События 1830 г

В ноябре 1830 г. в Варшаве шляхетские революционеры восстали против российского самодержавия. Причинами восстания были недовольство шляхты разделами Речи Посполитой и нарушения царским правительством конституции 1815 г. Революционно-демократические силы Польши отстаивали лозунги буржуазно-демократических преобразований, но восстанием управляли польские аристократы. Опираясь на армию Царства Польского и помощь западноевропейских стран, они добивались независимости Речи Посполитой в границах 1772 г. При этом, по их мнению, Беларусь должна была влиться в состав независимой Польши.

Царское правительство стремилось не допустить распространения восстания. В Беларуси, Литве и Украине было введено военное положение. Однако в марте — апреле 1831 г. восстание достигло Литвы и Беларуси (Ошмянский, Браславский, Дисненский и Вилейский уезды). Ядро повстанцев составляла шляхта, учащиеся, офицеры-поляки, католическое и униатское духовенство. В восстании в Беларуси и Литве участвовало около 10 тыс. человек. События развивались преимущественно стихийно, хотя и был создан Виленский центральный повстанческий комитет.

Крестьяне и мещане мобилизовывались в отряды чаще всего под принуждением, они не желали воевать, потому что восстание не решало их социальные проблемы, в то время как имперские власти обещали им освобождение от панов-повстанцев. Узкие политические цели руководителей восстания обусловили отсутствие значительной его поддержки со стороны населения.Тем не менее в Беларуси и Литве действовало около 30 повстанческих отрядов, насчитывавших 12 тыс. человек. Наиболее крупными были отряды под управлением С. М. Радзишевского в Вилейском уезде (3,3 тыс. человек), В. Брохоцкого в Дисненском уезде (Зтыс), К. Д. Пшездецкого в Ошмянском уезде (2,5 тыс.), Я. Кашица и Н. Мержаевского в Новогрудском уезде (1 тыс.). Им на помощь пришли регулярные польские войска во главе с генералами Д. Хлаповским и А. Гелгудом.

Кульминацией восстания стала битва за Вильну 19 июня 1831 г., в которой объединенные повстанческие силы края вместе с присланным на помощь польским корпусом не смогли победить российское войско. В августе 1831 г. восстание было подавлено по всей Беларуси и Литве, а потом и в Польше. Многих его участников арестовывали и высылали в восточные губернии империи. У шляхтичей конфисковывались поместья, лиц недворянского происхождения отдавали в солдаты или ссылали в Сибирь. Своих поместий лишились также магнаты, владевшие тысячами крепостных (Огинские, Плятеры, Радзивиллы, Сапеги, Чарторыйские и др.). На территории Беларуси в 1837 г. было конфисковано 115 поместий с более чем 38 тыс. крестьян-мужчин. Но и после этих событий волнения в Беларуси и Литве не утихли.

29. культура в ½ 19 в

Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети XIX в. ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра.Одновременно в Беларуси проводилась политика распространения русской культуры. Белорусский язык квалифицировался как диалектный говор русского. Не одобрявшие политику русификации, за пределы Беларуси были высланы Я. Чечот, Б. Савич, на 25-летнюю службу определили П. Багрима и т.д. В соответствии с реформой просвещения 1803 - 1804 гг. школьная система строилась по принципу единства и преемственности. В каждом губернском городе создавалась гимназия, в уездном городе - уездное училище, в деревнях - церковно -приходские школы. Все учебные заведения белорусских губерний вошли в состав Виленского учебного округа и стали подчиняться Виленскому университету, который осуществлял контроль за работой школ, его преподаватели готовили программы обучения, писали учебники. После восстания 1830 - 1831 гг. царское правительство меняет политику в области образования. 1 мая 1832 г. был закрыт Виленский университет. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия, созданная на базе медицинского факультета. Обучение во всех типах школ переводится на русский язык. Учителя, не владеющие русским языком, отстраняются от преподавания. Русскоязычных учителей для Беларуси начинает готовить Петербургский учительский институт и Витебская учительская семинария. Беларусь стала объектом исследований российских ученых. Интерес к изучению Беларуси проявили польские ученые. Значительного развития достигла астрономия, математика, медицина - в Виленском университете, агробиология - в Гори-Горецком земледельческом институте. Выделились белорусская археология, этнография, фольклористика. Труды белорусистики, публикации фольклористов, этнографов способствовали пробуждению национального сознания белорусов. В культуре Беларуси первой половины XlX века значительное место принадлежало театру. Развивалось как любительское, так и профессиональное театральное искусство. Событием в театральной жизни Беларуси было возникновение первой труппы белорусского национального театра В. Дунина-Мартинкевича. Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения. Первая половина XlX века явилась началом сбора и публикаций белорусской народной песни, попытки ее композиторской и концертной обработки. Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Виленской школы живописи - отделение изобразительного искусства факультета литературы и искусства Виленского университета. Основателем школы был профессор Ф. Смуглевич.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: