Упражнение 12. «Лягушки»

Направлено на развитие координации движений, умения подчиняться словесной инструкции, формирование чувства ритма, снятие излишней двигательной активности, сплочение группы.

Это упражнение также рассчитано на дошкольников. Дети садятся на корточки. По сигналу взрослого они начинают прыгать, изображая лягушек, и приговаривают все вместе:

Две лягушечки с утра

Съесть хотели комара.

Дав детям попрыгать, взрослый останавливает их и говорит:

Комары все улетели,

И лягушки их не съели.

Дети встают и все вместе пляшут, взявшись за руки и припевая:

Тара‑ра, тара‑ра,

Веселиться всем пора.

2.11. АРТ‑ТЕРАПИЯ

Термин «арт‑терапия» был впервые использован А. Хиллом в 1938 г. и вскоре получил широкое распространение (Рудестам, 2001). Первоначально так называли различные методы использования с терапевтическими целями всех видов искусства и творческой деятельности. Медицинское или психотерапевтическое применение арт‑терапии предполагает основательные профессиональные знания соответствующих отраслей медицины и психологии. В настоящее время различные ее формы широко используются в детской психотерапии и специальной (коррекционной) педагогике. Постепенно обособляется педагогическая арт‑терапия. Это направление имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность. На первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации. В педагогической интерпретации арт‑терапия понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

В системе образования проведение арт‑терапевтической работы, причем не только с детьми, но и в педагогическом коллективе, имеет широкий спектр показаний, в том числе:

1. негативная «Я‑концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;

2. трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;

3. чувства эмоционального отвержения, одиночества, стрессовые состояния, депрессия;

4. неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, враждебность к окружающим.

Арт‑терапевтические занятия эффективны при нарушенной адаптации, в качестве психологической помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении.

Арт‑терапия позволяет получить доступ к переживаниям ау‑тичных детей и корректно помочь им. Такие дети погружены в себя, и любое вмешательство в их мир может вызвать сильную тревогу, а зачастую и агрессивные реакции. Исключением является коммуникация на символическом уровне посредством визуальных образов.

Доказаны преимущества арт‑терапевтической работы с детьми и взрослыми, подвергавшимися насилию или имеющими какой‑либо другой травматический опыт. В частности, глубоко исследована проблема сексуального насилия, определены некоторые универсальные символы в качестве «графических индикаторов» травмирующих ситуаций.

С точки зрения К. Тисдейл, задача арт‑терапевтической работы – побудить участников группы учиться посредством того опыта, который ранее не был ими осознан, «вскрывать» логику и доводы тех или иных ранее не осознаваемых поступков. Чем более понятным человек станет для себя самого, чем лучше постигнет эффекты воздействия собственной личности на окружающих, тем более он будет способен к осмыслению возможных отклонений в своем поведении (Копытин, 2000).

Среди описанных многочисленными специалистами позитивных эффектов применения арт‑терапии для работы с детьми перечислим научно аргументированные и наиболее значимые.

Арт‑терапия:

1. Создает положительный эмоциональный настрой в группе.

2. Облегчает процесс коммуникации со сверстниками, родителями, педагогами, другими взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии.

3. Укрепляет культурную идентичность ребенка, способствует преодолению языкового барьера, особенно в многонациональных коллективах.

4. Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким‑либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

5. Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме, позволяет проработать подавленные мысли и эмоции. Работа над рисунками, картинами, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций.

6. Развивает чувство внутреннего контроля, создает условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулирует развитие сенсомоторных навыков, функций правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и невербальные способы коммуникации.

7. Содействует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

8. Облегчает адаптацию к повседневной жизни и занятиям в школе. Снижает связанные с обучением утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления.

9. Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

10. Позволяет выстраивать отношения, основанные на любви и

взаимной привязанности, и тем самым компенсировать их

возможное отсутствие в родительском доме.

В арт‑терапии диагностический и собственно терапевтический процессы протекают одновременно посредством увлекательного спонтанного творчества. В результате легче устанавливаются эмоциональные, доверительные коммуникативные контакты между сторонами, включенными в диагностический процесс. Это особенно значимо в работе с детьми. Психика ребенка крайне неустойчива, эмоциональная сфера чрезвычайно лабильна. Младшие школьники часто относятся к традиционным методам анализа как к игре или, напротив, как к чему‑то неприятному и пугающему или интуитивно стараются найти правильный ответ. Их реакции могут носить подражательный или защитный характер. Все это снижает достоверность полученных данных (Собчик, 2003).

В терапевтическом рисовании ситуация диагностики менее заметна; как правило, она не осознается участниками любого возраста и не провоцирует защитных реакций.

В групповой арт‑терапевтической работе приоритетными задачами являются:

1. создание атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки;

2. побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, предоставлению обратной связи, самоанализу и анализу групповых ситуаций;

3. формирование значимых групповых норм взаимодействия, развитие социализации, улучшение межличностных отношений.

Оптимальное число участников группы – от трех до пятнадцати человек. Арт‑терапевтическое пространство организуется в соответствии с целями и содержанием работы. Если основная цель занятия – коррекция каких‑либо нарушений в эмоциональной или волевой сфере личности, предпочтительны однородные по составу группы. Организация гетерогенных групп допустима, когда это не вредит эмоциональному самочувствию и психическому здоровью участников.

Занятия могут быть структурированными или неструктурированными.

Для первых характерна заданность темы и/или изобразительных средств. Однако содержание творческой деятельности, форма воплощения задуманного, темп работы определяются самим участником.

На неструктурированных занятиях участники самостоятельно выбирают тему, материалы, инструменты.

На занятиях часто используются музыка, пение, движение, танец, драма, поэзия, сочинение историй и т. д. Такие формы арт‑терапии, сочетающие различные способы творческого самовыражения, принято называть мультимедийными.

В структуре каждого занятия можно выделить две основные части.

Первая – невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения – рисунок (живопись).

Вторая – вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает вербальную интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций.

В арт‑терапии сложились различные подходы к отбору и классификации тем для занятий. Общепризнана классификация, предложенная Liebmann (1996):

1. темы, связанные с освоением изобразительных материалов;

2. общие темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы;

3. темы, связанные с исследованием системы отношений, образа «Я»;

4. темы, имеющие особую значимость при парной работе участников группы, а также темы, предназначенные для работы с семьями;

5. темы для совместной изобразительной деятельности участников группы.

Так, темы «Добро и зло», «Черное и белое», «День и ночь», «Судьба» позволяют развивать коммуникативные навыки, преодолевать социальную отчужденность, выстраивать гармоничные взаимоотношения с коллективом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: