Тренинг по сказкотерапии «волшебная страна внутри нас»

Сказкотерапия – это:

1. лечение сказками, совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в его душе и являются в данный момент психотерапевтическими;

2. поиск смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;

3. образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, перенос сказочных смыслов в реальность;

4. активизация ресурсов, потенциала личности;

5. экологическое воспитание детей;

6. объективизация проблемных ситуаций;

7. улучшение внутреннего и окружающего мира;

8. терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта; а главное, в ней появится чувство защищенности и аромата. Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:

1. Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

2. Неопределенность места действия главного героя.

3. Образность, метафоричность языка; сказка – это кладезь мудрости.

4. Победа Добра. Психологическая защищенность.

5. Наличие Тайны и Волшебства.

Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки, – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В этом смысле противоположностью сказки является басня. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории вытекают одно из другого не только по законам логики, но и по законам мифа, близким к законам подсознания, вследствие чего ребенок легче воспринимает и усваивает причинно‑следственные связи, существующие в этом мире.

«в некотором царстве, в некотором государстве». Нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю.

Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был. Детям легче перенести себя за тридевять земель, чем, скажем, в город Брянск.

Главный герой в сказке – собирательный образ. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. в сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом – все это «закодировано» в образах сказки.

Например, в сказках главный герой часто оказывается на распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. в реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого – что выбрать из одежды – до жизненно важного – как жить дальше. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по‑другому. Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.

Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым. Многие детские вопросы ставят родителей в тупик. Не так‑то просто объяснить ребенку, почему все происходит так, как происходит, и «что такое хорошо, а что такое плохо». Наблюдая за судьбами героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует свою картину мира, и в зависимости от нее ребенок будет воспринимать разные ситуации и действовать различным образом.

Обязательный для сказки хороший конец дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе.

Ореол тайны и волшебства – это качество, свойственное волшебным сказкам. Волшебная сказка – как живой организм: в нем все дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место другого. Эта способность человека почувствовать нечто, что отличается от него самого, позволяет ему ощутить многогранность мира и свое единство с ним. Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Сказки, и коллективные (народные) и индивидуальные (авторские), отражают культуру и мировоззрение своего народа. Африканские сказки не похожи на русские или французские, восточные сказки отличаются от европейских. Через сказки разных народов ребенок имеет возможность познать жизнь и взгляд на мир в разных уголках Земли. В сказках обычно передается самое сокровенное и характерное для нации. Поэтому ребенок может проникнуть во внутренний мир и образ мыслей человека, живущего в другой части света. Это, в свою очередь, может помочь ребенку научиться понимать людей, живущих в других странах.

Поскольку сказка – многогранный материал, ее можно применять в психологической работе, используя тот ракурс, который наиболее соответствует психокоррекционным и психодиагностическим целям.

Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказывать. Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, однако рассказывание сказок как направление сказкотерапии имеет свои особенности и формы. Можно выделить несколько направлений сказкотерапии.

Взрослый от третьего лица рассказывает новую или известную сказку. в этом случае важны актерские умения и навыки. Рассказывая сказку, важно выстроить перед своим мысленным взором образный ряд повествования; вжиться в героев сказки и передать их интонации; вовремя делать паузы и смысловые акценты.

Интерпретация сказок (аналитический метод). В этом случае акцент делается соответственно на умственную, когнитивную, ментальную сферу психики человека. Цель метода – осознание того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, конструкцией сюжета.

Групповое рассказывание сказок, когда рассказчиком является группа детей (или подростков), возможно в различных вариантах. Взрослый может сам участвовать в рассказе или осуществлять минимальное руководство процессом.

Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Чем меньше возраст детей в группе, тем больше необходимо участие взрослого.

Придумывание продолжения к известной сказке. После того как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение (или другой конец), причем последний рассказчик должен закончить сказку.

Групповое придумывание сказки. Кто‑то начинает говорить первую фразу (например: «В некотором царстве, в некотором государстве»), следующий участник группы присоединяет одну или две фразы и так далее.

Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки (может проводиться как в группе, так и индивидуально). Участники группы выбирают сказку, которую они собираются рассказывать, и распределяют персонажи сказки между собой. Причем персонажи, от имени которых будет рассказываться сказка, могут быть разнообразными.

Переделка известной сказки. Пересказывая или переписывая сказку заново, ребенок или подросток сам выбирает наиболее соответствующие его внутреннему состоянию повороты сюжета и конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения. В этом – психокор‑рекционный смысл переделки сказок. Переписывание любимых сказок детства может быть полезно в том случае, если любимая сказка стала жизненным сценарием и не дает человеку свободно и осознанно строить свою жизнь.

Кукольный спектакль. Слушая или читая сказку, ребенок или взрослый проигрывает ее в своем воображении, представляет себе место действия и образы героев. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование в психологических целях постановка кукольного спектакля по содержанию сказки. «Оживляя» куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным. При этом он получает оперативную недирективную обратную связь в ответ на свои действия. Влияние сказкотерапии на развитие личности ребенка будет более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» – нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает ребенка действовать в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Путешествуя по Сказочной стране, ребенок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем‑то ссориться, производить вокруг себя разрушения – сказка исчезнет, а вместе с ней могут погибнуть и добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и по воле взрослого.

Приведенный ниже курс занятий взят из работы (Грабенко и др., 2004). Он адресован детям в возрасте 5–13 лет и посвящен исследованию эмоций детей. Формулировки инструкций здесь даны для занятий с группой, но этот тренинг легко адаптировать и для индивидуальной работы с ребенком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: