Упражнение 1. «Внешние и внутренние мотивы»

«Наши поступки по отношению к другим людям вызваны разными побудительными силами. Мы делаем что‑то для других людей и потому, что симпатизируем им, любим их, и потому, что „так положено“, так принято в обществе. Важно понимать, что движет нами в том или ином случае. Например, мы часто не осознаем, что наши поступки продиктованы страхом, боязнью наказания. Иногда мы думаем, что делаем что‑то из лучших побуждений или просто не задумываемся о мотивах, но в основе этих поступков лежит все тот же страх.

Вспомните два случая – один, когда вы сделали что‑то для другого человека потому, что боялись его или чьего‑то еще гнева, осуждения, наказания, хотя в тот момент и не осознавали этого, и другой, когда вы сделали что‑то для другого по той же причине, но при этом прекрасно понимая, почему вы это делаете».

Участники, записав примеры из жизни, делятся ими. Затем консультант просит таким же образом вспомнить два поступка, продиктованных стремлением следовать социальной норме, «быть как все», «не высовываться».

Что было труднее выполнить? Трудно ли было рассказать об этом?

Упражнение 2. «Осознанные и неосознанные мотивы»

Консультант предлагает вспомнить два случая, в одном из которых поступок был вызван неосознанным мотивом, а в другом – тот же мотив осознавался. В качестве примеров можно привести любопытство – желание посмотреть, как поведет себя другой человек в ответ на какой‑то поступок, возможно, узнать предел его терпения; завоевание хорошего отношения – желание непременно добиться расположения, симпатии, дружбы, любви другого человека путем манипулирования им.

Участники обсуждают, легко ли было вспомнить такие случаи, а если трудно, то почему; легко ли было осознать тот или иной мотив межличностных отношений; какие чувства они испытывали, когда нужно было об этом рассказать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: