Упражнение 3. «Принятие критики»

Человек, не умеющий принимать критику, похож на человека с длинными пальцами на ногах, на которые легко наступить. Шаги упражнения:

1. Пойми, что тебе говорят, и оставайся спокойным.

2. Попроси разъяснения – «Что вы имеете в виду?». При этом желательно повторить фразу, по поводу которой требуются разъяснения.

3. Отметь реакцию партнера.

4. Скажи, с чем ты согласен, а с чем – нет, и почему. При этом чувствовать себя надо свободно.

«Услышав критику в свой адрес, нелегко остаться спокойным и попросить разъяснений. Приходится признать, что в каждой критике есть доля правды, здоровое зерно. Надо принять какую‑то часть слов о себе. Критика всегда связана с каким‑то разочарованием в нас. Важно признать факт своего несовершенства. „Да, я не могу быть идеальным. Если я признаю, что я не идеал, то этим разрешаю себе совершать ошибки и позволяю другим людям видеть себя несовершенным. Я могу не нравиться кому‑то, и, если я принимаю это, мне удается правильно понять критику. С чем‑то из сказанного я соглашаюсь, а с чем‑то – нет“.

Примеры ситуаций: учитель ругает тебя за грязь в тетради; друг называет тебя жадным.

Упражнение 4. «Как сказать „нет“

Для подростков овладение этим навыком имеет большое значение, так как им сложно бывает отказать другому, особенно если этот человек настойчив. Подросткам часто бывает трудно определить, в каких случаях следует отказывать или соглашаться.

«Бывают ситуации, в которых сказать „да“ значит сделать хуже себе, а сказать „нет“ – сделать хуже другим. Если мы говорим „нет“, то чувствуем себя виноватыми и одинокими. Однако отказ не означает разрыв отношений с человеком. Для того чтобы не оттолкнуть другого, надо проявить сочувствие, сопереживание, „послушать сердце“ этого человека. Другими словами, „нет“ надо говорить, учитывая чувства другого человека и при этом знать свои цели. Например: „Я вижу, вы очень расстроены, но у меня сейчас нет времени на это дело“.

Способность сказать «нет» повышает вашу оценку в глазах других людей. Эта способность так же важна, как и способность сказать «да».

Труднее всего отказывать близким людям, которые о нас заботятся, например родителям, которые не только заботятся о своих детях, но и отвечают за их жизнь и здоровье, а также предъявляют к ним требования, которые надо выполнять».

Шаги упражнения:

1. Выслушай просьбу спокойно, доброжелательно.

2. Если что‑то неясно, попроси разъяснения – так же, как и в случае критического замечания.

3. Оставайся спокойным и скажи «нет». Коротко объясни, почему ты отказываешь.

4. Если собеседник настаивает, повтори «нет» без объяснений. «Если вы отказали, человек может попытаться манипулировать вами, вызвать чувство вины. Важно не реагировать на манипуляции и оставаться внутренне сосредоточенным на главном содержании просьбы и причине вашего отказа. Лучший способ отказать настойчивому собеседнику – повторять „нет“ в ответ на его попытки продолжить разговор».

Примеры ситуаций: друг просит тебя подежурить за него; уличный торговец пытается продать тебе ненужную тебе вещь.

* * *

Далее приводится основное содержание упражнений для отработки наиболее значимых для подростков навыков (шаги, комментарии, примеры моделируемых ситуаций).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: