I. Пояснительная записка

Дисциплина «История зарубежной литературы XX века» включена в базовую часть общепрофессионального цикла основной общеобразовательной программы бакалавриата по направлению 031000.62 «Филология» (профиль «Зарубежная филология»). Курс предназначен для студентов IV курса очной формы обучения.

Требования к начальной подготовке при изучении дисциплины: Спецификой данной дисциплины является, во-первых, ее типологическая и генетическая связь с основными курсами зарубежной (от эпохи античности и до начала XX века) литературы, а также с дисциплинами теоретического цикла - введением в литературоведение, теорией литературы и культуроло­гией; во-вторых, ее итоговый и во многом обобщающий характер. Изучение данной дисциплины призвано актуализировать основные знания, полученные студентами в процессе знакомства с предыдущими культурно-историческими эпохами, а также основные навыки и умения литературоведческого анализа, приобретенные в процессе изучения дисциплин теоретического цикла. Важ­ной составляющей частью лекционного курса является сопоставительный анализ моделей художественного сознания XX века и предыдущих художе­ственных систем.

Курс «История зарубежной литературы XX века» включает в себя обшир­ный и разносторонний материал, обусловленный и достаточно интенсивным развитием литературного процесса в этот период, и сложностью культурно-исторической ситуации, и глобальностью социальных сдвигов. В области ис­кусства и литературы в XX веке происходит переоценка многих ключевых понятий, значительным оказывается и влияние развития литературно-критических школ.

Цель курса – изучение истории развития зарубежных литературXX века. Расширение и углубление историко-литературных зна­ний студентов факультета филологии и журналистики. Задачи изучения дисциплины:

1. Изучение специфики развития зарубежной литературы XX века в контексте истории мировой культуры.

2. Характеристика художественных направлений, творческих методов, эстетических программ.

3. Анализ этапов литературного развития и творчества крупнейших писателей.

4. Выявление специфики «повествовательной техники» литературы XX века.

5. Усвоение теоретических знаний в рамках изучения вопросов эво­люции литературных жанров.

Данными факторами в целом предопределяется не только выбор отдель­ных тем лекционных и практических занятий, но и степень углубленности в изучаемый материал. Ряд важных вопросов, охватывающих достаточно большой объем фактического материала, подлежит самостоятельному изуче­нию.

Одним из аспектов данной рабочей программы является развитие научно-исследовательских навыков студентов, которые могут быть востребованы в процессе подготовки к написанию дипломного сочинения. Поэтому значи­тельную часть самостоятельной работы составляет поиск необходимой науч­но-критической литературы по выбранному аспекту, аннотирование и рефе­рирование современных научно-критических работ, в том числе и на ино­странном языке, составление библиографии к спецвопросу. В свете вышеиз­ложенного особое значение приобретает индивидуальная работа, основная задача которой заключается в оптимизации и стимулировании научно-исследовательских и аналитических способностей студентов.

В основу программы положены следующие материалы: История зарубежной литературы (Программы дисциплин предметной подготовки) / Под ред. М.И. Никола. М., 2001; Зарубежная литература ХХ века. Практические занятия / Под ред. И.В.Кабановой. М., 2007; Зарубежная литература ХХ века: Практикум / Под ред. Н.П.Михальской и.В.Дудовой. М., 1999.

Итоговая форма отчетности – экзамен.

Процесс изучения дисциплины «История зарубежной литературы XX века» направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории изучаемых литератур, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

- владение базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

- способность проводить под научным руководством локальные научные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

- владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

- владение навыками участи в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

- способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ПК-9).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- о литературной эпохе XX века в целом;

- о культурно-историческом контексте развития литературы XX века (история, философия, со­циология);

- о границах литературной эпохи XX века и основных направлениях внутри нее;

- о современном состоянии изучения литературного процесса XX века;

- о картине европейского литературного сознания на протяжении XX века;

- специфику творческого процесса XX века в его конкретных про­явлениях (художественные системы и направления, индивидуаль­ный облик авторов и их творческого наследия);

- синхронические и диахронические аспекты развития литературы
изучаемой эпохи;

- специфику творческого процесса XX века в его конкретных про­явлениях (художественные системы и направления, индивидуаль­ный облик авторов и их творческого наследия);

- синхронические и диахронические аспекты развития литературы
изучаемой эпохи.

Уметь:

- анализировать особенности и специфику литературного процесса XX века, творчество писателя в целом и отдельных его произведе­ний;

- профессионально оперировать понятиями современного литерату­роведения (абсурдизм, экзистенциализм, постмодернизм, деконструктивизм, структурализм, феминистическая литература и т.д.);

- реферировать научные статьи по проблемам современной литера­туры.

Владеть:

- навыками описания литературоведческого объекта;

- приемами самостоятельного поиска научного объекта;

- навыками метаязыковой характеристики объекта, приемами составления научного высказывания.

-


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Основные тематические модули Распределение часов по видам и формам занятий
Аудиторные занятия Самост. работа
Всего аудиторных в том числе
Лекции Практ. занятия Лаборат. занятия
1. Введение. Литературная эпоха ХХ века. Литературный авангард.        
2. Литература Великобритании 20-30-х гг. Проблема героя. Художественный мир Д.Джойса.        
3. Литература Великобритании 20-30-х гг. В.Вулф. Лабиринты сознания. Телесный мир Лоуренса.        
4. Литература Великобритании 20-30-х гг. Олдингтон и литература «потерянного поколения».        
5. Литература Франции первой половины ХХ века. Пути развития. М.Пруст: в поисках формы.        
6. Литература Франции первой половины ХХ века. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра: наедине с Собой.        
7. Литература Франции первой половины ХХ века. «Дореволюционное сознание» А.Камю.        
8. Литература Германии. Проблемы развития. Экспрессионизм. Г.Гессе: воспоминание о романтизме.        
9. Феномен немецкоязычной австрийской литературы. Кафка и Музиль.        
10. Литература второй половины века. Особенности литературного процесса. Литературное развитие Франции послевоенного периода. Художественная проза во Франции второй половины века. Антитеатр во Франции        
11. Антиколониальная тема в литературе Великобритании. «Сердитые молодые люди» в литературе Великобритании. Художественное мышление Фаулза.        
12. Литература США. Выбор героя. Выбор метода.        
13. Постмодернизм в литературе европейских стран. Латиноамериканская литература.          
Итого часов        
КСР    
Общая трудоемкость    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: