Творчество крупных художников начала и середины века, не вошедших в объединения

Живопись. Марк Шагал (1887— 1985)—художник, родившийся в Рос­сии, но проживший большую часть жизни во Франции. Влияние кубизма на его искусство. Еврейский местечковый быт — лейтмотив творчества. Трактовка сюжетов в наивно-поэтическом или гротескно-символическом духе. Частое изображение парящих фигур. "Над Витебском", "Прогул­ка". Использование разновеликих предметов. "Часы". "Влюбленные", "Красный еврей", "Окно на даче", "Продавец газет", "Окно на острове Бреа". Монументальная живопись: роспись плафона "Гранд-Опера" в Париже. "Библейский цикл" витражей.

Джорджа Моранди (1890 — 1964) — итальянский живописец и гра­фик, испытавший влияние Сезанна и кубистов. Натюрморты — главная тема творчества. Ритмическая упорядоченность композиции, изысканность несколько блеклой цветовой гаммы. "Натюрморт", "Метафизический натюрморт".

Ренато Гуттузо (1912 — 1987) — итальянский художник и график. Экспрессивность и некоторая символически обобщенная трактовка обра­зов. "Расстрел", "Битва у моста Амиральто", "Человек, который ест спа­гетти", "Рокко у патефона", "Человек, пересекающий площадь".

Отто Нагель (1894 — 1967) — немецкий художник. Использование отдельных приемов экспрессионизма (асимметрия формы, жесткий кон­турный рисунок, темная цветовая гамма). Жанровые произведения из жизни рабочих. "Семья в парке", "Утренняя смена", "Скамейка в Веддин-ге".

Ханс Грундиг (1901 — 1958) — немецкий живописец и график. Полити­чески активное искусство, достигшее трагического пафоса в обличении фашизма. Триптих "Тысячелетняя империя". "Жертвам фашизма".

Лео Грундиг (1906 — 1977) — немецкий художник. Главная тема твор­чества — борьба с фашизмом и милитаризмом. Цикл офортов "Под свас­тикой" и "Борьба против атомной смерти".

Один из главных представителей неореализма во Франции — Андре Фужерон (р. 1913). Социальная острота и эмоциональная ясность творче­ства. "Парижанки на рынке", "Алжирские дети", серия картин и рисун­ков "Страна шахт".

Графика. Кете Кольвиц (1867 — 1945) — немецкий график, посвятив­шая свое творчество теме борьбы за права городской и деревенской бед­ноты. Динамичность композиции, трагизм образов. Графические серии: "Восстание ткачей", "Крестьянская война". Цикл ксилографии, создан­ных по впечатлениям Первой мировой войны. "Война", "Голод", "Проле­тариат".

Франс Мазерель (1889 — 1972) — бельгийский художник. Гротескность рисунка, работа большими пятнами белого и черного цветов. Политичес­кие и социально-критические работы. Серии графических листов "Стра­дания человека", "Мой часослов", "Солнце", "Идея", "Город". Цикл ри­сунков "Пляска смерти" —отклик художника на Вторую мировую войну. Обличение фашизма. Любовь к родной стране, отраженная в серии гра­вюр "Моя страна".

Теофиль Александр Стейнлей (1859 — 1923) — французский график. Сцены труда, быта и отдыха парижского трудового люда, нищих, бродяг. Умение выбрать убедительную и острую ситуацию. Использование тра­диций Домье — сочувствие к бедным и беспощадность к богатым. "У му­сорного ящика" ("Хорошее общество"), "Локаут", "Вор", "Стачка", "Ос­вободительница".

Развитие иллюстративной и плакатной графики в XX в. Широта диа­пазона и многообразие школ.

Жан Эффель (1908 — 1982) — французский график и карикатурист. Добродушный народный по духу юмор. Легко узнаваемая линеарная ма­нера рисунка. Серии "Сотворение мира", "Сотворение человека", "Басни Лафонтена", "Перелистывая историю Франции от Народного фронта до наших дней".

Мастер плаката и фотомонтажа Джон Хартфилд (1891 — 1968). Ярко выраженный антифашистский характер творчества. Непревзойденный мастер фотомонтажа, повлиявший на работы последующих авторов это­го жанра. "Долой солнечное затмение на Рейне", "Как в средневековье... так и в третьем рейхе".

Скульптура. Шарль Деспио (1874 — 1946) — французский скульптор, помощник Родена. Мастер скульптурного реалистического портрета. Клас­сическая ясность и цельность форм. Обаяние женских образов. "Полет-та", "Ася", "Девочка из Ланд", "Аполлон".

Джакомо Манцу (р. 1908) —«итальянский скульптор. Многовариант­ность решения — особенность стиля скульптора. Доведение выразитель­ности до символа. Серии скульптур "Распятие", "Балерина", "Кардинал",

Работа над рельефами для "Врат смерти" собора св.Петра в Риме. Жизненная убедительность трактовки символических сюжетов.

Осип Цадкин (1890 — 1967) — скульптор, сочетавший в своем творче­стве кубизм и экспрессионизм. Памятник разрушенного Роттердама в Рот­тердаме. Памятник Винсенту Ван-Гогу в Овер-сюр-Уаз близ Парижа, "Ме­нады", "Женщина с веером".

Тема: Искусство Америки конца ХIХ-ХХ вв. Зарубежное искусство второй половины ХХ в.

Формирование североамериканской национальной школы изобрази­тельного искусства в период Войны за независимость (1775-1783). Осо­бый национальный колорит американского искусства, возникшего из пере­плетения традиций нескольких волн переселения из разных стран евро­пейского континента. Ведущее место портретного жанра в начале XIX в.

Гилберт Стюарт (1755 —, 1828)—портретист, создавший галерею пси­хологических образов героев революции и современников. "Конькобежец", портреты Дж.Вашингтона, мисс Перес Мортон.

Формирование собственной школы пейзажа. Романтически припод­нятые пейзажи "школыреки Гудзон", воспевающие дикую красоту и мощь природы. Выбор необычного мотива, несколько преувеличенный пафос в изображении природы. Разностильность художников, условно включен­ных в "школу реки Гудзон".

Т.Коул — глава школы. "Излучина реки Коннектикут", "Чаша Тита­на".

Уильям Маунт (1807 — 1869) — '• пейзажист, писавший жизнь родного Лонг-Айленда. "Приготовление сидра".

Джордж-Калеб Бингем (1811 — 1879) — пейзажист, главная тема твор­чества которого — суровая жизнь охотников, лодочников, торговцев, об­живающих приграничные с индейцами территории. "Торговцы пушни­ной на реке Миссури".

Уинслоу Хомер (1836 — 1910) — автор жанровых работ, в которых че­ловеку труда отводится главное место. "Охотники с собаками", "За отме­лью", "Гольфстрим", "Пленные", "Буря".

Томас Икинс (1844— 1916)—портретист, сосредотачивавший внима­ние на психологическом состоянии модели. "Доктор Гросс в клинике", портрет поэта Уолта Уитмена, "Мыслитель", "Макс Шмитт в лодке",

Джордж Иннес (1825 — 1894) — американский пейзажист, создатель поэтических и эмоциональных образов природы, в которых сказалось вли­яние барбизонской школы. "Приближающаяся гроза".

Джеймс Эббот-Мак-Нил Уистлер (1834 — 1903) — американский жи­вописец, близкий к французским импрессионистам. Изысканность, музы­кальность линейных ритмов и тональных созвучий. "Симфония в белом N 1. Девушка в белом", "Ноктюрн в синем и серебряном: старый мост в Бэттерси", "Аранжировка в сером и черном: портрет матери", "Аранжи­ровка в желтом и сером: портрет Эффи Дине".

Джон Сингер Сарджент (1856 — 1925) — автор виртуозных светских портретов. "Портрет Р.Л.Стивенсона", "Мадам X.".

Борьба реалистических тенденций с салонным искусством в начале XX в. Создание группы "Восьмерки", получившей в реакционной крити­ке прозвище "школы мусорного ящика". Обращение к жизни современно­го города. Показ сутолоки, городских трущеб и их обитателей.

Роберт Генри (1865 — 1929) — основатель новой реалистической шко­лы. Обобщенная и мягкая манера. "Гроза в долине Вайоминг", "57-я ули­ца под снегом", "Ирландская девушка", "Маскарадное платье" (портрет жены художника), "Он", "Она", "Индейская девушка из Санта-Клары".

Джордж Уэсли Беллоуз (1882 — 1925) — художник близкий к "школе мусорного ящика". Динамичные композиции на бытовые и спортивные темы. "Ставьте у Шарки!", "Телега с песком".

Джон Слоун (1871 — 1951) — член "школы мусорного ящика", автор иронических и грустных картин. "Задворки Гринвич-Вилледж", "Большой пикник", "Ночная электричка", "Окно парикмахерской", "У театра". Офорты "Ночное окно", "Парикмахерская".

Уильям Глаккенс — член "школы мусорного ящика", испытавший вли­яние импрессионистов в трактовке обнаженного тела. "Обнаженная с яб­локом" — продолжение линии Клода Моне. «У "Мукена"», "Парк у реки", "Семейная сцена", "Зеленый трамвай".

Джон Лаке — художник той же группы. Изображение типичных жите­лей города, спортивных состязаний. "Старая герцогиня", "Хестер-Стрит", "Игруньи", "Мисс Кэмли". Ощущение тревоги и борьба за выживание в полотнах "Борцы", "Мальчик-шахтер", "Доки Ист-Сайда".

Эверетт Шин — член того же объединения. Интерес к свету в произ­ведениях "У рампы", "Оркестровая яма театра Старого Проктора на 5-й авеню", "Надземная дорога 6-й авеню после полуночи", "Прачка". Гра­фические работы для журналов: портрет Марка Твена, "Зимняя ночь на Бродвее".

Объединение художников, связавших творчество с борьбой рабочих за свои права, вокруг "Джон Рид Клубов".

Уильям Гроппер (1897 — 1970) — график, посвятивший творчество теме разоблачения фашизма и эксплуатации рабочих. Сатирические рисунки и линогравюры. "Сенат", "Плутократ".

Антон Рефрежье (1905 — 1979) — художник и график, отдавший пред­почтение социально-значимым темам, участник "Джон Рид Клуба". "Пере­селенцы на Дикий Запад", "Наследник будущего", "Окно", "Процессия приближается". Некоторая экспрессивность рисунка. Графический цикл, посвященный чилийской трагедии.

Рокуэл Кент (1882 — 1971) — выдающийся американский художник реалист, график и писатель. Лаконичные и строгие по рисунку пейзажи северной Канады, Гренландии и Аляски. "Труженики моря", "Ноябрь в Северной Гренландии", "Гренландцы", "Север", "Река Осэйбл. Зима".

Эпический характер книжной графики Кента. Иллюстрации к Шекс­пиру, Бокаччо, Мелори, Мелвилу ("Моби Дик") и к собственным книгам и дневникам "Саламина", "Это я, Господи", "О людях и горах", "Грен­ландский дневник", "Курс норд-бай-ист".

Рафаэль Сойер — художник, работавший над жанровыми произведениями. Тепло и симпатия к простым людям. "Зал ожидания", "Лицо горо­да".

Движение "регионалистов" в 30-е гг., воспевающее "стопроцентного американца", почвенную фермерскую Америку. Использование приемов художников-примитивистов.

Грант Вуд (1892 — 1942) — художник-регионалист. Холодная застылость образов! "Американская готика".

Томас Харт Бентон (1889 — 1975) — представитель "регионализма". "Сенокос".

Продолжение американских реалистических традиций художниками семейства Уайетов — Н.К.Уайет (иллюстратор книг), его сын Андрью и внук Джеймс (живописцы).

Андрью Ньюэлл Уайет (1917 — 1979) — живописец, работавший пре­имущественно в технике темперной живописи. Необыкновенная тщатель­ность и поэтичность в изображении природы и людей небольшого город­ка Чадс-Форд. "Мир Кристины", "Молодая Америка", "Вдали от дома", "Сын Альберта", "Вечер у дома Корнеров".

Франк Ллойд Райт (1869 — 1959) —основатель и ведущий мастер шко­лы органической архитектуры. Органическое включение архитектуры в ландшафт. Серия загородных домов-особняков ("дома прерий"). Дом Уиллитса в Хайленд-парке. Шедевр Райта — "Дом над водопадом". Раз­работка "домов-сот". Дом Ханна в Пало-Альто (штат Калифорния). Ра­бота над небоскрёбами ("Башня Прайса") и домов со спиральным панду­сом.

Архитектор Эро Сааринен (1910 — 1961). Поиски символической вы­разительности архитектурных форм, пластичности и романтической экс­прессии. Капелла Массачусетского института технологии в Кембридже. "Висячие перекрытия", "Своды оболочки". Аэровокзал "Кеннеди" около Нью-Йорка, здание аэропорта им. Даллеса.

Америка — законодатель модернистских течений в середины XX в. Организованная реклама и государственная поддержка новых течений.

Возникновение в 50 — 60-е гг. поп-арта (популярного, общедоступно­го искусства) как реакции на засилье абстракционизма. Провозглашение "возвращения к реальности". Буквальное воспроизведение типичных пред­метов урбанизированного быта — упаковок, деталей машин, коллажей из рекламной продукции. Джеймс Розенквист — "Белая сигарета"; Роберт Раушенберг — "Монограмма. Предметная компиляция", Энди Уорл — "Сто консервных банок".

Распространение в 60-е гг. поп-арта (оптического искусства), которое восходит к геометрическому, абстракционизму. Комбинации многократ­но повторяющихся простых геометрических форм, фигур, создающих эф­фект их перемещения на плоскости и в пространстве. В.Вазарелли — "Кар­тины, рельефы и скульптура", "Лейре". Использование возможностей поп-арта в декоративно-прикладном искусстве (набойки тканей).

Начало 70-х гг. — время возникновения "гиперреализма" (фотореализ­ма) на основе поп-арта. Попытка восстановить утраченную жизненную конкретность при помощи имитации фотографии. Использование тех­нических приемов (подготовительный рисунок на основе диапозитивной проекции, жидкие краски и т.д.). Чак Клоуз — "Портрет Р.Серра".

Инсталляция — начало 90-х гг. Использование в качестве объектов твор­чества собственного тела или тела натурщицы. Переход от пространст­венного к пространственно-временному искусству. Попытка ознакомитьзрителей со своей идеей через некое действо (расписывание обнаженной модели; езда по городу в автомобиле, на крыше которого распят худож­ник; битое стекло, молоток и обнаженный автор возле подставки для скульптуры).

Застойные явления в реалистическом искусстве. Всё более деструктив­ный характер авангардных течений, разрушающих структуру изобрази­тельности в искусстве

Рекомендуемая литература

Искусство и культура Нового времени:

1. Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.

2. Герман М.Ю. Импрессионизм. Основоположники и последователи, 2008.

3. Даниэль С.М. Европейский классицизм. Эпоха Пуссена. Эпоха Давида, 2003.

4. Даниэль С.М. Рококо. От Ватто до Фрагонара, 2007.

5. Западноевропейское искусство второй половины XIX в. Сб.ст. под ред. Б.Р.Виппера, И.Е.Даниловой. М., 1975.

6. Кантор А.М., Кожина Е.Ф., Лившиц Н.А. Искусство XVIII века. М., 1977

7. Прус Е.И. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1974.

8. Раздольская В.И. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм. М., 2005.

9. Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. М., 1998.

10. Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII—XVIII веков, 2004.

Искусство и культура Новейшего времени:

1. Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX — начала XXI века, 2007.

2. Бобринская Е.А. Футуризм и кубофутуризм. М., 2000.

3. Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века, 2005.

4. Крючкова В.А. Кубизм. Орфизм. Пуризм. М., 2000.

5. Кулакова И.С. Сюрреализм в искусстве. М., 1995.

6. Кулакова И.С. Экспрессионизм в искусстве. М., 1999.

7. Обухова А.Е., Орлова М.В. Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму. М., 2001.

8. Стерноу С.А. Арт Нуво: Дух прекрасной эпохи. Нью-Йорк, Минск, Москва, 1997.

9. Шкурова А. Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. М., 1990.

10. Якимович А.К. Реализмы двадцатого века. М., 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: