Техника 10. «Я леплю из пластилина»

Упражнения, предлагаемые в этом занятии, способствуют снятию мышечных зажимов, развитию пространственного и творческого воображения, спонтанности в выражении чувств, располагают к двигательной и эмоциональной разрядке.

Пластические материалы – действенное средство в арт‑терапии гнева, агрессии, страхов, тревожности, замкнутости. Лепка эффективна в помощи гиперактивным детям. Индивидуальная творческая работа отвечает потребности субъекта в сохранении личностной идентичности и независимости. Цель совместной творческой работы заключается в достижении взаимопонимания и сотворчества «скульпторов».

Материалы: пластилин, глина, листы картона А4, гуашь, акварель, мелки. Веревки длиной 1–1,5 м. Аудиозаписи музыкальных композиций и проигрыватель.

Настройка. Сложите на полу из веревки букву, с которой начинается ваше имя. Пройдите по ней пальцами, ладонями, затем кулаками, локтями, ногами. С разрешения других участников «походите» по их буквам. Будьте осторожны и бережны.

Создайте «телесные» буквы с помощью своих рук, ног, тела. Попробуйте выполнить это задание стоя и лежа на полу.

Объединитесь в пары, а затем – в малые группы, по 3–5 человек, и создайте сообща телесные образы букв, слов.

Возьмите кусок пластилина любого цвета и вылепите из него заглавную букву своего имени в образе человечка.

Индивидуальная работа. Каждому участнику предлагается взять в руки кусок подготовленной глины (размер куска каждый выбирает сам) и прогуливаться в любом темпе по кабинету, разминая глину в руках. Через несколько минут арт‑терапевт включает мелодичную композицию и просит участников, не прерывая движения, спонтанно, не задумываясь над результатом, придать бесформенному куску глины какой‑либо образ. Далее, продолжая перемещаться в пространстве кабинета, участники рассматривают работы друг друга с целью найти созвучный («комплементарный») образ и по этому признаку образовать пары для дальнейшего творческого взаимодействия. Этап завершается обсуждением.

Работа в парах или малых группах (до пяти человек). Участники создают из своих фигур общую композицию, придумывают ей сюжет, название, договариваются о форме презентации изобразительного продукта.

Заключительный этап. Участники создают выставку своих работ и по очереди представляют их, делятся впечатлениями от работы в парах, опытом самопознания, открытиями в себе самом и в партнере, сделанными в процессе творческого взаимодействия. Затем участники могут письменно предоставить обратную связь друг другу. Для этого у каждой композиции оставляют чистый лист бумаги, на котором желающие предлагают авторам собственный вариант названия и/или прочтения продуктов совместного творчества. Последующий анализ полученной информации, как правило, позволяет прояснить и осознать скрываемые чувства, переживания, актуализировать травматический опыт, побудить к размышлениям, самоисследованию, личностному росту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: