Тема: Искусство Франции (конец ХVIII-Х1Х вв.)
Классицизм в искусстве Франции конца XVIII — начала XIX вв. Простота, лаконичность, героическая суровость и ясность образов в произведениях художников-неоклассиков. Воспитание при помощи искусства чувства долга, гражданственности.
Живопись. Соединение эстетики классицизма с идеями политической борьбы в творчестве Жака Луи Давида (1748 — 1825). "Клятва Горациев" — программное произведение художника, в котором выведены гражданские доблести и чувство патриотизма. Логически ясная композиция, лаконизм выразительных средств, монолитность групп — главные особенности классических произведений, восходящих к рельефам римской античности.
Подготовительный картон к картине "Клятва в зале для игры в мяч" по заказу якобинцев, призванной создать образ народа в едином революционном порыве. 1
"Смерть Марата" — последнее произведение революционного периода. Дальнейшая эволюция творчества: Давид — придворный художник Наполеона. "Леонид при Фермопилах" и "Коронация Жозефины" — блестящие и напыщенные по форме картины, связанные с правлением императора.
Портретное наследие художника. "Портрет мадам Рекамье". Социально-психологическая характеристика образа в портрете "Зеленщица".
Художники школы Давида. Жан Антуан Гро (1771 — 1835) — автор ряда батальных полотен, прославляющих Наполеона. "Наполеон на Аркольском мосту".
Жан Огюст Доминик Энгр (1780 — 1867) — ученик Давида, ведущий мастер классицистического направления. Отход от жизненной реальности Давида в сторону идеального мира античности, переход от классицизма к академизму. "Фетида, умоляющая Юпитера", "Апофеоз Гомера", "Золотой век", "Источник".
Яркая индивидуальность характеристик, отточенность формы, лаконизм строго продуманных деталей в портретах Энгра. "Портрет мадам Ривьер", "Портрет Бертена", "Портрет мадам Девосе".
Романтическая живопись как оппозиция официальной идеологии эпохи реакции, а в изобразительном искусстве — классицистической школе Давида.
Теодор Жерико (1791 — 1824) — вождь романтической художественной молодежи Франции, мастер героических монументальных форм, сочетавший в своем творчестве классицистические и романтические черты.
Батальные сцены — "Офицер конных егерей" и "Раненый кирасир" Эскиз композиции "Бег свободных лошадей".
Поиски героических образов в современности. "Плот "Медузы". Современная тема, раскрытая в бурном драматическом конфликте, давшая возможность показать смену разных психологических состояний и настроений
Выполненная в Англии картина "Скачки в Эпсоме", демонстрирующая изменение колорита художника.
Стремление передать трагедию сломленной души, обостренность психики в серии портретов умалишенных из клиники доктора Жоржа.
Эжен Делакруа (1798 — 1863) — художник, продолжавший романтическую линию во французском искусстве. "Ладья Данте" — картина, которой живописец заявил о себе как о романтике.
"Хиосская резня" и "Свобода, ведущая народ на баррикаду 28 июля 1830 года" — отклик художника на современные события.
"Алжирские женщины" и "Охота на льва" — картины, созданные по впечатлениям от поездки в Северную Африку.
"Милосердие Траяна", "Въезд крестоносцев в Константинополь" — исторические картины, в которых противопоставляется душевное благородство и жестокость.
Романтическое направление в скульптуре. Франсуа Рюд. (1784— 1855). Горельеф "Песнь отправления в поход" или "Марсельеза".
Барбизонская школа. Формирование в 30 — 40-х гг. школы реалистического пейзажа, основанного на работе с натуры. Утверждение значительности простой, ничем не прикрашенной действительности. Решение вопросов освещения, изменения атмосферы.
Теодор Руссо (1812 — 1867) — пейзажист, для которого характерно подчеркивание вечного в природе. "Вид в окрестностях Гранвилля", "Дубы в Агремоне", "Пейзаж с крестьянкой".
Скромные пейзажные мотивы в творчестве представителя младшего поколения барбизонцев — Шарля Добиньи (1817 — 1878). "Шлюз в долине Оптево", "Берега Уазы".
Особое место Камиля Коро (1796 — 1875) в пейзажной живописи благодаря своеобразию трактовки пейзажного мотива. Звучание настроений мастера в пейзажах Коро. "Замок Пьерфон", "Мост в Манте", "Пейзаж с коровой", "Порыв ветра". Ограниченность присутствия человека в пейзажах Коро. "Семья жнеца", "Читающая пастушка".
Крестьянский мир — основная тема Жана-Франсуа Милле (1814 — 1875). "Веятель", "Сеятель", "Собирательницы колосьев", "Анжелюс", "Женщина, пасущая корову", "Человек с мотыгой". Отбор в полотнах Милле главного, позволяющего передать общечеловеческий смысл в обыденных картинах повседневной жизни.
Критический реализм — новое художественное направление в живописи, в первую очередь в бытовом жанре.
Правдивое изображение окружающего в творчестве Гюстава Курбе (1819 — 1877). "Автопортрет с черной собакой", "Человек с трубкой", "Влюбленные в деревне". Сочувствие к тяжелой доле простых тружеников — "Каменотесы", "После обеда в Орнани", "Похороны в Орнани". Завершение своего поиска монументальной темы из современной жизни. "Веяльщики", "Купальщицы", "Встреча", "Ателье".
Опоре Домье (1808 — 1879) — художник, график, скульптор, в центре творчества которого образ современника в социально конкретных обстоятельствах. Гротескные преувеличения в критических работах Домье.
Литография "Гаргантюа", сделавшая Домье известным художником. Работы для журналов "Карикатюр" и "Шари-вари". Острота социальных характеристик в карикатуре "Законодательное чрево". Борьба с мещанством, тупостью и вульгарностью буржуазного общества в сериях гравюр "Парижские впечатления", "Супружеские нравы", "Физиология рантье", "Синие чулки", "Представители правосудья". Сарказм, переживание личной боли за несовершенство мира.
Увлечение живописью в период Второй империи. "Восстание", "Семья на баррикаде", "Вагон III класса", "Прачки". Монументальность обобщенных образов современников в живописных работах мастера.
Альбом литографий "Осада" по впечатлениям франко-прусской войны.
Аллегории Франции в гравюрах "Потрясенная наследством" и "Бедная Франция!... ствол поражен молнией, но корни еще крепки".
Романтически эффектные и гротесково-выразительные работы Гюстава Доре
(1832 — 1883) — графика, внесшего значительный вклад в книжную иллюстрацию. Ставшие классическими иллюстрации к "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле, "Дон Кихоту" Сервантеса, "Озорным рассказам" Бальзака. Иллюстрации к Библии.
Импрессионисты. Подготовка к появлению импрессионистов в борьбе романтиков и академиков, искусстве барбизонцев, в реалистических полотнах Курбе и Домье. •
Появление импрессионистов на фоне салонно-академического искусства, перегруженного символикой, отвлеченной стилизацией, условным декоративизмом. Пювис де Шаванн (1824 — 1898) — популярный художник этого направления. Рассудочность его мифологических, аллегорических и религиозных композиций. "Священная роща", "Семейство бедного рыбака", настенная живопись "Жизнь св.Женевьевы".
Выставка "Салон отверженных" в 1863 г., на которой были представлены "Завтрак на траве" Эдуарда Мане и "Впечатление. Восходящее солнце" Клода Моне.
Эдуард Мане (1832 — 1883) — реформатор французской реалистической живописи, приблизивший её к современной жизни. "Завтрак на траве", "В лодке", "Бар в Фоли-Бержер", "Лола из Валенсии", "Флейтист".
Клод Моне (1840 — 1926) — мастер, сосредоточившийся на проблемах света и воздуха. Автор серий пейзажей "Стога" и "Руанский собор", в которых тонко разработаны различные состояния атмосферы. Пейзажи "Скалы в Бель-Иле" и "Туман в Лондоне", в которых как бы теряется цельность мира из-за вибрации света и воздуха.
Пьер Огюст Ренуар (1841 — 1919) — импрессионист с поэтическим и жизнерадостным видением мира. Огромный живописный талант Ренуара. Жанровые сцены и портреты — главное в творчестве художника. Образы современных парижанок: "Портрет артистки Самари", "Девушка с веером", "Мадам Шарпантье с детьми", "Бал в Буживале", "Зонтики", "Девушки в черном".
Чувственная радость жизни в жанровых работах — "Мулен де ла Галет", "Завтрак лодочников", "Нагая женщина, сидящая на кушетке" — подчеркнутая женственность в обнаженной натуре ("ню") Ренуара.
Стремление запечатлеть динамику современной жизни в произведениях Эдгара Дега (1834 — 1917). Интерес исключительно к современной жизни. Портреты и жанровые произведения. "Портрет Лепика", "Абсент", "Гладильщицы", "Женщина в тазу", "После ванны". Изображение будней театра и ипподрома. "Урок танцев", "Голубые танцовщицы", "Поездка скаковых лошадей".
Неоимпрессионисты или пуантилисты (дивизионисты). Кризис импрессионизма в середине 1880-х гг. Исчерпанность импрессионистического метода (утрата рисунка в стремлении к созданию максимально живописного решения картины). Попытка постимпрессионистов подвести законы математики и физики к зрительным впечатлениям.
Жорж Пьер Сера (1859 — 1891) — основатель неоимпрессионизма. Четкое рационалистическое построение композиции, мозаичный точечный мазок. "Воскресная прогулка в Гранд-Жатт", "Цирк".
Поль Синьяк (1863 — 1935) — художник-пуантилист, писавший преимущественно пейзажи юга Франции. "Песчаный берег моря", "Гавань в Марселе", "Завтрак".
Постимпрессионисты. Взаимовлияние различных творческих направлений и личностей. Поиски более созвучных эпохе выразительных средств. Мучительные и противоречивые поиски устойчивых идейно-нравственных ценностей. Отсутствие стилистического единства и общей теоретической базы.
Поль Сезанн (1839 — 1906) — художник, прошедший сложную эволюцию творчества и выработавший благодаря живописному таланту и замкнутому образу жизни свою живописную систему. Созерцательность, задумчивость, сосредоточенность, отрешенность от внешнего мира людей и предметов в трактовке Сезанна. "Мост через Марну в Кретее", "Гора Сент Виктуар", "Дом повешенного в Овере", "Автопортрет", "Курильщик", "Игроки в карты", "Натюрморт с корзиной фруктов". Материальная крепость, чувство массы, чеканная выразительность простых и суровых образов Сезанна.
Подготовка почвы для возникновения кубизма в теоретических итогах творчества Сезанна (умение хорошо рисовать шар, конус и цилиндр и на основе этих простых геометрических форм строить всю композицию). Винсент Ван-Гог (1853 — 1890) — уроженец Голландии, начавший заниматься творчеством на родине. "Крестьянка", "Едоки картофеля".
Изменение творческого подчерка после переезда в Париж и знакомства с импрессионистами. "Пейзаж в Овере после дождя", "Красные виноградники в Арле", "Спальня Ван-Гога в Арле", "Хижины", "Ночное кафе в Арле". Произвольная трактовка предметов, физических и психологических особенностей человека в поисках большей экспрессивности. "Прогулка заключенных", "Автопортрет с отрезанным ухом", "Церковь в Овере", "Портрет доктора Гаше".
Поль Гоген (1848 — 1903) — художник, не принимавший действительность, постоянно стремившийся к уходу в мир более простых человеческих отношений. Работы художника, выполненные в Понт-Аверни (Бретань), "Бретонский танец".
Отъезд на Таити после неудачной попытки создать художественную школу в Арле с Ван-Гогом. Упрощение и обобщение форм, использование больших пятен локального (предметного) цвета. "Жена короля", "А ты ревнуешь?", "Женщина, держащая плод", "Таитянские пасторали", "Ноа-Ноа (Благоухающая земля)", "Чудесный источник".
Анри Тулуз-Лотрек (1864 — 1901) — острый рисовальщик и тонкий колорист, испытавший большое влияние Дега. Темы скачек, жизни богемы и быта парижского "дна". Предпочтение графики. Афиши "Певица Ивет Гильбер", "Аристид Брюан в своем кафе", "Жанна Авриль". "Цирк Фернандо. Наездница", "Бал в Мулен де ла Галет", "В кафе".
"Наби" (пророки) — самоназвание группы художников, работавших в 80 — 90-х гг. Французский вариант модерна, вобравший в себя впечатления понт-авенской школы, народного искусства, старофранцузских гобеленов и витражей, японской гравюры.
Пьер Боннар (1867 — 1947) — член группы "наби". Мягкость колорита, лирическая созерцательность пейзажей, бытовых сцен и натюрмортов.
"Начало весны" ("Маленькие фавны"), "Осень. Сбор фруктов", "Женщина за туалетом".
Скульптура. Жизнерадостное мировосприятие скульпторов, испытавших влияние художников-импрессионистов. Огюст Роден (1840 — 1917)
— наиболее близкий к импрессионистам скульптор. Поиск изменчивого в человеке, стремление воплотить в статическом искусстве трепетность жизни. Новаторство моделировки поверхности материала.
Обращение к большим и сложным темам — "Граждане города Кале", "Врата ада", "Мыслитель", "Три тени ада", "Ева", "Адам", "Бронзовый век", "Та, которая была прекрасной Ольмьер".
Многократно повторяемые темы вечной весны, любви, поцелуя. "Вечная весна". "Поцелуй".
Острота и цельность передачи характера в портретах работы скульптора. Бюсты Гюго, Рошфора, Далу. Нетрадиционное решение памятников Гюго и Бальзаку.
Эмиль-Антуан Бурдель (1861 — 1929) — скульптор, работавший у Родена. Поиски своего пути в творчестве. Использование в качестве образцов античной архаики, готики, ассирийских рельефов. "Геракл, стреляющий из лука", "Пенелопа", "Сафо".
Аристид Майоль (1861 — 1944) — скульптор, выполнявший вначале небольшие станковые произведения. Гармония материально-весомых форм, плавность линий и силуэтов. Изображения главным образом обнаженных женских фигур "Ночь", "Помона", "Средиземноморье", "Ильде Франс", "Река". Подчеркнуто чувственное начало в произведениях Майо-ля.
Тема: Искусство Испании
(Конец XVIII — начало XIX вв.)
Развитие буржуазного просветительства в Испании в 70-е гг. XVIII в. под лозунгом восстановления национального характера культуры и борьбы за народное просвещение. Подъем испанской литературы, поэзии, драматургии. Значение фигуры Гойи, вернувшего на общеевропейский уровень национальную школу изобразительного искусства.
Франсиско Гойя (1 746 — 1 828). Медленное формирование творческого реалистического метода художника. Работа над картонами для Королевской шпалерной мануфактуры. "Жмурки", "Рынок горшечника", "Путники в горах, застигнутые бурей", "Раненый каменщик", "Пелеле".
Огромное количество портретов, выполняемых Гойей в качестве придворного художника. Портреты Карла IV и Марии-Луизы, "Семья герцога Осуна", "Портрет маркизы А.Пантехос".
Болезнь и последовавшая глухота, заставившие его по-новому увидеть мир. Картины "Трибунал инквизиции", "Дом сумасшедших". Работа над графической серией "Каприччос". Необычная тематика, зашифрованность образов, понятных подчас только самому художнику. 80 гравюр, снабженных номерами и пояснительными надписями. "Сон разума порождает чудовищ", "Скверная ночь", "До самой смерти".
Роспись церкви Антония Флоридского в Мадриде. Круговая композиция в куполе за нарисованной балюстрадой.
Потрясающая откровенность характеристик группового портрета королевской семьи. Лучшие портреты того времени — "Ла Тирана", "Портрет Исабель Кобос де Порсель", портреты членов королевской фамилии. Работа над парными картинами "Маха одетая" и "Маха обнаженная".
Работы по впечатлениям от вторжения французов в Испанию. "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая...". Графическая серия "Ужасы войны".
Росписи "дома глухого". Зашифрованность мыслей художника в иносказаниях и аллегориях, гротескность изобразительного языка. Мрачныенастроения в живописных работах "Майское дерево" и "Автопортрет".
Графическая серия "Тавромахия", посвященная бою быков. Небольшие картины бытового жанра — последние работы Гойи. "Девушка с кувшином", "Бордосская молочница", "Кузница".
Огромное влияние творческого наследия Гойи, прежде всего на французских художников-романтиков — Жерико, Делакруа, а также на все последующее развитие мирового искусства.
Тема: Искусство Англии
Влияние общественно-политической и экономической жизни на культуру Англии. Победа в войнах против Наполеона. Подъем национального самосознания. Поэзия романтиков — Байрона и Шелли. Английский социальный роман Диккенса, Теккерея, Ш.Бронте. Национальное своеобразие английской школы изобразительного искусства. Преобладание пейзажа в живописи первой трети XIX в.
Джон Констебль (1776 — 1837) — автор скромных по размерам пейзажей, основанных на натурных этюдах, в которых отражены мгновенные состояния природы. Особая свежесть впечатлений в пейзажах художника, посвященных "любимой зеленой старой Англии". "Собор в Солсбери из сада епископа", "Повозка для сена", "Скачущая лошадь", "Хлебное поле", "Мельница в Флатфорде", "Детхеймская долина". Величественность композиций, полных гармонии мира природы. "Вид на Хайгет с Хемпстед-ских холмов".
Джозеф Мэлпорд Уильям Тернер (1775 — 1851)- представитель романтического пейзажа. Преимущество морских пейзажей и картин на исторические и романтические темы. "Улисс и Полифем", "Последний рейс корабля "Смелый", "Кораблекрушение", "Морозное утро", "Дождь, пар и скорость". Трактовка пейзажей в романтическом фантастическом духе. Предвосхищение живописи импрессионистов в поздних работах Териера.
Романтическое направление в английской графике в творчестве Уильяма Блэйка (1757-1827), поэта и гравера. Тяготение к фантастике и символике, философским аллегориям. Иллюстрации к Данте, Мильтону, Библии и собственным сочинениям.
Классицистическое направление в английской графике в рисунках Джона Флаксмана (1755 — 1826) к "Илиаде" и "Одиссее" Гомера, "Божественной комедии" Данте.
1848г. — возникновение объединения художников и поэтов "Прерафаэлитское братство". Идеолог братства — художественный критик Джон Рескин. Стремление к чистоте и непосредственности искусства Возрождения дорафаэлиевского периода, сочетавшееся со средневековым культом идеальной красоты, мистицизмом. Попытки возродить в творчестве "наивную религиозность" средних веков. Преобладание стилизации и декоративизма в творчестве прерафаэлитов.
Данте Габриель Россетти (1828 — 1882) — художник и поэт. Сюжеты из итальянской средневековой поэзии, легенд и хроник. "Сон Данте", "Детство Марии", "Благовещенье", "Беседка на лужайке". Тщательность пластической трактовки фигур в сочетании с изощренностью узорных фонов, гибкостью линейных ритмов, подготавливающие почву для возникновения нового стиля — модерн.
Стремление воздействовать на современное общество нравственным и художественным воспитанием в духе “Религии и красоты” в творчестве Г.Гента / (1827—1910)/”Светмира”/ и Д.Милеса (1829 -1896) / ”Лоренцо и Изабелла", "Христос в доме родителей"/.
Ф.Медокс-Браун (1821 — 1893) — художник, которого прерафаэлиты причисляли к своему объединению, отдававший предпочтение современным темам. "Последний взгляд на Англию", "Труд".
Обри Винсент Бёрдсли (1872 — 1898) — ярко одаренный график, внесший огромный вклад в книжную графику и плакат, в формирование стиля модерн. Иллюстратор и издатель журналов "Желтая книга" и "Савой". Изысканность линий, утонченность и декоративное изящество, связанное с заимствованиями из японской графики. Иллюстрации к Мелори ("Смерть короля Артура"), Уальду ("Саломея"), Шекспиру ("Гамлет") и др. Глубина влияния творческого наследия Бёрдсли на развитие модерна в архитектуре, книжной графике и плакате.
Тема: Искусство Германии
Продолжающаяся раздробленность немецких земель, несмотря на повышение национального самосознания в связи с борьбой против Наполеона. Некоторый провинциализм искусства в начале века. Влияние вкусов мелких правящих дворов.
Борьба за духовное раскрепощение, за освобождение личности. Широкое распространение романтизма. Развитие направления бидериайер в первой половине века, воспевающего маленькие радости мелкого буржуа, обыденную жизнь бюргеров и крестьян, уют и домашние радости.
Романтики. Филипп Отто Рунге (1770 — 1810) — живописец, график и теоретик искусства, один из основоположников немецкого романтизма. Душевная простота и непосредственность портретов художника. "Автопортрет", "Мывтроем", "Моиродители", "Утро".
Каспар Давид Фридрих (1774 — 1840) — мастер романтического пейзажа. Строгая выверенность рисунка, четкость планов, богатая игра светотени. Эффекты рассеянного, чаще лунного, освещения. "Двое, созерцающие луну", "Воспоминание о Великановых горах", "Восход луны над морем", "Женщина у окна".
Образование в 1809г. в Вене "Союза св.Луки" или назарейцев — по образцу средневековых религиозных братств или артелей художников. Попытка при помощи искусства возродить духовность, свойственную средневековью и Раннему Возрождению. Влияние назарейцев на творчество прерафаэлитов. Совместное выполнение части декоративных росписей на сюжеты Торквато Тассо на римской вилле Масими, в доме прусского консула в Риме художниками Иоганном Фридрихом Овербеком (1789 — 1869) и Петером фон Корнелиусом (1783— 1867).
Дюссельдорфская школа. Романтическая трактовка национальной исторической тематики. Фридрих Вильгельм Шадов (1789— 1862) — один из основателей дюссельдорфской школы, известный больше как педагог.
Альфред Ретель (1816 — 1859) — наиболее талантливый представитель школы, мастер исторической живописи. Росписи в Аахенской ратуше на сюжеты из жизни Карла Великого. Трактовка в романтически приподнятом духе. Графические серии "Новая пляска смерти", "Еще одна пляска смерти".
Бидермайер. Использование сюжетов из бюргерского быта с ярко выраженными национальными чертами. Большое внимание занимательности сюжета.
Мориц Швинд (1804 — 1871) — художник, работавший в основном над иллюстрированием немецких народных легенд и сказок. "Свадебная поездка рыцаря Курта", "Роза", "Сказка о семи воронах". "Свадебное путешествие" — жанровое произведение.
Карл Шпицвег (1803 — 1885). Сентиментальность и благодушие в бытовых сценках. "Бедный поэт", "Утренний кофе".
Соединение наследия романтиков, назарейцев и бидермайера во второй половине XIX в. в творчестве Адольфа Менцеля (1815— 1905). "История Фридриха Великого" — 400 иллюстраций к сочинениям Фридриха II. Создание живописных картин, полных выразительности и точных бытовых наблюдений. "Концертв Сан-Суси", "Комната с балконом", "В Люксембургском саду", "Железопрокатный завод".
Крестьянская тема в творчестве мюнхенского художника Вильгельма Лейбля (1844 — 1900). Передача своеобразия индивидуальности и характера. "Крестьянки в церкви", "Неравная пара", "Деревенские политики". Классицистическая скульптура. Италия — центр изучения классической античной скульптуры. Создание на основе освоения античного наследия классицистической скульптуры. Работа в Риме ведущих скульпторов XIX в.
Антонио Канава (1757 — 1828) — итальянский скульптор. Ясность и изящество композиции, некоторая идеализация образов. "Паолина Боргезе в образе Венеры", "Амур и Психея", "Персей", "Тезей, побеждающий Минотавра".
Развитие традиций классицизма в творчестве датского скульптора Бер-теля Тореалъдсена (1770 — 1844). Строгая гармония композиции, пластическая завершенность и холодная идеализация образов. "Ясон", "Ганимед, кормящий орла Зевса", портрет Е.А.Остерман-Толстой.
Влияние творчества Кановы и Торвальдсена на скульптуру середины XIXвв.
Тема: Зарубежное искусство первой половины ХХ в.
XX в. — время мировых войн, революций, социальных потрясений, научно-технической революции. Убыстрение темпов развития культуры и искусства, быстрое распространение новых направлений в искусстве разных стран. Интернациональный характер многих художественных направлений. Сложность характеристики искусства из-за одновременного существования противоречивых тенденций — традиционных и модернистских, из-за незавершенности некоторых художественных явлений.
Сложность взаимоотношений между модернистскими и реалистическими тенденциями. Переплетение их часто в творчестве одного мастера. Значительное развитие эстетики уродливого, связанное с социальным пессимизмом. Создание преднамеренно искаженного мира. Подчеркивание роли подсознательного в творчестве.