Сказкотерапия – это:
1. лечение сказками, совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в его душе и являются в данный момент психотерапевтическими;
2. поиск смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;
3. образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, перенос сказочных смыслов в реальность;
4. активизация ресурсов, потенциала личности;
5. экологическое воспитание детей;
6. объективизация проблемных ситуаций;
7. улучшение внутреннего и окружающего мира;
8. терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта; а главное, в ней появится чувство защищенности и аромата. Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:
1. Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.
2. Неопределенность места действия главного героя.
3. Образность, метафоричность языка; сказка – это кладезь мудрости.
|
|
4. Победа Добра. Психологическая защищенность.
5. Наличие Тайны и Волшебства.
Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки, – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В этом смысле противоположностью сказки является басня. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории вытекают одно из другого не только по законам логики, но и по законам мифа, близким к законам подсознания, вследствие чего ребенок легче воспринимает и усваивает причинно‑следственные связи, существующие в этом мире.
«в некотором царстве, в некотором государстве». Нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю.
Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был. Детям легче перенести себя за тридевять земель, чем, скажем, в город Брянск.
Главный герой в сказке – собирательный образ. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. в сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом – все это «закодировано» в образах сказки.
Например, в сказках главный герой часто оказывается на распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. в реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого – что выбрать из одежды – до жизненно важного – как жить дальше. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.
|
|
Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по‑другому. Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.
Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым. Многие детские вопросы ставят родителей в тупик. Не так‑то просто объяснить ребенку, почему все происходит так, как происходит, и «что такое хорошо, а что такое плохо». Наблюдая за судьбами героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует свою картину мира, и в зависимости от нее ребенок будет воспринимать разные ситуации и действовать различным образом.
Обязательный для сказки хороший конец дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе.
Ореол тайны и волшебства – это качество, свойственное волшебным сказкам. Волшебная сказка – как живой организм: в нем все дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место другого. Эта способность человека почувствовать нечто, что отличается от него самого, позволяет ему ощутить многогранность мира и свое единство с ним. Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
Сказки, и коллективные (народные) и индивидуальные (авторские), отражают культуру и мировоззрение своего народа. Африканские сказки не похожи на русские или французские, восточные сказки отличаются от европейских. Через сказки разных народов ребенок имеет возможность познать жизнь и взгляд на мир в разных уголках Земли. В сказках обычно передается самое сокровенное и характерное для нации. Поэтому ребенок может проникнуть во внутренний мир и образ мыслей человека, живущего в другой части света. Это, в свою очередь, может помочь ребенку научиться понимать людей, живущих в других странах.
Поскольку сказка – многогранный материал, ее можно применять в психологической работе, используя тот ракурс, который наиболее соответствует психокоррекционным и психодиагностическим целям.
Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказывать. Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, однако рассказывание сказок как направление сказкотерапии имеет свои особенности и формы. Можно выделить несколько направлений сказкотерапии.
|
|
Взрослый от третьего лица рассказывает новую или известную сказку. в этом случае важны актерские умения и навыки. Рассказывая сказку, важно выстроить перед своим мысленным взором образный ряд повествования; вжиться в героев сказки и передать их интонации; вовремя делать паузы и смысловые акценты.
Интерпретация сказок (аналитический метод). В этом случае акцент делается соответственно на умственную, когнитивную, ментальную сферу психики человека. Цель метода – осознание того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, конструкцией сюжета.
Групповое рассказывание сказок, когда рассказчиком является группа детей (или подростков), возможно в различных вариантах. Взрослый может сам участвовать в рассказе или осуществлять минимальное руководство процессом.
Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Чем меньше возраст детей в группе, тем больше необходимо участие взрослого.
Придумывание продолжения к известной сказке. После того как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение (или другой конец), причем последний рассказчик должен закончить сказку.
Групповое придумывание сказки. Кто‑то начинает говорить первую фразу (например: «В некотором царстве, в некотором государстве»), следующий участник группы присоединяет одну или две фразы и так далее.
Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки (может проводиться как в группе, так и индивидуально). Участники группы выбирают сказку, которую они собираются рассказывать, и распределяют персонажи сказки между собой. Причем персонажи, от имени которых будет рассказываться сказка, могут быть разнообразными.
|
|
Переделка известной сказки. Пересказывая или переписывая сказку заново, ребенок или подросток сам выбирает наиболее соответствующие его внутреннему состоянию повороты сюжета и конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения. В этом – психокор‑рекционный смысл переделки сказок. Переписывание любимых сказок детства может быть полезно в том случае, если любимая сказка стала жизненным сценарием и не дает человеку свободно и осознанно строить свою жизнь.
Кукольный спектакль. Слушая или читая сказку, ребенок или взрослый проигрывает ее в своем воображении, представляет себе место действия и образы героев. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование в психологических целях постановка кукольного спектакля по содержанию сказки. «Оживляя» куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным. При этом он получает оперативную недирективную обратную связь в ответ на свои действия. Влияние сказкотерапии на развитие личности ребенка будет более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» – нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает ребенка действовать в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Путешествуя по Сказочной стране, ребенок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем‑то ссориться, производить вокруг себя разрушения – сказка исчезнет, а вместе с ней могут погибнуть и добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и по воле взрослого.
Приведенный ниже курс занятий взят из работы (Грабенко и др., 2004). Он адресован детям в возрасте 5–13 лет и посвящен исследованию эмоций детей. Формулировки инструкций здесь даны для занятий с группой, но этот тренинг легко адаптировать и для индивидуальной работы с ребенком.