Содержание разделов дисциплины

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. XVII В. КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕС-КАЯ ЭПОХА. Границы эпохи; крупнейшие исторические события (Тридцатилетняя война, Английская буржуазная революция, Фронда и т.д.); экономическое развитие – колониализм, меркантилизм и т.д.; политические черты – становление абсолютизма; границы европейского мира – Труция и Россия; видение «другого». Религиозная мысль эпохи – «век заката абсолюта»; век проповедников (Дж. Донн, Босюэ и др.); иезуиты и янсенисты; Б. Паскаль. Философская и научная мысль эпохи – Галилей и Декарт – становление системно-аналитического метода; картезианство и рационализм – их влияние на литературу; Спиноза и Лейбниц; английские сенсуалисты: новое видение человека и его социального бытия. Естественнонаучные открытия; Ньютон; механистическая вселенная. Роль алхимии и астрологии в осмыслении мира в XVII в.; восходящая к ним литературная образность. Художественная и музыкальная мысль эпохи.
  Литература к разделу: XVII век в диалоге эпох и культур: Материалы научной конференции. СПб., 2000 Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986. Бродель Ф. Игры обмена М., 1988. Бродель Ф. Время мира. М., 1992. Виппер Ю. Б. Влияние общественного кризиса 1640-х годов на развитие западноевропейских литератур XVII века // Историко-филологические исследования. М., 1974. Творческие судьбы и история. М., 1990. Йейтс Ф. Розенкрейцерское просвещение. М., 1999 (на PSYLIB: http://psylib.org.ua/books/yates01/index.htm) Данилов Ю.А. Гармония и астрология в трудах Кеплера (в Цифровой библиотеке по философии: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000050/index.shtml) Хейзинга Й. Культура Нидерландов в XVII веке // Хейзинга Й. Культура Нидерландов в XVII веке. Эразм. Избранные письма. Рисунки. СПб., 2009. Ястребова Н. А. Постоянство в историческом движении (от Ренессанса к XVII в.) // Ястребова Н. А. Формирование эстетического идеала и искусство. М., 1976.
2. СТИЛИ ЭПОХИ – МАНЬЕРИЗМ, БАРОККО, КЛАССИЦИЗМ. Периодизация эпохи. Основные характеристики ренессансного маньеризма в его отношении к ренессансному классицизму; предпочтение эффектности гармонии, ориентация на динамичность (в противовес статичности), отсутствие картины бытия, амбивалентность; крупнейшие фигуры – Пармиджанино, Караваджо, Эль Греко; Марино, Гонгора и др. Барокко: Тридентский собор и идеологические основания стиля; сбалансированность, уравновешенность картины мира; роль контраста; базовые метафоры эпохи; барочные поэтики Грасиана и Тезауро; барочные жанры литературы – трагикомедия, пикареска, аллегорический роман и др.; крупнейшие фигиру – Тициан, Рубенс, Рембрандт; Бернини; Кальдерон и др. Испанское и немецкое барокко; проблема барокко в Англии. Классицизм: соотношение французского классицизма XVII в. с Ренессансным и Просветительским классицизмом; нормативный характер классицистической поэтики; три стиля; три единства; пять актов и т.д. Специфика художественного мышления эпохи; крупнейшие фигуры – Корнель, Расин, Мольер и др. Иные национальные модели классицизма.
  Литература к разделу: Барокко и классицизм в истории мировой культуры. СПб., 2001 Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб., 2004 (в библиотеке Якова Кротова: http://yakovkrotov.info/Opis_A/20001/20163_Velflin_2004.pdf) Виппер Ю. Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. М., 1990. Виппер Ю. Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века. М., 1967. Голенищев-Кутузов И. Н. Литература Испании и Италии эпохи барокко // Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы. М., 1975. Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. М., 1994. Михайлов А. В. Проблема стиля и этапы развития литературы нового времени // Михайлов А. В. Языки культуры. Учебное пособие по культурологи. М., 1997. Морозов А. А. Проблемы европейского барокко.// Вопросы литературы, N 12, 1968 Морозов А. А., Софронова Л. А. Эмблематика и ее место в искусстве барокко // Славянское барокко. М., 1979. Наливайко Д. С. Искусство: направления. Течения. Стили. Киев, 1981. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М., 1968. Ортега-и-Гассет Х. Воля к барокко // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. Пинский Л.Е. Ренессанс и барокко // Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 2002. Софронова Л. А. Человек и картина мира в поэтике барокко и романтизма // Человек в контексте культуры. М., 1995. Тертерян И. А. Барокко и романтизм: к изучению мотивной структуры // lberlca. Кальдерон и мировая культура. Л., 1968. Хейзинга Й. Игровое содержание барокко / / Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992. Сборники и антологии: Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 1974.
3. ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII В. Социально-политическое и экономическое развитие Испании в XVII в.: признаки упадка внутри страны и постепенный закат испанского влияния в Европе; особенности административного устройства. Испанская инквизиция. «Золотой век» испанской культуры – границы эпохи, крупнейшие фигуры; переходные черты в творчестве М. де Сервантеса, Лопе де Веги и др. «Поэтическая философия древних» А. Лопеса Пинсьяно и «Искусство изощренного ума» Б. Грасиана – классицистическая и барочная поэтика. Испанская комедия – специфика понятия; характеристика испанского национального театра; ауто сакраменталь; драма чести. Крупнейшие фигуры – Лопе де Вега, Тирсо де Молина, П. Кальдерон, Велес де Гевара, Гильен де Кастро, Аларкон, Монтальбан и др. Испанская поэзия эпохи: поэты-мистики; консептизм и культеранизм (или гоногоризм) – Кеведо и Гонгора; поэзия Лопе де Веги. Испанская проза XVII века: распад жанровой системы, пикареска и ее роль в становлении нового европейского романа, аллегорический роман, новеллистика XVII в. Сервантес, М. Алеман, Кеведо и др. в контексте эпохи.
  Литература к разделу: Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 1974. Испанский театр. М., 1969. Поэзия испанского Возрождения. М., 1990. Сервантес Сааведра, Мигель де (в библиотеке Мошкова: http://lib.ru/INOOLD/SERVANTES/; на Альдебаране: http://lib.aldebaran.ru/author/de_servantes_saavedra_migel/; на Либрусеке: http://lib.rus.ec/booksearch?ask=%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%81): Дон Кихот – в издании «ДК» в серии Литпамятников есть «ДК» Авельянеды; в издании «ДК» в новой серии БВЛ (Эксмо) сделана правка перевода; в обоих изданиях – комментарий С.И. Пискуновой – в Литпамятниках, естественно, более полный; Интермедии – помимо всего прочего, образец не столь богато представленных на русском языке малых театральных жанров эпохи; Назидательные новеллы – демонстрируют жанровое мышление С. и жанровое мышление эпохи (Ренессанса!) в целом: так сказать, отправная точка движения к барочному нивелированию жанров; Галатея – редкий на русском языке образец пасторального романа эпохи; Странствие Персилеса и Сехисзмунды – концепция рыцарского романа С. Вега Карпьо, Лопе Феликс де (в библиотеке Мошкова: http://lib.ru/DEVEGA/): Фуэнте Овехуна; Звезда Севильи – одна из самых необычных пьес испанского театра эпохи; Периваньес и командор Оканьи – тема крестьянской чести, тема «старых христиан»; Дурочка Девушка с кувшином Валенсианская вдова Наказание – не мщение – драма чести в интерпретации Лопе; Новеллы – в сопоставлении с «Назидательными новеллами» Сервантеса дают продуктивный материал для осмысления направления развития испанской новеллистики эпохи; Доротея – редкий на русском языке образец «селестинески» (произведения, выдержанного в традициях «Селестины» Ф. де Рохаса) сыгравшей важную роль в развитии испанской литературы; Новое искусство сочинять комедии в наше время – оригинальная поэтика испанской «комедии», созданная Л. Тирсо де Молина (Тельес Габриэль): Севильский озорник – в библиотеке Мошкова: http://lib.ru/INOOLD/MOLINA/molina1_1.txt; Осужденный за недостаток веры // Тирсо де Молина Театр. М., 1935 – считается одним из высших образцов философско-теологической драмы эпохи; Дон Хиль-зеленые штаны – одна из самых виртуозных комедий интриги эпохи. Кальдерон де ла Барка Педро (в библиотеке Мошкова: http://lib.ru/POEZIQ/KALDERON/): Жизнь есть сон Драмы о святых: Стойкий принц – ставился Е. Гротовским; Поклонение кресту. Саламейский алькальд – тема крестьянской чести, тема «старых христиан» в интерпретации К.; Волшебный маг – драма о сговоре с дьяволом; Врач своей чести – драма чести; Дама-неведимка (Дама привидение) – комедия. Плутовской роман (пикареска) – важный этап в становлении нового европейского романа: Алеман Матео, Гусман де Альфараче – канонический образец жанра; Эспинель Висенте Жизнь Маркоса де Обрегон Велес де Гевара Луис Хромой бес Кастильо-и-Солорсано Алонсо де Севильская Куница Кеведо и Сантибаньес Вильегас Франсиско Гомес де (в библиотеке Мошкова: http://lib.ru/INOOLD/KEWEDO/; «Избранное» К. выложено на Либрусеке, на Альдебаране и в др. сетевых библиотеках): История жизни пройдохи по имени дон Пабло – плутовской роман в интерпретации К.; Сны – более отдаленная производная пикарески; вкупе с «Капричос» Гойи оказали формирующее влияние на испанскую литературу ХХ века; Лирика – К. был признанным главой испанского консептизма Гонгора и Арготе Луис де (на Infolio: http://www.infoliolib.info/author.php?aid=303): Лирика – Г. – признанный глава испанского культеранизма (культизма, гонгоризма) Одиночества – культеранистская поэма; произведение, подстегнувшее размышления Ф. Гарсиа Лорки над жанром поэмы. Грасиан и Моралес Бальтасар (на Либрусеке: http://lib.rus.ec/a/27882; на Альдебаране: http://lib.aldebaran.ru/author/grasian_baltasar/): Критикон – редкий на русском языке образец аллегорического романа эпохи; Карманный оракул – образец барочных малых форм; Искусство изощренного ума // Испанская эстетика. Ренессанс, Барокко, Просвещение, М. 1977 – образец барочной поэтики. Критика: Андреев М. Л. Испанский вариант. Комедия Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона. М., 2006 (http://moy-bereg.ru/literatura-zapada-17-vek/m.-l.-andreev-ispanskiy-variant-komediya-lope-de-vega-tirso-de-molina-i-kalderona.html; на Philology.ru: http://www.philology.ru/literature3/andreyev-06.htm) Бочаров С. Г. О композиции "Дон Кихота" // Бочаров С.Г. О художественных мирах, М., 1985. Гарсиа Лорка Ф. Поэтический образ у дона Луиса де Гонгоры // Гарсиа Лорка Ф. Об искусстве. М., 1971. Игнатов С. Испанский театр XVI—XVII веков. М.—Л., 1938 Еремина С. И. (Пискунова). Великий театр Педро Кальдерона // Calderon de la Barca. Tres dramas y una comedia. М., 1981. Пискунова С. «Дон Кихот»-I: динамическая поэтика // Вопросы литературы. № 1, 2005. Пискунова С. И. «Дон Кихот» Сервантеса и жанры испанской прозы XVI-XVII вв. М.,1998. Пискунова С. И. Испанская и португальская литература XII-XVII веков. М., 2009 (разделы: Рождение романа, Вокруг «Дон Кихота», От Возрождения – к Барокко). Пинский Л. Е. «Гусман де Альфараче». Испанский «Хромой Бес». Жизнь и творчество Бальтасара Грасиана. Сюжет-фабула и сюжет-ситуация (о Сервантесе). // Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. М., 1989. Светлакова О.А. «Дон Кихот» Сервантеса. Вопросы поэтики. СПб, 1996. Силюнас В. Испанский театр XVI-XVII веков. М., 1995. Силюнас В. Стиль жизни и стили искусства. СПб., 2000.
4. ФРАНЦУЗС-КАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII В. Социально-политическое развития Франции в XVII столетии: процесс централизации – Генрих IV, Ришелье, Людовик XIV; французский абсолютизм.; Фронда. Религиозная и философская мысль во Франции XVII в.: янсенисты и Паскаль, Декарт и становление рационализма, либертинаж и т.д. Периодизация французской литературы эпохи. Французское барокко – трагикомедии Арди и Ротру, прециозная литература, поэзия Т. Де Вио, Сент-Амана; барочный роман во Франции: «Астрея» д’Юрфе, авантюрный роман, «мещанский роман» Скаррона и Сореля, философский роман Сирано де Бержерака и т.д. Становление классицизма: Малебр и др. Создание Французской академии; реформа языка; салоны мадам де Рамбуйе, М. де Скюдери и др. Формирование классицистического театра; П. Корнель; спор о «Сиде»; театр Ж. Расина. Специфика комедии Ж.-Б. Мольера. Фигура Н. Буало; сатира в классицистической системе жанров. Малые прозаические жанры (Ларошфуко, Лафонтен, Лабрюйер); эпистолярный жанр (мадам де Севинье). Классицизм и роман («Принцесса Клевская» М. Лафайет).
  Литература к разделу: Корнель Пьер (в библиотеке Мошкова: http://lib.ru/INOOLD/KORNEL/): Сид. Гораций. Иллюзия – комедия с выраженными барочными чертами; Цинна. Никомед. Лжец – классицистическая переработка комедии испанского драматургах Х.Р. де Аларкона; Родогуна. Расин Жан: Федра. Андромаха Британик. Гофолия (Аталия) – трагедия на библейский сюжет. Мольер (Поклен, Жан Батист; в библиотеке Мошкова: http://az.lib.ru/m/molxer_z/; в библиотеке Грамотей: http://www.gramotey.com/?last_name=%CC%CE%CB%DC%C5%D0) Тартюф. Дон Жуан. Смешные жеманницы. Мизантроп. Плутни Скапена. Мещанин во дворянстве. Мнимый больной. Скупой. Французский роман XVII в. (между барочными и классицистическими формами): Скаррон Поль Комический роман. Сорель Шарль Комическая история Франсиона (в библиотеке Грамотей: http://www.gramotey.com/?last_name=%D1%CE%D0%C5%CB%DC) Лафайет Мари Мадлен де: Принцесса Клевская – роман, вышедший из классицистической среды. Фюретьер Антуан Мещанский роман Малые прозаические формы: Ларошфуко Франсуа де (в библиотеке Мошкова: http://www.lib.ru/INOOLD/LAROSHFUKO/; в библиотеке Грамотей: http://www.gramotey.com/?last_name=%CB%C0%D0%CE%D8%D4%D3%CA%CE): Максимы. Паскаль Блез: Мысли – желательно использовать издание Эксмо, 2009 г; Письма к провинциалу. (Спб.: 1898) Лабрюйер Жан де: Характеры Лафонтен Жан де: Басни (на Либрусеке: http://lib.rus.ec/b/31301) Любовь Психеи и Купидона. Буало-Депрео Никола Поэтическое искусство. Критика: Барт Р. Расиновский человек // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994. Бахмутский В. Время и пространство во французской классической трагедии XVII века // Бахмутский В. В поисках утраченного. М., 1994. Бордонов Ж. Мольер. М., 1983. Гриб В. Р. Мадам де Лафайет. Расин. Мольер // Гриб В. Р. Избранные работы. М., 1956. Женетт Ж. Змей в пастушеском раю. - Об одном барочном повествовании.// Женетт Ж. Фигуры: В 2-х т. Т.1., М., 1998. Забабурова Н. В. Творчество М. де Лафайет. Ростов-на-Дону, 1985. Забабурова Н. В. Письма мадам де Севинье: новый эпистолярный дискурс // Мировая культура XVII-XVIII веков как метатекст: дискурсы, жанры, стили. СПб, 2002 (на Philology.ru: http://www.philology.ru/literature3/zababurova-02.htm) Кадышев В. Расин. М., 1990. Потемкина Л. Я. Пути развития французского романа в XVII веке. Днепропетровск, 1971. Разумовская М. В. Ларошфуко, автор "Максим". Л., 1971. Стрельцова Г. Я. Блез Паскаль и европейская культура. М., 1994. Тарасов Б. Н. Паскаль. — М., 1979, 1982, 2006.
5. АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII В. Социально-политическое развитие Англии. «Пуританские войны» (английская буржуазная революция). Фигура Кромвеля; пьеса Й. ван ден Вондела «Люцифер». Реставрация. Католицизм и протестантизм в Англии XVII в.; пуританство. «Потерянный рай» Мильтона. Эволюция философской мысли; фигура Ф. Бэкона; английский сенсуализм – Локк, Гоббс, Юм и др. Проблемы периодизации английской литературы XVII в. – маньеризм и Барокко в Англии; переходный характер трагикомедий Шекспира. Театр «младших современников Шекспира»: черная трагедия Уэбстера, Бомонт и Флетчер. Формирование классицизма в Англии; теория гуморов Бена Джонсона. «Самсон-борец» Мильтона. Английская поэзия XVII в.: метафизическая школа; Дж. Донн; поэты-кавалеры. Творчество Мильтона. Английская литература периода Реставрации. Творчество Драйдена.
  Литература к разделу: Современники Шекспира. В 2-х тт., М., 1959 Младшие современники Шекспира, М., 1986. Английская комедия XVII-XVIII веков. М., 1989. Английская лирика первой половины XVII века. М., 1989. Джонсон Бен (в библиотеке Мошкова: http://www.lib.ru/INOOLD/DZHONSON/): Вольпоне – Б.Дж. – представитель английского классицизма. Бомонт Френсис, Флетчер Джон (в библиотеке Мошкова: http://www.lib.ru/INOOLD/BOMONT/; в библиотеке Грамотей: http://www.gramotey.com/?last_name=%C1%CE%CC%CE%CD%D2) Рыцарь пламенеющего пестика Уэбстер (Вебстер) Джон: Герцогиня Амальфи // Современники Шекспира. т. 2, М., 1959. – Самое цитируемое произведение английской литературы. Белый дьявол //Елизаветинцы. Вып. 1, М., 1916; Бертон Роберт: Анатомия меланхолии – единственный на русском языке образец одного из центральных жанров эпохи – анатомии, дающий представление о характерной для XVII века концепции энциклопедизма. Донн Джон (в библиотеке Мошкова: http://www.lib.ru/INOOLD/DONN/): Лирика. – Д. – глава метафизической школы в английской поэзии; Литания Схватка Смерти, или Утешение душе, ввиду смертельной жизни и живой смерти нашего тела – последняя проповедь Д.; проповедническое искусство переживает в XVII веке высочайший взлет; Д. – один из величайших проповедников века; Обращения к Господу в час нужды и бедствий – одно из самых значительных произведений эпохи. Мильтон Джон (в библиотеке Мошкова: http://www.lib.ru/POEZIQ/MILTON/, см. также: http://az.lib.ru/m/milxton_d/; в библиотеке Грамотей: http://www.gramotey.com/?last_name=%CC%C8%CB%DC%D2%CE%CD): Потерянный рай Самсон-борец – классицистическая трагедия на библейский сюжет ставит перед автором ряд сложных и интересных проблем. Беньян Джон (в библиотеке Грамотей: http://www.gramotey.com/?last_name=%C1%C5%CD%DC%DF%CD): Путь паломника – аллегорический «ромэнс», произведение, оказавшее большое влияние на последующую английскую литературу. Критика: Аникст А. Бомонт и Флетчер (введение к двухтомнику драматургов 1965 г. – на Philology.ru: http://www.philology.ru/literature3/anikst-65.htm) Ватченко С. А. У истоков английского антиколониалистского романа. Киев, 1984. Горбунов А. Н. Джон Донн и английская поэзия XVI-XVII веков. М., 1993. Макуренкова С. А. Джон Данн: поэтика и риторика. М., 1994. Решетов В. Г. Английская литературная критика XVI-XVII веков. М., 1984. Чамеев А. А. Джон Мильтон и его поэма "Потерянный рай". Л., 1986.
6. НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII В. Катастрофические последствия Тридцатилетней войны. Специфика социально-политической ситуации в Германии. Мистические и оккультные течения мысли (Беме, Андреа). Специфика немецкого барокко. Тема войны. Классицизм и барокко в немецкой поэзии – М. Опиц и А. Грифиус и их последователи. Специфика немецкой барочной драмы. Немецкий барочный роман. Творчество Гриммельсгаузена.
  Литература к разделу: Беме Якоб: Аврора или утренняя звезда (в библиотеке Грамотей: http://www.gramotey.com/?last_name=%C1%C5%CC%C5) – сплав философии, астрологии и теологии, заявленный в развернутом названии произведения, позволяет говорить о нем как об одном из характерных образцов мышления и мировидения эпохи. Андреэ Иоганн Валентин: Химическая свадьба Христиана Розенкрейца в году 1459 (в библиотеке Грамотей: http://www.gramotey.com/?last_name=%C0%CD%C4%D0%C5%DD) – один из самых интригующих текстов эпохи, трактовавшийся и как эзотерическая алхимическая аллегория, и как манифест розенкрейцеров, и как мистификация. Из немецкой поэзии. Век X - век XX. М., 1979. Немецкая поэзия XVII века в переводах Льва Гинзбурга. М., 1976. Слово скорби и утешения. Народная поэзия времен Тридцатилетней войны 1618-1648 годов. М., 1963: Опиц Мартин – глава классицистического направления в Германии; Грифиус Андреас – один из ярчайших представителей немецкого барокко, не только в поэзии, но и в драматургии; Флеминг Пауль Логау Фридрих фон и др. Гриммельсгаузен Ганс Якоб Кристоффель фон: Симплициус Симплициссимус (в библиотеке Грамотей: http://www.gramotey.com/?last_name=%C3%D0%C8%CC%CC%C5%CB%DC%D1%C3%C0%D3%C7%C5%CD; есть также на Альдебаране, на Литпортале и т.д.) – образец немецкого барочного романа Критика: Михайлов А.В. Вещественное и духовное в стилях немецкой литературы // Михайлов А. В. Языки культуры. Учебное пособие по культурологи. М., 1997. Морозов А. А. "Симплициссимус" и его автор. Л., 1984. Пуришев Б. И. Очерки немецкой литературы. М., 1955. Шаулов С.М. Поэтическая антропология Пауля Флеминга // Барокко и классицизм в истории мировой культуры. СПб., 2001 (на Philology.ru: http://www.philology.ru/literature3/shaulov-01.htm)
7. XVIII В. КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕС-КАЯ ЭПОХА. Границы эпохи – «Спор древних и новых» и Великая французская революция; окончательное оформление новой («модерной») эпистемы. Политические процессы XVIII в.; роль буржуазии. Век Просвещения; идеалы эпохи; Энциклопедия; крупнейшие фигуры (Вольтер, Дидро, Руссо и др.). Философская мысль эпохи; И. Кант. Рационализм и сентиментализм. Становление эстетики: наследие Шефтсбери; Беркли и др. Формирование историзма: Монтескье и Гердер.
  Литература к разделу: XVIII век: литература в системе культуры. М.,1999. XVIII век: Искусство жить и жизнь искусства. М., 2004 XVIII век: женское / мужское в культуре эпохи. М., 2008. Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма // Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996 (на Philology.ru: http://www.philology.ru/literature1/averintsev-89.htm) Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987. Бенишу П. На пути к светскому священнослужению // Новое литературное обозрение. 1995. № 13. Бахмутский В. Я. На рубеже двух веков // Спор о древних и новых. М., 1985. Библер В. С. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант // Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980. Жучков В. А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989. Культура эпохи Просвещения. М., 1993. Лотман Ю. М. Слово и язык в культуре Просвещения // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1. Михайлов А. В. Эстетический мир Шефтсбери // Шефтсбери. Эстетические опыты. М., 1975. Нарский И. С. Пути английской эстетики XVIII века // Из истории английской эстетической мысли XVIII века. М., 1982. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1996. Соловьева Н. А. Новые тенденции в освоении историко-культурных эпох: век XVIII в Англии // Ломоносовские чтения 1994. М., 1994. Фридлендер Г. М. История и историзм в век Просвещения // Проблемы историзма в русской литературе. Л., 1984. Фуко М. Что такое Просвещение? // Вестник Московского университета. Сер.9. Филология. №2., М., 1999 (на Philology.ru: http://www.philology.ru/literature3/fuko-99.htm) Человек эпохи Просвещения. М., 1999.
8. СТИЛИ ЭПОХИ: ПРОСВЕТИ-ТЕЛЬСКИЙ КЛАССИЦИЗМ, СЕНТИМЕНТА-ЛИЗМ, РОКОКО. Специфика Просветительского классицизма; Вольтер о Шекспире; концепция трагедии Вольтера. Рокальные черты в творчестве Вольтера. Проблема стиля рококо. Творчество Мариво. Философские основы сентиментализма; Руссо. Литературные аспекты течения – английский сентиментализм; Стерн и название течения. Сентиментализм и предромантизм. Переходный характер творчества Дидро. Лессинг в контексте эстетических поисков эпохи Просвещения. Предромантические тенденции в литературе XVIII в. Гердер и «Буря и натиск». Готический роман.
  Литература к разделу: Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности // Вопросы литературы. 1986. № 2. Жеребин А. И. Стиль рококо как пространство культуры // ХVШ век: литература в контексте культуры. – М., 1999. Михайлов А. В. Диалектика литературной эпохи. Проблема характера в искусстве: живопись, скульптура, музыка. Античность как идеал и культурная реальность XVIII-XIX веков. Идеал античности и изменчивость культуры. Рубеж XVIII-XIX веков. // Михайлов А. В. Языки культуры. Учебное пособие по культурологи. М., 1997. Михайлов А. Д. Роман Кребийона-сына и литературные проблемы рококо // Кребийон-сын. Заблуждения сердца и ума. М., 1974. Наливайко Д. С. Искусство: направления, течения, стили. Киев, 1981. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М., 1968. Смирнов А.А. Проблема эстетического признания прозы в европейской литературной теории XVIII века // XVIII век: Литература в контексте культуры. М., 1999 (на Philology.ru: http://www.philology.ru/literature3/smirnov-99.htm) Соловьева Н. А. У истоков английского романтизма. М., 1988. Шайтанов И. О. Мыслящая муза. М., 1989. Якимович А. Я. Об истоках и природе искусства Ватто // Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.
9. ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII В. Социально-политическая ситуация во Франции. Философская и научная мысль эпохи. Энциклопедия. Специфика просветительского классицизма; спор «древних» и «новых» – идея прогресса и сомнения в абсолютном характере античных образцов. Прозаические жанры эпохи: Жанровое своеобразие философских повестей Вольтера. Оптимизм в «Кандиде» и философия Лейбница. Вольтер как историк и историзм Монтескье. «Персидские письма» Монтескье и жанр романа в литературе XVIII в. Специфика диалогической прозы Дидро. Жанровое своеобразие романов Руссо. Рольная проза Мариво. Творчество Прево. Эволюция драматических жанров: вольтеровская трагедия; теория драмы Дидро; комедии Бомарше. Парнасская поэзия и творчество А. Шенье.
  Литература к разделу: Лесаж Ален Рене (в библиотеке Грамотей: http://www.gramotey.com/?last_name=%CB%C5%D1%C0%C6; на Либрусеке: http://lib.rus.ec/a/28288): Жиль Блас. Хромой бес Мариво Пьер Карле де Шамблен де – его произведения позволяют составить представление о литературном рококо: Игра любви и случая. Жизнь Марианны. Удачливый крестьянин (на Либрусеке: http://lib.rus.ec/b/123170) Прево Антуан Франсуа (в библиотеке Мошкова: http://www.lib.ru/INOOLD/PREWO/): Манон Леско. История одной гречанки. Монтескьё Шарль Луи (на Либрусеке: http://lib.rus.ec/a/8446): Персидские письма. Вольтер (Аруэ Франсуа-Мари) (в библиотеке Мошкова: http://lib.ru/INOOLD/WOLTER/; а также: http://az.lib.ru/w/wolxter/; на Либрусеке: http://lib.rus.ec/a/13358; в библиотеке Грамотей: http://www.gramotey.com/?last_name=%C2%CE%CB%DC%D2%C5%D0) Кандид. Магомет – вольтеровское переосмысление жанра трагедии; Орлеанская девственница – образец рокальной литературы; Простодушный. Задиг. Дидро Дени (в библиотеке Мошкова: http://www.lib.ru/INOOLD/DIDRO/): Племянник Рамо. Рассуждения о драме. Отец семейства. Побочный сын. Монахиня. Жак-фаталист. Руссо Жан-Жак (в библиотеке Мошкова: http://www.lib.ru/FILOSOF/RUSSO/) Исповедь. (на Koob.ru: http://www.koob.ru/russo/ispoved) Новая Элоиза. Лакло Пьер Амбруаз Франсуа Шодерло де: Опасные связи (в библиотеке Мошкова: http://lib.ru/INOOLD/DELAKLO/opasnye_swyazi.txt). Бомарше (Карон Пьер Огюстен) (в библиотеке Грамотей: http://www.gramotey.com/?last_name=%C1%CE%CC%C0%D0%D8%C5; на Либрусеке: http://lib.rus.ec/a/1463): Севильский цирюльник Женитьба Фигаро. Шенье Андре Мари де: Стихотворения (в библиотеке ImWerden: http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=1155) Критика: Азаркин Н. М. Монтескье. М., 1988. Баскин М. Н. Монтескье. М., 1975. Бахмутский В. В поисках утраченного. М., 1994. Верцман И. Руссо. М., 1970. Гордон Л. С. Поэтика "Кандида" // Проблемы поэтики в истории литературы. Саранск, 1973. Грандель Ф. Бомарше. М., 1979. Гриб В. Р. Аббат Прево и его "Манон Леско" // Гриб В. Р. Избранные работы. М., 1956. Дворцов А. Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980. Дени Дидро и культура его эпохи. М., 1986. Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла. М., 1995. Забабурова Н. В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм). Ростов н/Д, 1992. Забабурова Н. В. Французский философский роман XVIII века: самосознание жанра // XVIII век: литература в контексте культуры. М., 1999. (на Philology.ru: http://www.philology.ru/literature3/zababurova-99.htm) Заборов П. Р. Русская литература и Вольтер. Л., 1968. Кузнецов В. Н. Вольтер. М., 1978. Лотман Ю. М. Руссо и русская культура XVIII - начала XIX века // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. II. Пахсарьян Н. Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 1690-х - 1960-х годов. Днепропетровск, 1996. Разумовская М. В. От "Персидских писем" до "Энциклопедии". Роман и наука во Франции в XVIII веке. СПб, 1994. Разумовская М. В. Становление нового романа во Франции и запрет на роман 1730-х годов. Л., 1981. Эстетика Дидро и современность. М., 1989.
10. АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII В. Социально-политическая ситуация в Англии; «Век диссента» - политическое разномыслие; «Сказка бочки» Свифта. Просветительская мысль и английская философия конца XVII в. Просветительский классицизм в Англии: А. Поуп, С. Джонсон. Специфика «Путешествий Гулливера» Свифта. Размах и разброс антирационалистических тенденций в английской литературе – широкий контекст английского сентиментализма. Фольклоризм, «Песни Оссиана» Макферсона и творчество Р. Бернса в этой перспективе. Сентименталистская лирика (Грей, Юнг и др.) – начало разрушения риторической системы. Английский роман XVIII в. и формирование европейского романа Нового времени. Новаторство и традиционализм в «Робинзоне Крузо» Дефо – новый уровень плотности детализации, идея «бремени белого человека» и аллегорический общий смысл романа. «Моль Фландерс» как переосмысление плутовского романа. Архаичность и новаторство романов Ричардсона. Творчество Филдинга: театральное начало – особенности бытования английского театра XVIII в., «Опера нищего» Гея; комедии Конгрива и Шеридана. Развенчание воровской романтики в «Истории покойного Джонатана Уайльда великого»; полемика с Ричардсоном в «Истории Джозефа Эндрюса». Типология романа в «Истории Тома Джонса-найденыша». Филдинг и Сервантес. Творчество Смолетта. Новаторство Л. Стерна; понятие «сентиментальный» в его трактовке; переосмысление романного жанра. Готический роман, как реакция и на просветительский рационализм, и на новый английский роман (Х. Уолпол).
  Литература к разделу: Поуп Александр (в библиотеке Мошкова: http://www.lib.ru/POEZIQ/POUP/; а также: http://az.lib.ru/p/poup_a/) – представитель английского просветительского классицизма: Опыт о критике. Похищение локона. Дефо Даниэль (в библиотеке Мошкова: http://lib.ru/PRIKL/DEFO/): Робинзон Крузо Молль Флендерс. – для английской традиции роман не менее важный, чем Робинзон. Свифт Джонатан (в библиотеке Мошкова: http://az.lib.ru/s/swift_d/; в библиотеке Грамотей: http://www.gramotey.com/?last_name=%D1%C2%C8%D4%D2): Сказка бочки. Путешествие Гулливера. Дневник для Стеллы – интересен как с точки зрения содержательного наполнения, так и с точки зрения жанра. Филдинг Генри (в библиотеке Мошкова: http://www.lib.ru/INOOLD/FILDING/): История Тома Джонса, найденыша. Приключения Джозефа Эндрюса. – роман, в котором наиболее полно раскрываются стремление Ф. продолжить сервантесовскую традицию; История покойного Джонатана Уайлда великого – филдинговская реплика на «ньюгейтский роман» Амелия – самый автобиографичный из романов Ф. Смоллет Тобайас Джордж (в библиотеке Мошкова: http://www.lib.ru/INOOLD/TOBAJS/; в библиотеке Грамотей: http://www.gramotey.com/?last_name=%D1%CC%CE%CB%CB%C5%D2) Приключения Перегрина Пикля. Приключения Родерика Рэндома. Путешествие Хамфри Клинкера. Стерн Лоренс (в библиотеке Мошкова: http://www.lib.ru/INOOLD/STERN): Сентиментальное путешествие. Жизнь и мнения Тристрам Шенди, джентльмена. Готический роман: Уолпол Хорас (Гораций) (в библиотеке Мошкова: http://www.lib.ru/INOOLD/UOPOL/): Замок Отранто Иероглифические сказки Бекфорд Уильям: Ватек (в библиотеке Грамотей: http://www.gramotey.com/?last_name=%C1%C5%CA%D4%CE%D0%C4) Бернс Роберт (в библиотеке Мошкова: http://www.lib.ru/POEZIQ/BERNS/; а также: http://az.lib.ru/b/berns_r/): Стихотворения. Шеридан Ричард Бирнсли (в библиотеке Мошкова: http://lib.ru/INOOLD/SHERIDAN/; в библиотеке Грамотей: http://www.gramotey.com/?last_name=%D8%C5%D0%C8%C4%C0%CD): Школа злословия. Гей Джон: Опера нищего (в библиотеке Мошкова: http://www.gramotey.com/?last_name=%D8%C5%D0%C8%C4%C0%CD) Критика: Атарова К. Н. Лоренс Стерн и его "Сентиментальное путешествие". М., 1988. Васильева Т. Александр Поп и его политическая сатира. Кишинев, 1979. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966. Кагарлицкий Ю. И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения. М., 1987. Колесников Б. И. Роберт Бернс. М., 1967. Лабутина Т. Л. У истоков современной демократии. М., 1994. Левидов М. Путешествие в некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Д. Свифта. М., 1986. Маршова Н. М. Шеридан. М., 1978. Муравьев В. Путешествие с Гулливером. М., 1986. Роджерс П. Генри Филдинг. М., 1984. Сидорченко Л. В. Александр Поуп. В поисках идеала. Л., 1987. Соколянский М. Г. Творчество Генри Филдинга. Киев, 1975. Урнов Д. М. Дефо. М., 1977. Шервин О. Шеридан. М., 1978.
11. НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII В. Специфика германской ситуации в XVIII в.: раздробленность германских княжеств, культурная пестрота, подверженность внешним (французским) влияниям – просветительский классицизм Готшеда. Значение фигуры Лессинга: задача формирования национального театра («Гамбургская драматургия»), борьба против французского влияния; драматургическое новаторство Лессинга; «Лаокоон» в контексте эстетических представлений эпохи. Виланд как переводчик Шекспира; Клопшток и немецкий сентиментализм. Гердер и специфика немецкого историзма. «Буря и натиск» в контексте предромантизма. Штюрмерский период творчества Гете и Шиллера. «Шекспиризм» Гете; «Страдания юного Вертера» как сентименталистский роман; «Избирательное сродство» и романтизм; своеобразие дилогии о Вильгельме Мейстере; драматургия Гете – поиск нового конфликта («Гец фон Берлихинген» и др.) и идеальная классицистическая форма («Ифигения в Тавриде»); лирика Гете. Философское содержание и своеобразие формы «Фауста». Сентименталистские и предромантические тенденции творчества Шиллера; эстетика Шиллера; Шиллер и Кант; драматургия Шиллера.
  Литература к разделу: Лессинг Готхольд Эфраим: Лаокоон – теоретический трактат, разводящий живопись и поэзию; Гамбургская драматургия – размышления Л. о театре; Эмилия Галотти. Минна фон Барнхельм. Натан Мудрый. Виланд Кристоф Мартин – представитель рококо: История абдеритов (в библиотеке Грамотей: http://www.gramotey.com/?last_name=%C2%C8%CB%C0%CD%C4) Гердер Иоган Готфрид: Шекспир. Извлечение из переписки об Оссиане и о песнях древних народов. Гете Иоганн Вольфганг фон (в библиотеке Мошкова: http://lib.ru/POEZIQ/GETE/; в библиотеке Грамотей: http://www.gramotey.com/?last_name=%C3%C5%D2%C5; на Либрусеке: http://www.gramotey.com/?last_name=%C3%C5%D2%C5): Фауст. Лирика. Баллады. Страдания юного Вертера. Годы учения Вильгельма Мейстера. Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся. Избирательное сродство. Эгмонт. Гец фон Берлихинген. Ифигения в Тавриде. Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих фон (в библиотеке Мошкова: http://az.lib.ru/s/shiller_i_k/; на Либрусеке: http://lib.rus.ec/a/11272; в библиотеке Грамотей: http://www.gramotey.com/?last_name=%D8%C8%CB%CB%C5%D0) Лирика. Баллады. Разбойники. Мария Стюарт. Коварство и любовь. Заговор Фиеско в Генуе. Дон Карлос. Валленштейн. Вильгельм Телль. О наивной и сентиментальной поэзии. Письма об эстетическом воспитании человека. Критика: Абуш А. Шиллер. М., 1964. Аверинцев С.С. Гете и Пушкин // Новый мир, 1999, №6 (на Philology.ru: http://www.philology.ru/literature2/averintsev-99.htm) Аникст А. А. Гете и "Фауст". М., 1983. Аникст А. Творческий путь Гете. М., 1986. Бент М. "Вертер, мученик мятежный...". Биография одной книги. Челябинск, 1997. Верцман И. Эстетика Гете // Верцман И. Проблемы художественного познания. М., 1967. Вильмонт Н. Достоевский и Шиллер. М., 1984. Волгина Е. И. Эпические произведения Гете 1790-х годов. Куйбышев, 1981. Гетевские чтения. 1984. М., 1986. Гетевские чтения. 1991. М., 1991. Гетевские чтения. 1993. М., 1993. Гулыга А. В. Гердер. М., 1975. Данилевский Р. Ю. Виланд в русской литературе // От классицизма к романтизму. Л., 1970. Жирмунский В. М. Гете в русской литературе. Л., 1982. Жирмунский В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972. Конради К. О. Гете. Жизнь и творчество: В 2 т. М., 1987. Ланштейн П. Жизнь Шиллера. М., 1984. Лессинг и современность. М., 1981. Либинзон З. Е. Фридрих Шиллер. М., 1990. Лозинская Л. Ф. Шиллер. М., 1990. Михайлов А. В. Стилистическая гармония и классический стиль в немецкой литературе. Гете и поэзия Востока. Глаз художника (художественное видение Гете) // Михайлов А. В. Языки культуры. Учебное пособие по культурологи. М., 1997. Свасьян К. А. Иоганн Вольфганг Гёте, М., 1989. Свасьян К. А. Философское мировоззрение Гете. М., 2001; в электронном виде: http://www.rvb.ru/swassjan/toc_goethe.htm; также доступна для скачивания на сайте KooB.ru по адресу: http://www.koob.ru/svasyan_k/fil_mirovozz_gete Стадников Г. В. Лессинг. Литературная критика и художественное творчество. Л., 1987. Тронская М. Л. Немецкая сатира эпохи Просвещения. Л., 1962. Тронская М. Л. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения. Л., 1965. Тураев С. В. Гете и формирование концепции мировой литературы. М., 1989. Тураев С. В. "Дон Карлос" Шиллера: проблема власти // Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995. Шиллер. Статьи и материалы. М., 1966. Шиллер Ф. П. Фридрих Шиллер. Жизнь и творчество. М., 1955.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: