Заключение

Существует немало причин, вызывающих необходимость взаимодействия рынка и государства. В первую очередь, они вынуждены взаимодействовать по причине своей социальной природы. Кроме того, без этого взаимодействия маловероятным представляется полноценное и планомерное развитие современных социумов. Обучаемые самостоятельно могут сформулировать немалое количество причин позитивного взаимодействия рынка и государства в современной России.

Фактически, с ХVI века в рамках экономической науки, началось осмысление целесообразности, форм и результативности вмешательства государства в экономические отношения. В разные исторические периоды, в различных странах мыслители и государственные деятели по-своему видели суть и меру этого вмешательства. Так, одни полагали, что это вмешательство должно быть минимальным или вообще отсутствовать в принципе, поскольку рыночная экономика обладает эффективным внутренним механизмом саморегулирования. Другие же специалисты и ученые настаивали на максимальном вмешательстве государства в экономику.

Практически все современные концепции признают более эффективной смешанную экономику. В условиях такой экономики государство является одним из экономических субъектов и, соответственно, его роль заключается в налаживании социального взаимодействия с другими экономическими субъектами. Именно такая экономика оптимальна для России, поскольку она в течение нескольких десятилетий развивалась в условиях господства лишь одной формы собственности (по сути, государственной). В нашей стране практически 70 лет не было рынка и свободы экономической деятельности.

Современным менеджерам/бакалаврам следует иметь четкое представление о роли и месте государства в современной экономической системе рыночно-смешанного типа, поскольку именно от характера и качества этой системы в значительной степени зависит практическая деятельность специалиста в области государственного и муниципального управления.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите типичные признаки взаимосвязи и взаимодействия между государством и рынком? Приведите 5-6 современных российских примеров.

2. Раскройте свойства общественных благ в современном обществе. Приведите 5-6 современных российских примеров.

3. Назовите и раскройте основные функции современного государства в экономике. Приведите 5-6 современных российских примеров.

4. Что такое государственная экономическая политика? Приведите 5-6 современных российских примеров.

5. В чем сущность государственного регулирования? Приведите 5-6 современных российских примеров.

6. Перечислите основные современные концепции вмешательства государства в экономику и кратко их охарактеризуйте.

7. В чем сущность теории кейнсианства? Самостоятельно изучите точку зрения разработчика кейнсианской теории экономического роста Роя Харрода и автора неокейнсианского цикла Элвина Хансена.

8. Раскройте сущность теории монетаризма. Самостоятельно изучите точку зрения Ирвинга Фишера и Альфреда Маршалла.

9. В чем состоит принципиальное отличие между кейнсианцами и монетаристами во взглядах на систему государственного вмешательства в экономику? Самостоятельно изучите точку зрения Р. И. Хасбулатова.

10. Объясните сущность теории и политики фритредерства. Самостоятельно изучите точку зрения английского политического деятеля, лидера фритредеров Ричарда Кобдена.

11. Что такое меркантилизм? Назовите известных представителей теории меркантилизма. Самостоятельно изучите точку зрения английского экономиста Томаса Мена, итальянского ученого Антонио Серра и французского драматурга Антуана Монкретьена.

12. Что такое государственный дирижизм? Самостоятельно изучите точку зрения французского экономиста Франсуа Перру.

13. Модель социального рыночного хозяйства. Как Вы ее понимаете? Самостоятельно изучите точку зрения социолога и экономиста Рудольфа Штаммлера и профессора политэкономии Рудольфа Штольцмана.

14. Объясните сущность институционализма. Самостоятельно изучите точку зрения американских ученых Дугласа Норта и Джеймса Бьюкенена.

15. В чем состоит сущность теории устойчивого развития? Самосто-ятельно изучите точку зрения американского экономиста Роберта Мертона Солоу.

16. В чем состоит взаимосвязь теорий регуляции и институционализма? Самостоятельно изучите точку зрения французского экономиста Жерара Дестана де Берниса.

Тематика курсовых работ:

1. Государство как субъект рынка: особенности функционирования в рыночной экономике. Приведите несколько современных российских примеров.

2. Особенности фирм и предприятий как субъектов рынка в современной российской экономике. Приведите 7-8 примеров, доказывающих, что фирмы и предприятия имеют свои особенности.

3. Сформулируйте 6-7 перспектив развития домохозяйств, как субъектов рынка в Российской Федерации. Докажите примерами, что эти перспективы реальны для нашей страны.

4. Какие виды государственной экономической политики являются приоритетом деятельности менеджеров в сфере государственного и муниципального управления. Приведите 10 конкретных примеров из российской практики.

5. Самостоятельно разберитесь в сущности государственной поддержки. В чем состоят отличия государственной поддержки от государственного управления и государственного регулирования? Выразите отличия (на примере поддержки малого бизнеса) в табличной форме.

6. Использование теории кейнсианства в деятельности менеджера в сфере государственного и муниципального управления. Приведите 7-8 конкретных российских примеров.

7. Использование теории монетаризма в деятельности менеджера в сфере государственного и муниципального управления. Приведите 7-8 конкретных российских примеров.

8. Как проявляет себя российский меркантилизм в современной международной экономической практике. Приведите 7-8 примеров.

9. Какие концепции вмешательства государства в экономику реально используются органами государственной власти в современной России? Приведите 7-8 примеров такого использования.

10. Самостоятельно докажите, какая концепция вмешательства государства в экономику оптимальна для современной России. Приведите несколько примеров.

Дополнительная литература для самостоятельного изучения:

1. Андрианов В.Д. Эволюция основных концепций регулирования экономики от теории меркантилизма до теории саморегуляции. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2008. 325 с.

2. Бренделева Е.А. Неоинституциональная экономическая теория: учеб. пособие. М.: Дело и Сервис, 2006. С. 234–249.

3. Государственное регулирование в современном политическом процессе России: Научная монография / В.В. Белозёров, С.В. Демченко,
И.М. Карелина и др. М.–Орел: ОРАГС, 2009. С. 67–91.

4. Государственно-управленческие инструменты мотивации самостоятельных решений частного капитала в интересах общества // Проблемы современного государственного управления в России. Материалы научного семинара / Под ред. В.И. Якунина. М.: Научный эксперт, 2008. Вып. № 6. С. 4–35.

5. Журавлев В.Г., Журавлев Г.В., Гурнина Д.А., Яшин А.А. Государственное управление в условиях рынка. Менеджерские проблемы: Учебно-методическое пособие. М.: ИПКгосслужбы, 2011. С. 135–149.

6. Корнейчук Б.В. Институциональная экономика: уч. пособие для вузов. М.: Гардарики, 2007. С. 188–195.

7. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: уч. пособие / Под ред. В.М. Соколинского. М.: КНОРУС, 2010 (инв. № 2037у). С. 10–30.

8. Развитие предпринимательства в системе местного самоуправления: учебное пособие / Под ред. Э. Маркварт. М.: Муниципальная связь, 2000. (инв. № 750у). 600 с.

9. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2012 (инв.
№ 2361у). С. 8–101.

10. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: учебное пособие. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1996 (инв. № 22173, 22174), 423 с.

11. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Экономист, 2004 (1249у), 620 с.

12. Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Идеология экономической политики: проблема российского выбора. Монография. М.: Научный эксперт, 2008. С. 55–127, 158–184.


Глава 5. Понятие государственной службы

Учебные вопросы:

1. Современная государственная служба.

2. Кадровая политика в Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: