Тренинг «Учиться никогда не поздно»

В определенной степени развитию профессионального «Я» пожилого человека мешает стереотипное восприятие старости как периода ослабления интеллектуальных возможностей. Действительно, в старости наблюдается некоторое нарушение долговременной памяти, особенно в части запоминания новой информации. Но современные исследования показывают, что снижение некоторых показателей умственного развития в старости связано в основном с замедлением скорости восприятия и обработки информации (Хухлаева, 2002).

С другой стороны, процессы научения, сенсорная память, кратковременная память и память на отдаленные события практически не затрагиваются возрастными изменениями (Крайг, 2003). Кроме того, познавательные возможности в старости менее зависят от биологических факторов, чем в каком‑либо другом возрасте. Если человек после выхода на пенсию прекратит все виды активности, он утрачивает мотивы для сохранения этих возможностей. Кроме того, недостаток упражнений может действительно привести к угасанию познавательных возможностей. Старость не препятствует развитию личности, но для его осуществления необходимы высокий уровень развития самосознания и мотивация к большой работе над собой (Петровская, 1996).

В период старения на первый план выходит механизм компенсации, прежде всего – компенсации своих потерь (сил, здоровья, статуса, межличностных связей). Для нормального старения очень важно развивать у пожилых людей именно этот механизм психической жизни. В то же время механизм компенсации должен быть адекватным и полным. Часто пожилые люди уходят в мнимую компенсацию, преувеличивая свои болезни и немощи, чтобы привлечь к себе внимание, вызвать интерес и жалость, а то и добиться более ощутимых материальных привилегий. Поэтому в психологической работе с пожилыми людьми особенно важно стремиться к обучению их новым видам деятельности, развитию креативности, стимулировать появление новых интересов и любых форм творчества, так как с их помощью развивается полная компенсация (Марцинковская, 1999).

Данный тренинг построен с использованием упражнений, приведенных в работе (Фопель, 2000). Представленные в тренинге упражнения затрагивают такие важнейшие аспекты познания, как индивидуальные стратегии и темп обучения, умение преодолевать препятствия и т. д. Часть упражнений посвящена духовному развитию. Ряд инструкций, как и в предыдущем тренинге, участники получают в процессе групповой медитации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: