны в Орнани". Завершение своего поиска монументальной темы из современной жизни. "Веяльщики", "Купальщицы", "Встреча", "Ателье".

Опоре Домье (1808 — 1879) — художник, график, скульптор, в центре творчества которого образ современника в социально конкретных обсто­ятельствах. Гротескные преувеличения в критических работах Домье.

Литография "Гаргантюа", сделавшая Домье известным художником. Работы для журналов "Карикатюр" и "Шари-вари". Острота социальных характеристик в карикатуре "Законодательное чрево". Борьба с мещан­ством, тупостью и вульгарностью буржуазного общества в сериях гравюр "Парижские впечатления", "Супружеские нравы", "Физиология рантье", "Синие чулки", "Представители правосудья". Сарказм, переживание лич­ной боли за несовершенство мира.

Увлечение живописью в период Второй империи. "Восстание", "Се­мья на баррикаде", "Вагон III класса", "Прачки". Монументальность обоб­щенных образов современников в живописных работах мастера.

Альбом литографий "Осада" по впечатлениям франко-прусской войны.

Аллегории Франции в гравюрах "Потрясенная наследством" и "Бед­ная Франция!... ствол поражен молнией, но корни еще крепки".

Романтически эффектные и гротесково-выразительные работы Гюстава Доре

(1832 — 1883) — графика, внесшего значительный вклад в книж­ную иллюстрацию. Ставшие классическими иллюстрации к "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле, "Дон Кихоту" Сервантеса, "Озорным рассказам" Бальзака. Иллюстрации к Библии.

Импрессионисты. Подготовка к появлению импрессионистов в борьбе романтиков и академиков, искусстве барбизонцев, в реалистических по­лотнах Курбе и Домье. •

Появление импрессионистов на фоне салонно-академического искус­ства, перегруженного символикой, отвлеченной стилизацией, условным декоративизмом. Пювис де Шаванн (1824 — 1898) — популярный худож­ник этого направления. Рассудочность его мифологических, аллегоричес­ких и религиозных композиций. "Священная роща", "Семейство бедного рыбака", настенная живопись "Жизнь св.Женевьевы".

Выставка "Салон отверженных" в 1863 г., на которой были представ­лены "Завтрак на траве" Эдуарда Мане и "Впечатление. Восходящее со­лнце" Клода Моне.

Эдуард Мане (1832 — 1883) — реформатор французской реалистичес­кой живописи, приблизивший её к современной жизни. "Завтрак на тра­ве", "В лодке", "Бар в Фоли-Бержер", "Лола из Валенсии", "Флейтист".

Клод Моне (1840 — 1926) — мастер, сосредоточившийся на проблемах света и воздуха. Автор серий пейзажей "Стога" и "Руанский собор", в которых тонко разработаны различные состояния атмосферы. Пейзажи "Скалы в Бель-Иле" и "Туман в Лондоне", в которых как бы теряется цельность мира из-за вибрации света и воздуха.

Пьер Огюст Ренуар (1841 — 1919) — импрессионист с поэтическим и жизнерадостным видением мира. Огромный живописный талант Ренуа­ра. Жанровые сцены и портреты — главное в творчестве художника. Образы современных парижанок: "Портрет артистки Самари", "Девушка с веером", "Мадам Шарпантье с детьми", "Бал в Буживале", "Зонтики", "Девушки в черном".

Чувственная радость жизни в жанровых работах — "Мулен де ла Га­лет", "Завтрак лодочников", "Нагая женщина, сидящая на кушетке" — подчеркнутая женственность в обнаженной натуре ("ню") Ренуара.

Стремление запечатлеть динамику современной жизни в произведени­ях Эдгара Дега (1834 — 1917). Интерес исключительно к современной жиз­ни. Портреты и жанровые произведения. "Портрет Лепика", "Абсент", "Гладильщицы", "Женщина в тазу", "После ванны". Изображение буд­ней театра и ипподрома. "Урок танцев", "Голубые танцовщицы", "По­ездка скаковых лошадей".

Неоимпрессионисты или пуантилисты (дивизионисты). Кризис импрес­сионизма в середине 1880-х гг. Исчерпанность импрессионистического метода (утрата рисунка в стремлении к созданию максимально живопис­ного решения картины). Попытка постимпрессионистов подвести законы математики и физики к зрительным впечатлениям.

Жорж Пьер Сера (1859 — 1891) — основатель неоимпрессионизма. Чет­кое рационалистическое построение композиции, мозаичный точечный мазок. "Воскресная прогулка в Гранд-Жатт", "Цирк".

Поль Синьяк (1863 — 1935) — художник-пуантилист, писавший пре­имущественно пейзажи юга Франции. "Песчаный берег моря", "Гавань в Марселе", "Завтрак".

Постимпрессионисты. Взаимовлияние различных творческих направ­лений и личностей. Поиски более созвучных эпохе выразительных средств. Мучительные и противоречивые поиски устойчивых идейно-нравствен­ных ценностей. Отсутствие стилистического единства и общей теорети­ческой базы.

Поль Сезанн (1839 — 1906) — художник, прошедший сложную эволю­цию творчества и выработавший благодаря живописному таланту и зам­кнутому образу жизни свою живописную систему. Созерцательность, за­думчивость, сосредоточенность, отрешенность от внешнего мира людей и предметов в трактовке Сезанна. "Мост через Марну в Кретее", "Гора Сент Виктуар", "Дом повешенного в Овере", "Автопортрет", "Курильщик", "Игроки в карты", "Натюрморт с корзиной фруктов". Материальная кре­пость, чувство массы, чеканная выразительность простых и суровых об­разов Сезанна.

Подготовка почвы для возникновения кубизма в теоретических ито­гах творчества Сезанна (умение хорошо рисовать шар, конус и цилиндр и на основе этих простых геометрических форм строить всю композицию). Винсент Ван-Гог (1853 — 1890) — уроженец Голландии, начавший за­ниматься творчеством на родине. "Крестьянка", "Едоки картофеля".

Изменение творческого подчерка после переезда в Париж и знакомст­ва с импрессионистами. "Пейзаж в Овере после дождя", "Красные вино­градники в Арле", "Спальня Ван-Гога в Арле", "Хижины", "Ночное кафе в Арле". Произвольная трактовка предметов, физических и психологи­ческих особенностей человека в поисках большей экспрессивности. "Про­гулка заключенных", "Автопортрет с отрезанным ухом", "Церковь в Ове­ре", "Портрет доктора Гаше".

Поль Гоген (1848 — 1903) — художник, не принимавший действитель­ность, постоянно стремившийся к уходу в мир более простых человечес­ких отношений. Работы художника, выполненные в Понт-Аверни (Бре­тань), "Бретонский танец".

Отъезд на Таити после неудачной попытки создать художественную школу в Арле с Ван-Гогом. Упрощение и обобщение форм, использова­ние больших пятен локального (предметного) цвета. "Жена короля", "А ты ревнуешь?", "Женщина, держащая плод", "Таитянские пасторали", "Ноа-Ноа (Благоухающая земля)", "Чудесный источник".

Анри Тулуз-Лотрек (1864 — 1901) — острый рисовальщик и тонкий колорист, испытавший большое влияние Дега. Темы скачек, жизни боге­мы и быта парижского "дна". Предпочтение графики. Афиши "Певица Ивет Гильбер", "Аристид Брюан в своем кафе", "Жанна Авриль". "Цирк Фернандо. Наездница", "Бал в Мулен де ла Галет", "В кафе".

"Наби" (пророки) — самоназвание группы художников, работавших в 80 — 90-х гг. Французский вариант модерна, вобравший в себя впечатле­ния понт-авенской школы, народного искусства, старофранцузских гобе­ленов и витражей, японской гравюры.

Пьер Боннар (1867 — 1947) — член группы "наби". Мягкость колори­та, лирическая созерцательность пейзажей, бытовых сцен и натюрмортов.

"Начало весны" ("Маленькие фавны"), "Осень. Сбор фруктов", "Женщи­на за туалетом".

Скульптура. Жизнерадостное мировосприятие скульпторов, испытав­ших влияние художников-импрессионистов. Огюст Роден (1840 — 1917)

— наиболее близкий к импрессионистам скульптор. Поиск изменчивого в человеке, стремление воплотить в статическом искусстве трепетность жизни. Новаторство моделировки поверхности материала.

Обращение к большим и сложным темам — "Граждане города Кале", "Врата ада", "Мыслитель", "Три тени ада", "Ева", "Адам", "Бронзовый век", "Та, которая была прекрасной Ольмьер".

Многократно повторяемые темы вечной весны, любви, поцелуя. "Веч­ная весна". "Поцелуй".

Острота и цельность передачи характера в портретах работы скульп­тора. Бюсты Гюго, Рошфора, Далу. Нетрадиционное решение памятни­ков Гюго и Бальзаку.

Эмиль-Антуан Бурдель (1861 — 1929) — скульптор, работавший у Ро­дена. Поиски своего пути в творчестве. Использование в качестве образ­цов античной архаики, готики, ассирийских рельефов. "Геракл, стреляю­щий из лука", "Пенелопа", "Сафо".

Аристид Майоль (1861 — 1944) — скульптор, выполнявший вначале небольшие станковые произведения. Гармония материально-весомых форм, плавность линий и силуэтов. Изображения главным образом обна­женных женских фигур "Ночь", "Помона", "Средиземноморье", "Ильде Франс", "Река". Подчеркнуто чувственное начало в произведениях Майо-ля.

Тема: Искусство Испании

(Конец XVIII — начало XIX вв.)

Развитие буржуазного просветительства в Испании в 70-е гг. XVIII в. под лозунгом восстановления национального характера культуры и борь­бы за народное просвещение. Подъем испанской литературы, поэзии, дра­матургии. Значение фигуры Гойи, вернувшего на общеевропейский уро­вень национальную школу изобразительного искусства.

Франсиско Гойя (1 746 — 1 828). Медленное формирование творческого реалистического метода художника. Работа над картонами для Королев­ской шпалерной мануфактуры. "Жмурки", "Рынок горшечника", "Пут­ники в горах, застигнутые бурей", "Раненый каменщик", "Пелеле".

Огромное количество портретов, выполняемых Гойей в качестве при­дворного художника. Портреты Карла IV и Марии-Луизы, "Семья герцо­га Осуна", "Портрет маркизы А.Пантехос".

Болезнь и последовавшая глухота, заставившие его по-новому увидеть мир. Картины "Трибунал инквизиции", "Дом сумасшедших". Работа над гра­фической серией "Каприччос". Необычная тематика, зашифрованность образов, понятных подчас только самому художнику. 80 гравюр, снаб­женных номерами и пояснительными надписями. "Сон разума порождает чудовищ", "Скверная ночь", "До самой смерти".

Роспись церкви Антония Флоридского в Мадриде. Круговая компози­ция в куполе за нарисованной балюстрадой.

Потрясающая откровенность характеристик группового портрета ко­ролевской семьи. Лучшие портреты того времени — "Ла Тирана", "По­ртрет Исабель Кобос де Порсель", портреты членов королевской фами­лии. Работа над парными картинами "Маха одетая" и "Маха обнажен­ная".

Работы по впечатлениям от вторжения французов в Испанию. "Рас­стрел повстанцев в ночь на 3 мая...". Графическая серия "Ужасы войны".

Росписи "дома глухого". Зашифрованность мыслей художника в ино­сказаниях и аллегориях, гротескность изобразительного языка. Мрачныенастроения в живописных работах "Майское дерево" и "Автопортрет".

Графическая серия "Тавромахия", посвященная бою быков. Неболь­шие картины бытового жанра — последние работы Гойи. "Девушка с кув­шином", "Бордосская молочница", "Кузница".

Огромное влияние творческого наследия Гойи, прежде всего на фран­цузских художников-романтиков — Жерико, Делакруа, а также на все последующее развитие мирового искусства.

Тема: Искусство Англии

Влияние общественно-политической и экономической жизни на куль­туру Англии. Победа в войнах против Наполеона. Подъем национально­го самосознания. Поэзия романтиков — Байрона и Шелли. Английский социальный роман Диккенса, Теккерея, Ш.Бронте. Национальное свое­образие английской школы изобразительного искусства. Преобладание пейзажа в живописи первой трети XIX в.

Джон Констебль (1776 — 1837) — автор скромных по размерам пейза­жей, основанных на натурных этюдах, в которых отражены мгновенные состояния природы. Особая свежесть впечатлений в пейзажах художника, посвященных "любимой зеленой старой Англии". "Собор в Солсбери из сада епископа", "Повозка для сена", "Скачущая лошадь", "Хлебное поле", "Мельница в Флатфорде", "Детхеймская долина". Величественность ком­позиций, полных гармонии мира природы. "Вид на Хайгет с Хемпстед-ских холмов".

Джозеф Мэлпорд Уильям Тернер (1775 — 1851)- представитель роман­тического пейзажа. Преимущество морских пейзажей и картин на истори­ческие и романтические темы. "Улисс и Полифем", "Последний рейс ко­рабля "Смелый", "Кораблекрушение", "Морозное утро", "Дождь, пар и скорость". Трактовка пейзажей в романтическом фантастическом духе. Предвосхищение живописи импрессионистов в поздних работах Териера.

Романтическое направление в английской графике в творчестве Уи­льяма Блэйка (1757-1827), поэта и гравера. Тяготение к фантастике и сим­волике, философским аллегориям. Иллюстрации к Данте, Мильтону, Биб­лии и собственным сочинениям.

Классицистическое направление в английской графике в рисунках Джона Флаксмана (1755 — 1826) к "Илиаде" и "Одиссее" Гомера, "Боже­ственной комедии" Данте.

1848г. — возникновение объединения художников и поэтов "Прера­фаэлитское братство". Идеолог братства — художественный критик Джон Рескин. Стремление к чистоте и непосредственности искусства Воз­рождения дорафаэлиевского периода, сочетавшееся со средневековым культом идеальной красоты, мистицизмом. Попытки возродить в творче­стве "наивную религиозность" средних веков. Преобладание стилизации и декоративизма в творчестве прерафаэлитов.

Данте Габриель Россетти (1828 — 1882) — художник и поэт. Сюжеты из итальянской средневековой поэзии, легенд и хроник. "Сон Данте", "Дет­ство Марии", "Благовещенье", "Беседка на лужайке". Тщательность плас­тической трактовки фигур в сочетании с изощренностью узорных фонов, гибкостью линейных ритмов, подготавливающие почву для возникнове­ния нового стиля — модерн.

Стремление воздействовать на современное общество нравственным и художественным воспитанием в духе “Религии и красоты” в творчестве Г.Гента / (1827—1910)/”Светмира”/ и Д.Милеса (1829 -1896) / ”Лоренцо и Изабелла", "Христос в доме родителей"/.

Ф.Медокс-Браун (1821 — 1893) — художник, которого прерафаэлиты причисляли к своему объединению, отдававший предпочтение современ­ным темам. "Последний взгляд на Англию", "Труд".

Обри Винсент Бёрдсли (1872 — 1898) — ярко одаренный график, внес­ший огромный вклад в книжную графику и плакат, в формирование стиля модерн. Иллюстратор и издатель журналов "Желтая книга" и "Савой". Изысканность линий, утонченность и декоративное изящество, связанное с заимствованиями из японской графики. Иллюстрации к Мелори ("Смерть короля Артура"), Уальду ("Саломея"), Шекспиру ("Гамлет") и др. Глуби­на влияния творческого наследия Бёрдсли на развитие модерна в архитек­туре, книжной графике и плакате.

Тема: Искусство Германии

Продолжающаяся раздробленность немецких земель, несмотря на по­вышение национального самосознания в связи с борьбой против Напо­леона. Некоторый провинциализм искусства в начале века. Влияние вку­сов мелких правящих дворов.

Борьба за духовное раскрепощение, за освобождение личности. Ши­рокое распространение романтизма. Развитие направления бидериайер в первой половине века, воспевающего маленькие радости мелкого буржуа, обыденную жизнь бюргеров и крестьян, уют и домашние радости.

Романтики. Филипп Отто Рунге (1770 — 1810) — живописец, график и теоретик искусства, один из основоположников немецкого романтизма. Душевная простота и непосредственность портретов художника. "Авто­портрет", "Мывтроем", "Моиродители", "Утро".

Каспар Давид Фридрих (1774 — 1840) — мастер романтического пейза­жа. Строгая выверенность рисунка, четкость планов, богатая игра свето­тени. Эффекты рассеянного, чаще лунного, освещения. "Двое, созерцаю­щие луну", "Воспоминание о Великановых горах", "Восход луны над мо­рем", "Женщина у окна".

Образование в 1809г. в Вене "Союза св.Луки" или назарейцев — по образцу средневековых религиозных братств или артелей художников. Попытка при помощи искусства возродить духовность, свойственную сре­дневековью и Раннему Возрождению. Влияние назарейцев на творчество прерафаэлитов. Совместное выполнение части декоративных росписей на сюжеты Торквато Тассо на римской вилле Масими, в доме прусского кон­сула в Риме художниками Иоганном Фридрихом Овербеком (1789 — 1869) и Петером фон Корнелиусом (1783— 1867).

Дюссельдорфская школа. Романтическая трактовка национальной ис­торической тематики. Фридрих Вильгельм Шадов (1789— 1862) — один из основателей дюссельдорфской школы, известный больше как педагог.

Альфред Ретель (1816 — 1859) — наиболее талантливый представи­тель школы, мастер исторической живописи. Росписи в Аахенской рату­ше на сюжеты из жизни Карла Великого. Трактовка в романтически при­поднятом духе. Графические серии "Новая пляска смерти", "Еще одна пляска смерти".

Бидермайер. Использование сюжетов из бюргерского быта с ярко вы­раженными национальными чертами. Большое внимание занимательнос­ти сюжета.

Мориц Швинд (1804 — 1871) — художник, работавший в основном над иллюстрированием немецких народных легенд и сказок. "Свадебная поездка рыцаря Курта", "Роза", "Сказка о семи воронах". "Свадебное путе­шествие" — жанровое произведение.

Карл Шпицвег (1803 — 1885). Сентиментальность и благодушие в бы­товых сценках. "Бедный поэт", "Утренний кофе".

Соединение наследия романтиков, назарейцев и бидермайера во вто­рой половине XIX в. в творчестве Адольфа Менцеля (1815— 1905). "Исто­рия Фридриха Великого" — 400 иллюстраций к сочинениям Фридриха II. Создание живописных картин, полных выразительности и точных быто­вых наблюдений. "Концертв Сан-Суси", "Комната с балконом", "В Люк­сембургском саду", "Железопрокатный завод".

Крестьянская тема в творчестве мюнхенского художника Вильгельма Лейбля (1844 — 1900). Передача своеобразия индивидуальности и харак­тера. "Крестьянки в церкви", "Неравная пара", "Деревенские политики". Классицистическая скульптура. Италия — центр изучения классической античной скульптуры. Созда­ние на основе освоения античного наследия классицистической скульпту­ры. Работа в Риме ведущих скульпторов XIX в.

Антонио Канава (1757 — 1828) — итальянский скульптор. Ясность и изящество композиции, некоторая идеализация образов. "Паолина Боргезе в образе Венеры", "Амур и Психея", "Персей", "Тезей, побеждающий Минотавра".

Развитие традиций классицизма в творчестве датского скульптора Бер-теля Тореалъдсена (1770 — 1844). Строгая гармония композиции, пласти­ческая завершенность и холодная идеализация образов. "Ясон", "Ганимед, кормящий орла Зевса", портрет Е.А.Остерман-Толстой.

Влияние творчества Кановы и Торвальдсена на скульптуру середины XIXвв.

Тема: Зарубежное искусство первой половины ХХ в.

XX в. — время мировых войн, революций, социальных потрясений, научно-технической революции. Убыстрение темпов развития культуры и искусства, быстрое распространение новых направлений в искусстве разных стран. Интернациональный характер многих художественных на­правлений. Сложность характеристики искусства из-за одновременного существования противоречивых тенденций — традиционных и модернист­ских, из-за незавершенности некоторых художественных явлений.

Сложность взаимоотношений между модернистскими и реалистичес­кими тенденциями. Переплетение их часто в творчестве одного мастера. Значительное развитие эстетики уродливого, связанное с социальным пес­симизмом. Создание преднамеренно искаженного мира. Подчеркивание роли подсознательного в творчестве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: