Методика расчета эксплуатационных показателей МТА

Расчет эксплуатационных показателей МТА, которые указаны в задачах данной работы, проводят для каждого состояния почвы на заданных рабочих скоростях движения МТА по формулам (1.1… 1.30), используя данные технических характеристик тракторов.

Касательную силу на ведущих колесах (звездочках) трактора рассчитать по формуле:

, (1.1)

где Pкн – номинальная касательная сила тяги трактора, кН;

Nне – номинальная эффективная мощность двигателя, кВт;

iо – общее передаточное число трансмиссии;

ηмг – КПД трансмиссии и движителя;

rк – радиус ведущего колеса (ведущей звездочки), м;

nн – номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин.

КПД трансмиссии и движителя трактора рассчитать по формуле (1.2) или принять равным

, (1.2)

где η ц, η к, η г – соответственно КПД пар цилиндрических, конических шестерен и гусеничной цепи;

m, n – количество пар цилиндрических и конических шестерен, находящихся в зацеплении при работе на данной передаче (определяется из кинематической схемы трансмиссии трактора).

Радиус колеса вычислить с учетом усадки шины по формуле:

, (1.3)

где ro – радиус шины ведущего колеса, свободного от нагрузки, м (приложение 6);

Кш – коэффициент усадки шины (Кш = 0,95... 0,98).

Для гусеничных тракторов rк равняется радиусу начальной окружности ведущей звездочки r0.

Силу сцепления ходового аппарата трактора с почвой рассчитать по формуле:

, кН, (1.4)

где Gсц – сцепной вес трактора, кН;

μ – коэффициент сцепления ходового аппарата с почвой (приложение 2).

Сцепной вес гусеничных тракторов и колесных с двумя ведущими мостами при работе в составе МТА на горизонтальной местности равен весу трактора, а при наличии подъемов (склонов) вычислить по формуле:

, (1.5)

где mтр – масса трактора, т;

g – ускорение свободного падения, м/с2;

α – угол подъема (спуска), град. Для всех вариантов принять α=3°.

У колесных тракторов с одной ведущей осью сцепной вес при движении по склону:

. (1.6)

Движущую агрегат силу Рдв для всех вариантов определяют с учетом работы МТА.

При достаточном сцеплении движителей трактора с почвой, когда сила сцепления Рсц больше номинальной касательной силы Pкнсц Pкн), движущая агрегат сила будет равна номинальной касательной, то есть:

Рдв = Pкн. (1.7)

При недостаточном сцеплении движителей трактора с почвой, когда сила сцеплении Рсц меньше номинальной касательной силы Pкнсц < Pкн), движущая агрегат сила будет равна силе сцепления трактора, то есть:

Рдв = Pсц. (1.8)

В этом случае при работе трактора в составе МТА мощность двигателя используется не полностью.

Таким образом, в зависимости от условий работы МТА величина движущей силы трактора находится в пределах:

Pкн Рдв Pсц.

При недостаточном сцеплении, когда Pсц < Pкн, потеря касательной силы тяги ∆Р к будет равна:

∆Р к = Pкн – Pсц, кН. (1.9)

Усилие, затрачиваемое на передвижение трактора, рассчитать по формуле:

, кН, (1.10)

где fтр – коэффициент сопротивления передвижению трактора (приложение 2).

Усилие, затрачиваемое на подъем (спуск) трактора Рα, определить по формуле:

, кН. (1.11)

Тяговое усилие трактора рассчитать из уравнения тягового баланса трактора в составе МТА по формуле:

, кН. (1.12)

Здесь возможны два варианта расчета усилия на крюке трактора:

1. Сцепление ходового аппарата трактора с почвой достаточно (поверхностный слой почвы прочный), т.е.

Pсц Pкн и Рдв = Pкн,

тогда

, кН. (1.13)

2. Сцепление ходового аппарата трактора с почвой недостаточно. В этом случае

Pсц < Pкн и Рдв = Pсц,

тогда

, кН. (1.14)

Фактически используемая мощность двигателя, исходя из условий сцепления ходового аппарата трактора с почвой, может быть определена также по двум вариантам:

1. Достаточное сцепление

, (1.15)

2. Недостаточное сцепление

. (1.16)

Рабочую скорость движения МТА рассчитать по формуле:

, (1.17)

где Vр – рабочая скорость агрегата, м/с;

d – величина буксования движителей трактора, %.

Значение d, соответствующее Pкрн на каждой передаче, берут из тяговой характеристики трактора, близкой к заданным почвенным условиям в соответствии с приложением 1.

Недоиспользуемую номинальную мощность двигателя определить:

1. При достаточном сцеплении движителей трактора с почвой

. (1.18)

2. При недостаточном сцеплении движителей трактора с почвой

. (1.19)

Рассчитать потери мощности в трансмиссии трактора. Здесь опять же возможны два случая:

1. При достаточном сцеплении

. (1.20)

2. При недостаточном сцеплении

. (1.21)

Потери мощности на передвижение трактора:

, кВт. (1.22)

Потери мощности на буксование трактора. В этом случае также необходимо рассмотреть два случая:

1. При достаточном сцеплении движителей трактора с почвой

, кВт. (1.23)

2. При недостаточном сцеплении

, кВт. (1.24)

Потери мощности на подъем трактора:

, кВт. (1.25)

Мощность на крюке трактора рассчитать из баланса мощности трактора:

1. При достаточном сцеплении

, кВт. (1.26)

2. При недостаточном сцеплении

, кВт. (1.27)

Потери крюковой мощности при недостаточном сцеплении движителей с почвой находят по выражению:

. (1.28)

Баланс мощности можно записать в двух вариантах:

, (1.29)

. (1.30)

1.3 Построение графиков тягового и мощностного
балансов МТА

График тягового баланса МТА (рис.1) строят для различных состояний поля (заданных типов агрофона и значений коэффициента сцепления μ) при работе на трех передачах. При построении графика тягового баланса следует по оси ординат отложить в данном масштабе все величины сил, составляющих тяговый баланс, и указать их в конкретных числах. В соответствующем масштабе на оси абсцисс отмечают значения коэффициента сцепления μ для каждого состояния поля (агрофона).

На рисунке 1 показан график тягового баланса МТА для условий достаточного сцепления (μ > 0,8) и недостаточного сцепления
(μ < 0,8). При достаточном сцеплении линия Рсц будет проходить выше линии Pкн, а при недостаточном сцеплении линия Рсц будет расположена ниже линии Pкн.

Для любого варианта должна быть установлена величина μ, при которой Pкн = Рсц. Для этой цели линии Рсц и Pкн должны быть продлены до их пресечения и найдено искомое значение μ.

При построении графика баланса мощности в функции скорости движения МТА следует по оси ординат указать все величины, составляющие баланс мощности, отложить их в одном масштабе и указать конкретные значения. По оси абсцисс строятся шкалы действительных рабочих скоростей Vр движения МТА на заданных передачах.

На рисунке 2 показан пример графика баланса мощности агрегата. Потери мощности в трансмиссии Nтр почти не зависят от скорости движения МТА и ориентировочно считаются величиной постоянной. Мощность на самопередвижение МТА Nf составляет значительную величину, особенно при движении его на высоких скоростях.

Мощность, расходуемая на буксование Nб трактора, находится в обратной зависимости от скорости движения МТА. Мощность, затрачиваемая на преодоление трактором подъема Na, прямо пропорциональна скорости движения МТА.

Рисунок 1 – Тяговый баланс МТА на … передаче

Рисунок 2 – Баланс мощности МТА на … передаче (агрофон – …)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: