Техника 2. «Рисуем круги»

Это занятие подходит для начала и завершения курса арт‑те‑рапевтической работы. Оно способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, способствует формированию групповой сплоченности.

Оптимальное число участников – 14–16 человек (две малые группы). Арт‑терапевтическое пространство организуется следующим образом: два больших стола (можно составить ученические парты), вокруг которых расставлены стулья, и стол психолога.

Материалы: листы бумаги формата А4; два рулона – по одному на каждый стол – обоев или плотной оберточной бумаги длиной около двух метров каждый, без соединительных швов; достаточное количество разнообразных изобразительных материалов: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Каждый участник сам выбирает изобразительные средства.) Для младших школьников желательны нарукавники, фартуки, халаты.

Настройка – упражнение «Рисунок по кругу». Каждая группа получает по одному листу бумаги (А4); первый участник рисует на листе незатейливую картинку или просто цветовые пятна и передает эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к первому автору.

После выполнения упражнения обсуждается первоначальный замысел, участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка, которая какое‑то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве».

Это упражнение может выявить сильные противоречия в группе, вызвать агрессивные чувства, обиду. Поэтому арт‑терапевт должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.

Индивидуальная работа. Займите место за одним из столов. При желании вы можете пересесть на другое место, свободно передвигаться вокруг стола и рисовать на любой части бумажного полотна.

Нарисуйте на большом полотне кружок такого размера и цвета, какой вам хочется. Нарисуйте рядом с ним еще один‑два круга, любого размера и цвета. Отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.

Те, кто не удовлетворен результатами работы и хотел бы изменить (уточнить, подправить) вид, цвет, положение своих кругов в пространстве бумажного полотна, могут сделать еще один или несколько рисунков.

Обведите нарисованные вами группы кругов контурами. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги.

Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами – придайте им индивидуальность.

Коллективная работа. Походите вокруг листа‑картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам хочется дорисовать что‑нибудь в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться.

С согласия авторов вы можете написать добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других!

Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и т. д. Перед этим договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.

Этап вербализации и рефлексивного анализа. Группы прикрепляют получившиеся картины‑полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, при желании зачитывает вслух то, что ему написали другие участники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: