Техника 2. «Яблоко»

Большинство людей хотя бы раз в жизни срывали яблоко с дерева, а если и нет, визуальный образ срывания яблока существует в их воображении. Это лежит в основе техники, разработанной арт‑терапевтами Л. Гантт и К. Табон (Лебедева, 2003).

Материалы: бумага формата А4, набор фломастеров или карандашей (12 цветов, включая серый и черный).

Обычно эта проективная методика рассматривается с позиций анализа графических признаков изображения.

Инструкция к заданию – «нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева» – предоставляет участникам высокую степень свободы и позволяет моделировать предложенную ситуацию по собственному желанию. Это означает, что проблема и уровень трудности ее решения, по сути, задаются самим исполнителем рисунка. К примеру, можно вообразить и нарисовать любое дерево подходящей высоты, достаточное количество яблок на нем, растущих настолько низко, как это необходимо для элементарного решения задачи, а также человека соответствующего роста.

Разнохарактерные рисунки формально могут быть систематизированы по следующим признакам:

1. по содержанию (сюжету), наличию заданных инструкцией объектов (человек, дерево, яблоко), полноте или фрагментарности изображения этих объектов;

2. по способу действия (что изображено – подготовка к действию, само действие или конечный результат?);

3. по результату (какие усилия приложены человеком для достижения цели, насколько успешен результат – сорвано ли яблоко?). Анализ рисунка по этой методике дает представление о доминирующих способах достижения целей или особых сочетаниях стратегий, образующих определенный стиль принятия решений. Это, в свою очередь, определяет индивидуальные достижения, а также результаты взаимодействия с другими людьми.

ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ В ГРУППЕ АРТ‑ТЕРАПИИ

Каждое из предложенных занятий является многоцелевым и может стать основой для системы арт‑терапевтической работы с одной из наиболее часто встречающихся личностных проблем, связанных с возрастными кризисами: страхами, тревожностью, агрессивностью, застенчивостью, проблемами общения, внут‑ригруппового взаимодействия, взаимоотношений с окружающими и многими другими. Предлагаемые ниже занятия взяты из работ (Рудестам, 2001; Лебедева, 2003).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: