Мы являемся социальными существами. Мы взаимодействуем с родителями, учителями, друзьями, знакомыми, посторонними людьми. Взаимодействуя, мы используем определенные роли. Роль – это круг функций и видов поведения, соответствующих принятым нормам в обществе. Каждый играет в жизни много ролей (например, начальника, подчиненного, сына, отца, мужа, любителя хоккея и т. д.), опираясь при этом на собственное представление о поведении в каждой роли и прошлый опыт. Люди, объединенные в один коллектив или группу, занятые решением определенных задач, взаимодействуют друг с другом. Стиль взаимодействия различен, он зависит от характера человека, его прошлого опыта и т. д. Эти стили поведения называются групповыми ролями.
Для успешного группового взаимодействия необходимы две функции поведения: функции решения задачи и функции оказания поддержки. Продуктивное поведение, определяемое задачей, включает выдвижение и принятие предположений, мнений, информации. Функции поддержки связаны с эмоциональным климатом коллектива. Они способствуют сплоченности и объединению, что облегчает достижение групповых целей.
|
|
Роли, связанные с групповой задачей:
• инициирующий – предлагает идеи;
• разрабатывающий – разрабатывает идеи и предложения;
• координирующий – объединяет идеи, пытается координировать действия;
• ориентирующий – направляет группу к целям, выявляет отклонения;
• критикующий – критически оценивает идеи;
• побуждающий к действию – подталкивает к принятию решения.
Роли, связанные с групповой поддержкой:
• поощряющий – поощряет других;
• гармонизирующий – выступает посредником при расхождении мнений, снижает напряжение во время конфликтов;
• идущий на компромисс – поступается в чем‑то своим мнением;
• пассивно следующий – выступает слушателем.